twitter ВКонтакте facebook

МИР СЕМЬИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ В. БЕРЕСТОВА «БРАТЬЯ», «ЛАПТА», «ПЛАЩ», «СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ»

Страницы учебника: 79–84.

Цели: увидеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, детских переживаний и впечатлений поэта; сопоставить судьбу лирического героя с судьбой Ваньки и Петьки.

Оборудование: записи песен М. Рябинина «Родительский дом», Н. Добронравова «Надежда»; «карта мыслей»; «островки детства» (листы бумаги к заданию).

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня М. Рябинина «Родительский дом».

II. Введение в тему.

– Какие мысли «разбудила» в вас песня? Поделитесь.

– О чем будет разговор на нашем уроке? Почему это важно?

– Дом, семья – это для человека самое главное, самое нужное в жизни. Если в доме царит взаимопонимание, доверие, тепло, уют, то это настоящее счастье. А что для вас счастье? (Высказывания детей, составление «карты мыслей».)

– Проанализируйте «карту мыслей» и сделайте вывод о горькой судьбе Петьки и Ваньки Жукова. (По сути, у них не было детства, так как с раннего возраста они вынуждены были зарабатывать себе на жизнь и практически (кроме выезда Петьки на дачу) не имели возможности отдаться детским забавам, играть и общаться со сверстниками. Они только считались свободными людьми, а реально находились в полной зависимости от хозяина, который мог безнаказанно и оскорбить, и учинить физическую расправу.)

III. Проверка домашнего задания.

– А лирический герой В. Берестова счастлив? Что делает человека счастливым? (Друзья, общение.)

– Прочитайте наизусть стихи о дружбе В. Берестова, которые вы выучили дома.

– Чему они вас научили? О чем заставили задуматься?

IV. Объявление темы и постановка целей урока.

– Как вы думаете, этого достаточно для счастья?

– Объясните смысл пословицы: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

– Давайте познакомимся с другой стороной детского счастья лирического героя В. Берестова.

Вы правы были, когда сказали, что у Петьки и Ваньки Жукова не было детства. Я позволю себе немного возразить вам, сказав, что каждый из них, и Ванька, и Петька, имеет свой островок детства, на котором есть все самое ценное, чем богато детство. Да-да, не удивляйтесь!

У вас на партах лежат «островки детства» – Петькина «дача» и жизнь в деревне Ваньки Жукова. Попробуйте, изучая счастливое детство лирического героя Берестова, найти крупицы счастья для «островков» Петьки и Ваньки.

V. Изучение нового материала.

1. «Братья». Работа над стихотворением.

               Нам живется легко и просто

               Оттого, что своим теплом

               Наши бабушки, папы и мамы

               Согревают наш милый дом.

Говорят, что дом без детей мертв. Хорошо, когда в доме слышен детский смех.

– В каких случаях говорят «дом ходуном»?

Самостоятельное чтение стихотворения.

– Прочитайте самостоятельно стихотворение «Братья». Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Что это значит?

– Что придает стихотворению комический эффект? (Поведение братьев, их драка, но друг друга они в обиду не дают.)

– О чем говорят частичные повторы строк? (Описание образа жизни братьев.)

– Где стоят ударения в последних словах строчек?

– Какие художественные средства использует автор, чтобы было смешно? (Смешным стихотворение делает частичное повторение строк: «Дом ходуном» – «Двор ходуном»; «Брат идет на брата!» – «Встает за брата брат!»)

– Где стоят ударения в последних словах строчек и что придают стихотворению? (В первой строфе – на последнем слоге; вторая, третья, четвертая – на предпоследнем. Это говорит о том, что в первой строфе преобладают женские окончания; во второй – все окончания мужские.)

– Какую интонацию придают мужские окончания? (Энергию, четкость и напористость.)

Выразительное чтение стихотворения «Братья».

– У кого из вас есть брат? Вам знакома ситуация, в которой оказался лирический герой? Из-за чего она возникает?

– Вчитайтесь внимательно в стихотворение, может, найдете что-нибудь для «островков» Петьки или Ваньки. (Дети работают самостоятельно, выписывают на «островок» Петьки – общение со сверстниками.)

2. «Лапта». Работа над стихотворением.

– Отгадайте загадку:

                   Слово – это зов и заклинанье,

                   В этом слове – сущего душа.

                   Это искра первого сознанья,

                   Первая улыбка малыша.

                   Слово это сроду не обманет.

                   В нем сокрыто жизни существо,

                   В нем – исток всего. Ему конца нет.

                   Встаньте!.. И произнесите вы его...

               (Мама!)

Это замечательное стихотворение написал Р. Гамзатов. Мама, мамочка. Сколько тепла таит это магическое слово! Материнская любовь греет нас до старости.

                            Маму любят все на свете,

                            Мама – первый друг,

                            Любят мам не только дети,

                            Любят все вокруг.

                            Если что-нибудь случится,

                            Если вдруг беда,

                            Мамочка придет на помощь,

                            Выручит всегда.

                            Мамы много сил, здоровья

                            Отдают всем нам.

                            Значит, правда, нет на свете

                            Лучше наших мам.

– Вы согласны с автором этого стихотворения? Приведите примеры, которые подтверждают мысль автора: «Нет на свете лучше наших мам». (Ответы детей.)

– Литературный герой В. Берестова тоже считает свою маму лучшей. Послушайте о ней стихотворение и подумайте, почему у стихотворения такое название.

Первичное чтение стихотворения учителем.

