twitter ВКонтакте facebook

ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

Страницы учебника: 104–107.

Цели: исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира  – в волшебный  в народной сказке.

Оборудование: выставка рисунков.

Ход урока

I. Организационный момент.

На доске – выставка детских работ.

               Тише! Тише!

               Слышите? Слышите?

               Из угла ночной гостиной

               К нам ползет Король Мышиный...

               И часов старинных бой

               Нас зовет на смертный бой...

II. Объявление темы и постановка целей урока.

– Сегодня на уроке нам предстоит сравнить волшебный мир Гофмана с аналогичным в народных сказках. Тема урока «Особенности волшебного мира в авторской сказке».

III. Работа по теме урока.

– Что особенно поразило Мари во время ночного происшествия? (Страшный Мышиный Король. Она совсем не боялась мышей, просто у него было семь голов, а это уже по-настоящему страшно.)

Обратимся к главе «Битва».

– Как ведут себя мыши, куклы? А Щелкунчик? Его резервы – пряничные человечки, разве это армия? Кто спасет его?

– Можно ли назвать Мари храброй девочкой? (Мари хватило мужества разговаривать с крестным, которого она обнаружила сидящим на часах. Она сначала совсем не испугалась мышей: то, что мыши выстроились в определенном порядке, готовые к бою, Мари даже насмешило – они напомнили ей оловянных солдатиков Фрица. Мари, испытывая жгучую боль от пореза стеклом, не закричала и не позвала родителей, более того, она не потеряла способности соображать, делать выводы: «И хотя она не смела открыть глаза, все же ей подумалось, что звон стекла напугал мышей, и они попрятались по норам». Она не убегает в панике в свою комнату, а остается в гостиной и наблюдает за происходящим дальше. Мари не испугалась того боя, который завязался между куклами и мышами, она внимательно следила за его ходом и в решающий момент, когда потребовалась ее помощь, не растерялась, – сняла туфельку и с силой швырнула ее в Мышиного Короля, чем спасла Щелкунчику, которому угрожала смертельная опасность, жизнь.)

– Найдите в двух последних главах («Чудеса» и «Битва») все «точки» перехода из реального мира в волшебный и наоборот. Этот переход связан с попаданием героя в другое пространство, в другое время (ночное, в отличие от дневного)? (Переход в волшебный мир связан с волшебным временем: часы отстукивают полночь, и тем самым начинается серия волшебных превращений: игрушки оживают, обретают мир своих чувств и свой голос. Мари не попадает в другое пространство: действие происходит все в той же гостиной, все у того же стеклянного шкафа.)

– Сопровождается ли этот переход в волшебный мир волшебными словами? (Переход в волшебный мир сопровождается волшебными словами, причем эти слова обладают всеми признаками волшебных: сама стихотворная форма, не совсем ясный смысл и звукоподражание («Тик-и-так, трик-и-так, бум-бум, щелк-щелк») придают им характер волшебных заклинаний.)

– Звуковыми и световыми эффектами? (Переход в волшебный мир сопровождается разными звуковыми эффектами: слышится странный шум, барабанная дробь, стеклянные дверцы шкафа дрожат и дребезжат, Панталоне оглушительно свистит, слышится ржание и топот, грохот пушек: «Раз за разом бухали пушки: прр-прр!.. Др-др!.. Трах-тарарах-трах-тарарах!.. Бум-бурум-бум-бурум-бум!.. И тут же пищали и визжали Мышиный Король и мыши, а потом снова раздавался грозный и могучий голос Щелкунчика, командовавшего сражением» и т. д. Появляются в этих главах и несколько световых эффектов: тысячи крошечных огонечков мышиных глаз; сверкающие семь корон на семи головах Мышиного Короля; странное освещение внутри шкафа.)

Если говорить о конкретных «точках» перехода из реального мира в волшебный и наоборот, то в главе «Чудеса» этот переход отмечен боем часов, а в главе «Битва» обратный переход отмечен тем, что Мари бросила в Мышиного Короля туфелькой – и... «в тот же миг все словно прахом рассыпалось».

Физкультминутка

                   Синие мундиры,

                   Сабли наголо. (Взмах правой рукой.)

                   Эй, командиры,

                   В седло, в седло! (Прыжки на месте.)

                   По коням, кирасиры, (Подскоки на месте.)

                   Сабли наголо! (Взмах правой рукой.)

                   Эй, командиры,

                   В седло, в седло! (Прыжки на месте.)

Продолжение работы по теме урока.

– Что важнее в народной сказке (например, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»): волшебное пространство или волшебное время? (В народной волшебной сказке важнее волшебное пространство: именно смена пространства свидетельствует о том, что герой находится не в реальном, а в волшебном мире, например: попадает в подводный или в подземный мир, в тридевятое царство в тридесятое государство, волшебный лес  или в волшебный сад, или в колодец и т. д.)

– А в сказке Гофмана? (В сказке Гофмана важнее волшебное время – время Рождественской ночи, которое преображает окружающий мир, приоткрывает в предметах ту душу, которая спит в них днем.)

– Что важнее в народной сказке: волшебное слово или звуковые и световые эффекты? (В народной сказке важнее волшебное слово.)

– А в сказке Гофмана? (В сказке Гофмана, если судить по прочитанной части, волшебное слово также чрезвычайно важно, хотя огромное значение приобретают звуковые эффекты; световых эффектов пока немного, хотя они есть.)

IV. Итог урока.

– Чем, по-вашему, закончилась битва армии Щелкунчика с армией Мышиного Короля? Вспомните законы волшебной сказки. (По законам волшебной сказки армия Щелкунчика терпит поражение, но это поражение не может быть окончательным, необходимо преодолеть другие испытания, чтобы достигнуть какого-либо счастливого конца. Но, в отличие от народной сказки, где сразу известно, для чего герой преодолевает трудности, в сказке Гофмана тайна еще не раскрыта.)

– Чью сторону и почему приняли вы в этой битве? (Мари и Щелкунчик вызывают симпатию, так как они храбрые, добрые.)

Домашнее задание: читать с. 108–112; пересказать текст на с. 104–107.