twitter ВКонтакте facebook

ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

Страницы учебника: 97–103.

Цели: исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира  – в волшебный  в народной сказке.

Ход урока

I. Организационный момент.

               Без ног оно, без крыльев оно,

               Не видно его, не слышно его...

               Быстро летит, не догонишь его.

               Что это такое? (Время.)

Время не стоит на месте.

               Так-так-так, тик-тик-тик,

               Мы всего лишь краткий миг.

               Характер у времени крут,

               Суров, справедлив его суд –

               Твердят минутки.

               Тик-тик-тик, да-да-да,

               Мы уходим навсегда.

II. Актуализация опорных знаний.

– Сказка – один из любимых писателями жанров. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей.)

– Предыдущий урок прошел у нас в ожидании чуда. Дома вы прочитали главы «Любимец», «Чудеса», «Битва». Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. (Высказывания детей.)

– Найдите на шмуцтитуле предмет, при помощи которого осуществляется связь между реальным и волшебным миром, и они постоянно сменяют друг друга. (Это часы.)

– В какое время суток и в каком конкретно часу в комнате начались чудеса? (Чудеса начались ночью, точнее даже в Рождественскую ночь, ровно в полночь. В данном случае они связаны с тем, что игрушки оживают, мыши оказываются подданными своего короля и превращаются в войско; завязывается война между войском Мышиного Короля и войском Щелкунчика, который тоже оказывается королем.)

– Знаете ли вы другую авторскую сказку, где бой часов отмечает начало чудесных превращений? (Сказка Шарля Перро «Золушка». Героиня сказки могла находиться во дворце на балу только до полуночи: во время боя часов начиналась череда превращений: волшебное платье превращалось в обыкновенное, карета – в тыкву, кони – в мышей, кучер – в толстую крысу, лакеи – в ящериц. Таким образом, волшебство заканчивалось с 12-м ударом часов.)

III. Постановка целей урока.

– Сегодня на уроке мы исследуем, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король».

Долго Мари устраивала Щелкунчика на ночлег, вплоть до того момента, когда часы начали бить полночь. 12 часов... да еще в Рождественскую ночь... самое время для чудес! Что же произошло?

IV. Работа по теме урока.

1. Чтение фрагмента из главы «Чудеса».

2. Анализ содержания фрагмента.

– Укрепилось ли у вас представление о том, что Щелкунчик и крестный Дроссельмейер связаны какими-то странными узами? (Во-первых, Щелкунчик недобро усмехнулся, когда Мари говорила ему о крестном Дроссельмейере. Во-вторых, крестный почему-то оказался на часах, бивших полночь, и был свидетелем всех волшебных превращений в комнате.)

– Подтвердите словами текста. («Вставить же тебе крепкие зубки, вправить челюсть – это уже дело крестного Дроссельмейера: он на такие штуки мастер... однако Мари не успела договорить. Когда она упомянула имя Дроссельмейера, Щелкунчик вдруг скорчил злую мину, и в глазах у него сверкнули колючие злые огоньки»; «Мари очень струсила и чуть не убежала со страху, но тут она увидела, что на часах вместо совы сидит крестный Дроссельмейер, свесив полы своего желтого сюртука по обеим сторонам, словно крылья. Она собралась с духом и громко крикнула плаксивым голосом: “Крестный, послушай, крестный, зачем ты туда забрался? Слезай вниз и не пугай меня, гадкий крестный”».)

– Удалось ли автору создать устрашающее впечатление ночного нашествия мышей? Каким образом? (Он создает слуховой образ: шушуканье, перешептывание и шуршание мышей сочетаются с ужасными звуками часов, которые зашипели, захрипели и, наконец, глухо и хрипло пробили 12 раз. Слуховые впечатления на этом не заканчиваются: в комнате раздается странное хихиканье, писк, беготня, топот, которые венчаются «таким ужасным и пронзительным писком, что у Мари по спине забегали мурашки». Оживает сова на часах, превращается в игрушку крестный Дроссельмейер, из-под пола появляется отвратительное существо – семиголовый Мышиный Король, освещается непонятным светом шкаф изнутри, оживают и начинают бегать и готовиться к военным действиям куклы. Затем часы начинают разговаривать – возможно, голосом Дроссельмейера, который сидит на них сверху, возможно, чьим-то другим голосом; начинают разговаривать куклы и Щелкунчик. Причем все ожившие предметы и игрушки говорят полупонятно, какими-то намеками и в стихах, что создает жутковатое впечатление.)

– Проследите, как менялось настроение Мари. Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что девочка сильно перепугалась. («Мари очень струсила и чуть не убежала со страху...»; «Она собралась с духом и громко крикнула плаксивым голосом...»; «...у нее по спине забегали мурашки...» Все эти слова подтверждают, что Мари была смертельно напугана.)

– Чего больше всего испугалась Мари? (Мари испугалась сначала боя часов, потом обнаруженного ею крестного Дроссельмейера, который сидел на часах вместо совы, потом Мышиного Короля и, наконец, нашествия мышей, которые двигались прямо на Мари. Самое ужасное впечатление на Мари произвел семиголовый Мышиный Король: самих  мышей девочка не боялась, пока они не начали выступать целым войском и двигаться на нее.)

– Как вы объясните то, что куклы повинуются Щелкунчику? (Куклы считают Щелкунчика своим королем. «... Он выхватил свою крохотную сабельку, замахал ею в воздухе и закричал:

– Эй, вы, мои верные вассалы, други и братья! Постоите ли вы за меня в тяжком бою?

И сейчас же отозвались три паяца, смешной Панталоне, четыре трубочиста, два бродячих музыканта и барабанщик:

– Да, наш государь, мы верны вам до гроба! Ведите нас в бой – на смерть или на победу!

И они ринулись вслед за Щелкунчиком, который, горя воодушевлением, отважился на отчаянный прыжок с верхней полки».)

V. Итог урока.

В сказке Гофмана волшебный мир просыпается, когда часы бьют 12 раз, переход в волшебный мир сопровождается таинственными звуками, шорохами, необыкновенным свечением, при этом Мари перемещается в пространстве.

– Как персонажи сказки обнаруживают свою принадлежность к волшебному миру? (Игрушки оживают и под предводительством Щелкунчика бросаются в бой. Мышей не просто много, их несметные полчища, командует ими семиголовый Мышиный Король. Крестный Дроссельмейер сидит на часах. Сама Мари допущена волшебным миром быть свидетелем этих превращений, следовательно, она тоже с этим миром как-то связана.)

Домашнее задание: читать с. 104–107; нарисовать иллюстрации по вариантам: 1-й – войско Мышиного Короля, 2-й – войско Щелкунчика