Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 86–93.
Цели:
познакомиться с главными героями
повести-сказки, отметить черты их характеров, сориентироваться, где и
когда
происходят описываемые события, понаблюдать, как автор творит
предчувствие
чуда.
Оборудование:
аудиозапись фрагментов из балета-феерии П. И. Чайковского
«Щелкунчик»;
иллюстрация (обстановка дома Штальбаумов – нарядная елка,
подарки под ней,
горящие свечи).
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Введение в тему.
–
Прочитайте
название четвертой главы. («Реальный и волшебный
мир в авторской сказке».)
–
Что нового
появится в этой теме? (Литературные авторские сказки.)
–
Совершенно
верно. Сказки имеют автора, а значит, несут на себе печать его
личности.
Подумайте, где писатели находят сюжеты для своих сказок? (Часто
сюжеты
подсказывает сама жизнь.)
На
доске эпиграф: «Нет сказки причудливей, чем сама
жизнь!» (Г.-Х. Андерсен.)
–
К кому
приходят сказки? (К добрым, ласковым людям.)
–
Чему учат
сказки? (Не мириться со злом, а стремиться наказать его,
торжествовать
должно только добро.)
–
Рассмотрите
шмуцтитул. Кто знает, персонажи какой сказки на нем изображены? (Ответы
детей.)
–
С помощью чего
создается атмосфера чуда? (Предположения детей.)
–
Совершить
путешествие в волшебный мир сказки нам поможет прекрасная музыка П. И.
Чайковского. (Начинает тихо звучать музыка.)
Ее
сладкие звуки
на своих крыльях уносят нас далеко-далеко...
III.
Объявление темы урока.
–
Прочитайте
название сказки. («Щелкунчик и Мышиный
Король».)
На
доске: «Калейдоскоп названий глав сказки»
–
Елка
Сказка о твердом орехе
Подарки
Дядя и племянник
Любимец
Победа
Чудеса
Кукольное царство
Битва
Столица
Болезнь
Заключение
–
Вот какой мир откроется перед вами, а
поведет вас замечательный сказочник – Эрнст
Теодор Амадей Гофман.
–
Ребята, что вы
знаете об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане? (Это известный
немецкий писатель,
сказочник. Он родился в 1776 году, а в 1814 вышла первая книга
его
рассказов. В 1822 году Гофман тяжело заболел и умер.
Слава пришла к
нему после смерти...)
IV.
Постановка целей урока.
–
Можем мы по
названию сказки и глав определить всех главных героев? (Нет.)
–
Подчеркните
тех, о которых говорят названия глав. (Щелкунчик, Мышиный
Король, любимец,
дядя и племянник.)
–
А на
шмуцтитуле какая-то девочка, она из этой сказки? (Предположения
детей.)
–
На какой
вопрос мы должны дать ответ на этом уроке? (Познакомимся с
главными героями
повести-сказки, отметим черты их характеров, узнаем, где и когда
происходят
описываемые события, понаблюдаем, как автор творит предчувствие чуда.)
V.
Изучение нового материала.
1.
Чтение первой главы «Елка».
–
Прочитайте
первую главу сказки «Елка».
–
Появилось ли у
вас предчувствие чуда? Если да, то с чем это связано: с нарядной
рождественской
елкой или с загадочной фигурой крестного Дроссельмейера? (Предчувствие
чуда,
его ожидание появляются благодаря
всем
перечисленным обстоятельствам и впечатлениям: это и сидение детей в
темной
спальне в ожидании рождественского чуда – елки и подарков;
это и разговоры о
загадочном крестном, обладающем почти сказочной внешностью и
фантастическими
способностями; это и мечты о чудесных подарках.)
–
Случайно ли,
что действие сказки завязывается в ночь с 24 на 25 декабря –
в Рождественскую
ночь? (Канун Рождества, Сочельник, – это не
случайно выбранный момент для
завязывания действия: именно в это время случаются чудеса, именно в это
время
возникает чувство предвкушения волшебства.)
2.
Главные герои повести.
–
Назовите
героев первой главы. (Отец Штальбаум, дети – Фриц и
Мари, крестный
Дроссельмейер.)
–
Кого из героев
автор описывает подробнее всех? Прочтите это описание (с. 86).
–
Объясните
детскую привязанность и любовь к этому непривлекательному человеку. (У
него
добрая душа, любит приносить радость людям, необычный мастер, умеет
творить
чудеса.)
Звучит
музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского,
гаснет свет, зажигаются свечи.
На доске – иллюстрация (нарядная елка в большом просторном
зале).
3.
Чтение второй главы учителем.
Учитель читает
вторую главу до слов: «...И чего там только не
было!..»
–
Я думаю, вам
передались нетерпение и восторг детей от увиденной елки и появилось
желание
рассмотреть подарки
на рождественском
столе вместе с Мари и Фрицем.
4.
Чтение второй главы сказки
(продолжение). Обсуждение.
–
Прав ли был
Фриц, который сказал, что от игрушек крестного нет никакого толку?
