Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 104–107.
Цели:
исследовать, как появляются волшебный
мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный
Король», сравнить с
переходом из «своего» мира
– в
волшебный в
народной сказке.
Оборудование:
выставка рисунков.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
На
доске – выставка детских работ.
Тише! Тише!
Слышите? Слышите?
Из угла ночной гостиной
К нам ползет Король Мышиный...
И часов старинных бой
Нас зовет на смертный бой...
II.
Объявление темы и постановка целей урока.
–
Сегодня на
уроке нам предстоит сравнить волшебный мир Гофмана с аналогичным в
народных
сказках. Тема урока «Особенности волшебного мира в авторской
сказке».
III.
Работа по теме урока.
–
Что особенно
поразило Мари во время ночного происшествия? (Страшный
Мышиный Король. Она
совсем не боялась мышей, просто у него было семь голов, а это уже
по-настоящему
страшно.)
Обратимся
к главе «Битва».
–
Как ведут себя
мыши, куклы? А Щелкунчик? Его резервы – пряничные человечки,
разве это армия?
Кто спасет его?
–
Можно ли
назвать Мари храброй девочкой? (Мари хватило мужества
разговаривать с
крестным, которого она обнаружила сидящим на часах. Она сначала совсем
не
испугалась мышей: то, что мыши выстроились в определенном порядке,
готовые к
бою, Мари даже насмешило – они напомнили ей оловянных
солдатиков Фрица. Мари,
испытывая жгучую боль от пореза стеклом, не закричала и не позвала
родителей,
более того, она не потеряла способности соображать, делать выводы:
«И хотя она
не смела открыть глаза, все же ей подумалось, что звон стекла напугал
мышей, и
они попрятались по норам». Она не убегает в панике в свою
комнату, а остается в
гостиной и наблюдает за происходящим дальше. Мари не испугалась того
боя,
который завязался между куклами и мышами, она внимательно следила за
его ходом
и в решающий момент, когда потребовалась ее помощь, не растерялась,
– сняла
туфельку и с силой швырнула ее в Мышиного Короля, чем спасла
Щелкунчику,
которому угрожала смертельная опасность, жизнь.)
–
Найдите в двух
последних главах («Чудеса» и
«Битва») все «точки» перехода
из реального мира в
волшебный и наоборот. Этот переход связан с попаданием героя в другое
пространство, в другое время (ночное, в отличие от дневного)? (Переход
в
волшебный мир связан с волшебным временем: часы отстукивают полночь, и
тем
самым начинается серия волшебных превращений: игрушки оживают, обретают
мир
своих чувств и свой голос. Мари не попадает в другое пространство:
действие
происходит все в той же гостиной, все у того же стеклянного шкафа.)
–
Сопровождается
ли этот переход в волшебный мир волшебными словами? (Переход
в волшебный мир
сопровождается волшебными словами, причем эти слова обладают всеми
признаками
волшебных: сама стихотворная форма, не совсем ясный смысл и
звукоподражание
(«Тик-и-так, трик-и-так, бум-бум, щелк-щелк»)
придают им характер волшебных
заклинаний.)
–
Звуковыми и
световыми эффектами? (Переход в волшебный мир сопровождается
разными
звуковыми эффектами: слышится странный шум, барабанная дробь,
стеклянные дверцы
шкафа дрожат и дребезжат, Панталоне оглушительно свистит, слышится
ржание и
топот, грохот пушек: «Раз за разом бухали пушки: прр-прр!..
Др-др!..
Трах-тарарах-трах-тарарах!.. Бум-бурум-бум-бурум-бум!.. И тут же пищали
и
визжали Мышиный Король и мыши, а потом снова раздавался грозный и
могучий голос
Щелкунчика, командовавшего сражением» и т. д. Появляются в
этих главах и
несколько световых эффектов: тысячи крошечных огонечков мышиных глаз;
сверкающие
семь корон на семи головах Мышиного Короля; странное освещение внутри
шкафа.)
Если
говорить о
конкретных «точках» перехода из реального мира в
волшебный и наоборот, то в
главе «Чудеса» этот переход отмечен боем часов, а в
главе «Битва» обратный
переход отмечен тем, что Мари бросила в Мышиного Короля туфелькой
– и...
«в тот же миг все словно прахом
рассыпалось».
Физкультминутка
Синие мундиры,
Сабли наголо. (Взмах
правой рукой.)
Эй, командиры,
В седло, в седло! (Прыжки
на месте.)
По коням, кирасиры, (Подскоки
на месте.)
Сабли наголо! (Взмах
правой рукой.)
Эй, командиры,
В
седло, в седло! (Прыжки на месте.)
Продолжение
работы по теме урока.
–
Что важнее в
народной сказке (например, в сказке «Морской царь и Василиса
Премудрая»):
волшебное пространство или волшебное время? (В народной
волшебной сказке
важнее волшебное пространство: именно смена пространства
свидетельствует о том,
что герой находится не в реальном, а в волшебном мире, например:
попадает в
подводный или в подземный мир, в тридевятое царство в тридесятое
государство,
волшебный лес или в
волшебный сад, или в
колодец и т. д.)
–
А в сказке
Гофмана? (В сказке Гофмана важнее волшебное время –
время Рождественской
ночи, которое преображает окружающий мир, приоткрывает в предметах ту
душу,
которая спит в них днем.)
–
Что важнее в
народной сказке: волшебное слово или звуковые и световые эффекты? (В
народной сказке важнее волшебное слово.)
–
А в сказке
Гофмана? (В сказке Гофмана, если судить по прочитанной части,
волшебное
слово также чрезвычайно важно, хотя огромное значение приобретают
звуковые
эффекты; световых эффектов пока немного, хотя они есть.)
IV.
Итог урока.
–
Чем,
по-вашему, закончилась битва армии Щелкунчика с армией Мышиного Короля?
Вспомните законы волшебной сказки. (По законам волшебной
сказки армия
Щелкунчика терпит поражение, но это поражение не может быть
окончательным,
необходимо преодолеть другие испытания, чтобы достигнуть какого-либо
счастливого конца. Но, в отличие от народной сказки, где сразу
известно, для
чего герой преодолевает трудности, в сказке Гофмана тайна еще не
раскрыта.)
–
Чью сторону и
почему приняли вы в этой битве? (Мари и Щелкунчик
вызывают симпатию,
так как они храбрые, добрые.)
Домашнее
задание: читать
с. 108–112; пересказать текст на
с. 104–107.