twitter ВКонтакте facebook

В РЕАЛЬНОМ МИРЕ ВОЛШЕБНОЙ ПОВЕСТИ-СКАЗКИ ГОФМАНА «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»

Страницы учебника: 86–93.

Цели: познакомиться с главными героями повести-сказки, отметить черты их характеров, сориентироваться, где и когда происходят описываемые события, понаблюдать, как автор творит предчувствие чуда.

Оборудование: аудиозапись фрагментов из балета-феерии П. И. Чайковского «Щелкунчик»; иллюстрация (обстановка дома Штальбаумов – нарядная елка, подарки под ней, горящие свечи).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

– Прочитайте название четвертой главы. («Реальный и волшебный мир в авторской сказке».)

– Что нового появится в этой теме? (Литературные авторские сказки.)

– Совершенно верно. Сказки имеют автора, а значит, несут на себе печать его личности. Подумайте, где писатели находят сюжеты для своих сказок? (Часто сюжеты подсказывает сама жизнь.)

На доске эпиграф: «Нет сказки причудливей, чем сама жизнь!» (Г.-Х. Андерсен.)

– К кому приходят сказки? (К добрым, ласковым людям.)

– Чему учат сказки? (Не мириться со злом, а стремиться наказать его, торжествовать должно только добро.)

– Рассмотрите шмуцтитул. Кто знает, персонажи какой сказки на нем изображены? (Ответы детей.)

– С помощью чего создается атмосфера чуда? (Предположения детей.)

– Совершить путешествие в волшебный мир сказки нам поможет прекрасная музыка П. И. Чайковского. (Начинает тихо звучать музыка.)

Ее сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко...

III. Объявление темы урока.

– Прочитайте название сказки. («Щелкунчик и Мышиный Король».)

На доске: «Калейдоскоп названий глав сказки» –

Елка                        Сказка о твердом орехе

Подарки                   Дядя и племянник

Любимец                  Победа

Чудеса                     Кукольное царство

Битва                      Столица

Болезнь                   Заключение

– Вот какой мир откроется перед вами, а поведет вас замечательный сказочник – Эрнст Теодор Амадей Гофман.

– Ребята, что вы знаете об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане? (Это известный немецкий писатель, сказочник. Он родился в 1776 году, а в 1814 вышла первая книга его рассказов. В 1822 году Гофман тяжело заболел и умер. Слава пришла к нему после смерти...)

IV. Постановка целей урока.

– Можем мы по названию сказки и глав определить всех главных героев? (Нет.)

– Подчеркните тех, о которых говорят названия глав. (Щелкунчик, Мышиный Король, любимец, дядя и племянник.)

– А на шмуцтитуле какая-то девочка, она из этой сказки? (Предположения детей.)

– На какой вопрос мы должны дать ответ на этом уроке? (Познакомимся с главными героями повести-сказки, отметим черты их характеров, узнаем, где и когда происходят описываемые события, понаблюдаем, как автор творит предчувствие чуда.)

V. Изучение нового материала.

1. Чтение первой главы «Елка».

– Прочитайте первую главу сказки «Елка».

– Появилось ли у вас предчувствие чуда? Если да, то с чем это связано: с нарядной рождественской елкой или с загадочной фигурой крестного Дроссельмейера? (Предчувствие чуда, его ожидание появляются  благодаря всем перечисленным обстоятельствам и впечатлениям: это и сидение детей в темной спальне в ожидании рождественского чуда – елки и подарков; это и разговоры о загадочном крестном, обладающем почти сказочной внешностью и фантастическими способностями; это и мечты о чудесных подарках.)

– Случайно ли, что действие сказки завязывается в ночь с 24 на 25 декабря – в Рождественскую ночь? (Канун Рождества, Сочельник, – это не случайно выбранный момент для завязывания действия: именно в это время случаются чудеса, именно в это время возникает чувство предвкушения волшебства.)

2. Главные герои повести.

– Назовите героев первой главы. (Отец Штальбаум, дети – Фриц и Мари, крестный Дроссельмейер.)

– Кого из героев автор описывает подробнее всех? Прочтите это описание (с. 86).

– Объясните детскую привязанность и любовь к этому непривлекательному человеку. (У него добрая душа, любит приносить радость людям, необычный мастер, умеет творить чудеса.)

Звучит музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, гаснет свет, зажигаются свечи. На доске – иллюстрация (нарядная елка в большом просторном зале).

3. Чтение второй главы учителем.

Учитель  читает  вторую главу до слов: «...И чего там только не было!..»

– Я думаю, вам передались нетерпение и восторг детей от увиденной елки и появилось желание рассмотреть  подарки на рождественском столе вместе с Мари и Фрицем.

4. Чтение второй главы сказки (продолжение). Обсуждение.