Почему такое
необыкновенное мастерство Дроссельмейера вызывает у детей сначала
восторг, а
потом скуку? (Дети – деятельные натуры, более того,
натуры, наделенные
неуемным, безудержным воображением. Им нравятся такие игрушки, которые
можно
трогать, перемещать, с которыми можно по-настоящему играть, которыми
можно
распоряжаться самим, а не просто издали любоваться; которые могут стать
частью
мира, созданного их воображением, фантазией. Игрушки крестного
отличаются большим
искусством, с одной стороны, и механистичностью – с другой. А
ведь самый
прекрасный и искусный механизм – это всего лишь механизм,
обладающий своей
программой, которая все время повторяется. Именно поэтому
первоначальный
восторг, вызываемый искусными произведениями Дроссельмейера, сменяется
скукой,
когда обнаруживается одна и та же программа, которую выполняет искусный
механизм. Именно поэтому Фриц говорит: «Да и какой толк нам
от его игрушек? У
нас тут же их отбирают. Нет, мне куда больше нравятся папины и мамины
подарки:
они остаются у нас, мы сами ими распоряжаемся».)
–
Как
характеризует детей их отношение к подаркам? (Мари
– добрая, чуткая,
внимательная, тактичная девочка, способная сопереживать; Фриц
– развитый
мальчик, суровый, грубоватый, временами жестокий и нетерпеливый.)
–
Теперь, когда
почти все подарки получены, но чудо еще не произошло, предположите, кто
из
главных героев может быть причастным к волшебному миру, кто способен
заметить и
разглядеть чудеса там, где другие «слепы»? (Это
советник суда. Дроссельмейер
– необыкновенно искусный мастер, загадочный, необычный
человек. И Мари – тонко
чувствующая, добрая девочка.)
Физкультминутка
5.
Чтение третьей главы.
–
Вы, конечно,
хотите узнать и о других подарках, полученных детьми советника медицины
Штальбаума?
Тогда прочитайте третью главу сказки Гофмана
«Щелкунчик» самостоятельно.
6.
Беседа по содержанию.
–
Почему Мари
заметила Щелкунчика только после того, как были изучены все подарки? (Щелкунчик
некрасив, на фоне ярких подарков он не может сразу броситься в глаза;
сказочник
хочет посмотреть, добрые ли у детей сердца, смогут ли они полюбить
маленького
уродца; крёстный тоже был некрасив, но дети сумели понять, что у него
доброе
сердце.)
–
Как
характеризует Мари то, что всем игрушкам, которые ей подарили, красивым
куклам
и нарядному платью, она предпочла Щелкунчика? (То, что Мари
предпочла всем
остальным игрушкам и куклам деревянного человечка, хотя он совершенно
не
отличался внешней красотой (нескладный, ножки тоненькие, голова
великовата,
глаза навыкате), зато обладал лицом, которое светилось добродушием,
глазами,
которые смотрели приветливо и доброжелательно, ласковой улыбкой,
благовоспитанностью, скромностью и хорошим вкусом (как показалось
Мари),
характеризует Мари как человека, глубоко чувствующего, который умеет
вглядываться в окружающих, обнаруживать истинную, то есть душевную
привлекательность, способен отличать внешне прекрасное от внутреннего
богатства.)
–
Как Мари вела
себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? Перескажите.
–
Как Мари
лечила Щелкунчика и заботилась о нём? (Мари, которая сразу же
мысленно
оживила Щелкунчика, отнеслась к его травме очень серьезно и
сочувственно. Она
огорчилась до слез и сразу взяла человечка под свою опеку: подвязала
ему
сломанную челюсть ленточкой, снятой со своего нового нарядного платья,
подобрала обломившиеся зубы, укутала и стала утешать и убаюкивать, чем
вызвала
смех брата Фрица.)
–
Как отнеслись к пострадавшему Щелкунчику Мари, Фриц, отец и крестный
Дроссельмейер? (Фриц проявил неслыханную жестокость, пытаясь
заставить
пострадавшего Щелкунчика и дальше щелкать орехи, чем вызвал замечание
отца,
который встал на сторону Мари, сказав, что в армии раненых солдат
никогда не
оставляют в строю. Крестный Дроссельмейер принял сторону Фрица:
Щелкунчик не вызвал
в нем сочувствия.)
VI.
Итог урока.
Работа
в группах.
–
Составьте
словесные портреты главных героев сказки.
–
Попробуйте
угадать, о каком герое вам будут рассказывать (группы по очереди читают
словесные портреты героев сказки).
–
Как автору повести-сказки «Щелкунчик»
Гофману удалось создать у читателей предчувствие предвкушения чуда? (Уже
в
начале есть загадка и тайна: действие происходит под Рождество, а, как
известно, именно в это время случаются чудеса, Мари воспринимает
Щелкунчика как
живого, Дроссельмейер непостижимым образом похож на новую игрушку.)
Домашнее
задание:
читать с. 86–107.