– Что такое лапта? Какое отношение она имеет к маме лирического героя? (Ответы детей.)

Самостоятельное чтение стихотворения.

– Что можно вписать на «островок счастья»? (Игры со сверстниками, забота матери.)

Беседа по содержанию.

– Что удивило лирического героя? (Ловкость мамы.)

– Докажите, что мама лирического героя в душе сохранила озорство и ловкость ребенка. Подтвердите словами текста. («Кидать кидали, да не попадали», «И к ужину обоих дома ждали».)

– Нравятся вам отношения, которые связывают лирического героя с матерью? (Лирический герой гордится мамой, хотя сначала у него возникло чувство недоумения. Мама пришла позвать домой, но осталась, увлеченная игрой, которую, вероятно, очень любила в детстве.)

Физкультминутка

3. «Плащ». Работа над стихотворением.

У каждого из вас дома наверняка есть вещи, которые были свидетелями каких-либо важных событий в истории семьи. Эти вещи бережно хранят ваши родители как семейные реликвии.

– Спросите дома у родителей, какие реликвии есть в вашей семье?

Чтение стихотворения «Плащ» учителем.

– Что вы заметили? (Дети могут предложить разные варианты ответа: состоит из трех частей, плащ не просто вещь, а «экспонат» семейного музея, с ним связаны теплые воспоминания.)

– Прочитайте первую часть. О чем она? (Вводит нас в мир романтики и героических подвигов, плащи носили мушкетеры.)

– Плащ, о котором говорится в первой части, похож на папин плащ? (Нет, этого плаща не существует, это лишь образ.)

– Прочитайте вторую часть. Чем этот плащ отличается от «героических» плащей? (Пуговицы на плаще мешают свободно развеваться вокруг тела.)

– Прочитайте третью часть. Как образ плаща был реабилитирован? (Папин плащ ценен, но не подвигами, а тем, что в нем папа ходил вместе с лирическим героем на рыбалку, укрывал от ветра и дождя, превращался в скатерть-самобранку.)

– Определите настроение каждой части.

– Подумайте, чем является образ плаща для лирического героя? (Это размышление героя об отце и о жизни в целом.)

Вывод: линялый плащ с пуговицами, который банально висит на гвоздике, сначала совсем не похож на плащ героя, но как только домашний быт меняется на мир природы, линялый плащ обретает сказочные черты.

Наверняка вы уже поняли, что можно записать на «островки счастья». (Самостоятельная работа.)

4. «Семейная фотография». Работа над стихотворением.

– Пришло время «увидеть» семью лирического героя В. Берестова. Как это можно сделать? (Предположения детей.)

Фотография из семейного альбома – лучшая память о важных событиях в жизни семьи.

– Прочитайте стихотворение «Семейная фотография».

– Вы смогли увидеть сцену фотографирования семьи лирического героя? Как это удалось Берестову? (Автор описал все мельчайшие детали – и членов семьи, и обстоятельства, в которых делалась фотография.)

– Какие отношения в семье лирического героя? Из чего это видно? (Отношения в семье очень хорошие, лирическому герою уютно в семье. Он в подробностях помнит, как вели себя близкие.)

5. Обобщение.

– Посмотрите на «карту мыслей» «Счастливое детство», которую мы составили в начале урока. Определите, что можно считать главными компонентами детства для лирического героя В. Берестова. (Счастливое детство – это возможность играть и общаться со сверстниками. Счастливое детство – это близкие отношения с родителями, которые тебя понимают, которые с тобой общаются, вместе играют, берут в свои взрослые развлечения, на рыбалку например.)

– Крутим «барабан времени». Когда возможно счастливое детство? (Когда нет войны, есть родители, друзья, дети сыты, одеты, имеют возможность учиться, играть со сверстниками и т. д.)

В начале урока мы сказали: лучшее, что было у Ваньки Жукова и Петьки, – это воспоминания.

6. Проверка самостоятельной работы.

– Какие «крупицы» счастливого детства были у Петьки? (Возможность раствориться в мире природы, почувствовать ее красоту, силу, ароматы; возможность общаться со сверстником – гимназистом Митей; детские игры; ощущение свободы – чувство того, что весь мир принадлежит именно ему.)

– Что вы написали на «островке детства» Ваньки Жукова? (Общение с природой: Ванька очень остро воспринимает красоту деревенского пейзажа (белые крыши домов, струйки дыма, посеребренные инеем деревья; сверкающий праздничным блеском Млечный Путь), хорошо понимает характеры дедовых собак Вьюна и Каштанки. Это и опыт похода в лес вместе с дедом за рождественской елкой, и опыт праздника в господском доме, когда дарят подарки, угощают леденцами и золочеными орешками.)

Звучит песня Н. Добронравова «Надежда».

– Какое отношение имеет эта песня к судьбе Ваньки и Петьки? (Они надеялись на лучшее, это помогло им выжить в тяжелых условиях.)

– Назовите их огоньки надежды. (Удочка является залогом того, что дача в жизни Петьки может повториться, что она не останется навсегда всего лишь воспоминанием. Ванька рассчитывает на то, что дед выклянчит для него у барышни золоченый орех и спрячет до приезда внука в его сундучок.)

– А что является огоньком надежды для лирического героя В. Берестова и лично для вас? (Счастливое детство – надежда на счастливое будущее.)

VI. Итог урока.

– Какие стихи В. Берестова вам особенно понравились?

Домашнее задание: найти сборники стихов В. Берестова, выучить наизусть понравившееся стихотворение.