– Прав ли был Фриц, который сказал, что от игрушек крестного нет никакого толку? Почему такое необыкновенное мастерство Дроссельмейера вызывает у детей сначала восторг, а потом скуку? (Дети – деятельные натуры, более того, натуры, наделенные неуемным, безудержным воображением. Им нравятся такие игрушки, которые можно трогать, перемещать, с которыми можно по-настоящему играть, которыми можно распоряжаться самим, а не просто издали любоваться; которые могут стать частью мира, созданного их воображением, фантазией. Игрушки крестного отличаются большим искусством, с одной стороны, и механистичностью – с другой. А ведь самый прекрасный и искусный механизм – это всего лишь механизм, обладающий своей программой, которая все время повторяется. Именно поэтому первоначальный восторг, вызываемый искусными произведениями Дроссельмейера, сменяется скукой, когда обнаруживается одна и та же программа, которую выполняет искусный механизм. Именно поэтому Фриц говорит: «Да и какой толк нам от его игрушек? У нас тут же их отбирают. Нет, мне куда больше нравятся папины и мамины подарки: они остаются у нас, мы сами ими распоряжаемся».)

– Как характеризует детей их отношение к подаркам? (Мари – добрая, чуткая, внимательная, тактичная девочка, способная сопереживать; Фриц – развитый мальчик, суровый, грубоватый, временами жестокий и нетерпеливый.)

– Теперь, когда почти все подарки получены, но чудо еще не произошло, предположите, кто из главных героев может быть причастным к волшебному миру, кто способен заметить и разглядеть чудеса там, где другие «слепы»? (Это советник суда. Дроссельмейер – необыкновенно искусный мастер, загадочный, необычный человек. И Мари – тонко чувствующая, добрая девочка.)

Физкультминутка

5. Чтение третьей главы.

– Вы, конечно, хотите узнать и о других подарках, полученных детьми советника медицины Штальбаума? Тогда прочитайте третью главу сказки Гофмана «Щелкунчик» самостоятельно.

6. Беседа по содержанию.

– Почему Мари заметила Щелкунчика только после того, как были изучены все подарки? (Щелкунчик некрасив, на фоне ярких подарков он не может сразу броситься в глаза; сказочник хочет посмотреть, добрые ли у детей сердца, смогут ли они полюбить маленького уродца; крёстный тоже был некрасив, но дети сумели понять, что у него доброе сердце.)

– Как характеризует Мари то, что всем игрушкам, которые ей подарили, красивым куклам и нарядному платью, она предпочла Щелкунчика? (То, что Мари предпочла всем остальным игрушкам и куклам деревянного человечка, хотя он совершенно не отличался внешней красотой (нескладный, ножки тоненькие, голова великовата, глаза навыкате), зато обладал лицом, которое светилось добродушием, глазами, которые смотрели приветливо и доброжелательно, ласковой улыбкой, благовоспитанностью, скромностью и хорошим вкусом (как показалось Мари), характеризует Мари как человека, глубоко чувствующего, который умеет вглядываться в окружающих, обнаруживать истинную, то есть душевную привлекательность, способен отличать внешне прекрасное от внутреннего богатства.)

– Как Мари вела себя по отношению к Щелкунчику? А Фриц? Что случилось? Перескажите.

– Как Мари лечила Щелкунчика и заботилась о нём? (Мари, которая сразу же мысленно оживила Щелкунчика, отнеслась к его травме очень серьезно и сочувственно. Она огорчилась до слез и сразу взяла человечка под свою опеку: подвязала ему сломанную челюсть ленточкой, снятой со своего нового нарядного платья, подобрала обломившиеся зубы, укутала и стала утешать и убаюкивать, чем вызвала смех брата Фрица.)

– Как отнеслись к пострадавшему Щелкунчику Мари, Фриц, отец и крестный Дроссельмейер? (Фриц проявил неслыханную жестокость, пытаясь заставить пострадавшего Щелкунчика и дальше щелкать орехи, чем вызвал замечание отца, который встал на сторону Мари, сказав, что в армии раненых солдат никогда не оставляют в строю. Крестный Дроссельмейер принял сторону Фрица: Щелкунчик не вызвал в нем сочувствия.)

VI. Итог урока.

Работа в группах.

– Составьте словесные портреты главных героев сказки.

– Попробуйте угадать, о каком герое вам будут рассказывать (группы по очереди читают словесные портреты героев сказки).

– Как автору повести-сказки «Щелкунчик» Гофману удалось создать у читателей предчувствие предвкушения чуда? (Уже в начале есть загадка и тайна: действие происходит под Рождество, а, как известно, именно в это время случаются чудеса, Мари воспринимает Щелкунчика как живого, Дроссельмейер непостижимым образом похож на новую игрушку.)

Домашнее задание: читать с. 86–107.