twitter ВКонтакте facebook

ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНОГО МИРА В АВТОРСКОЙ СКАЗКЕ

Страницы учебника: 108–130.

Цель: исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира – в волшебный  в народной сказке.

Ход урока

I. Организационный момент.

           Ходит маятник упруго.

           Стрелки бегают по кругу.

           Тьму с собой приводит ночь.

           День ее прогонит прочь.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ главы «Битва».

III. Объявление темы урока.

Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой Гофмана «Щелкунчик».

IV. Работа по теме урока.

– Ребята, представьте себе весь тот ужас, который могла испытать Мари, видя сражение. Теперь понятны и ее обморок, и ее долгая болезнь.

– Как объяснила случившееся с Мари ее мама? Подтвердите словами текста. (Мама считает, что Мари испугалась случайно прошмыгнувшей мышки, расшибла локтем стекло в шкафу и поранила себе руку. Она и хирург Вендельштерн думают, что у Мари началась горячка, вызванная раной, поэтому девочка говорит о битве между куклами и мышами.)

– Как вы думаете, крестный Дроссельмейер так же относится к рассказу Мари о ночном происшествии, как и другие взрослые? (Крестный, в отличие от матери и отца, отнюдь не считает рассказ Мари о битве кукол и мышей проявлением горячки, вызванной раной или выдумками. На прямое обвинение Мари в адрес крестного (что он был на стороне мышей, а не Щелкунчика), крестный отвечает сначала загадочно-дурашливой песенкой, а потом очень серьезно объясняет Мари, почему он не выцарапал все четырнадцать глаз Мышиному Королю. «– Ходит маятник со скрипом. Меньше стука – вот в чём штука. Трик-и-трак! Всегда и впредь должен маятник скрипеть, песни петь. А когда пробьёт звонок: бим-и-бом! – подходит срок. Не пугайся, мой дружок. Бьют часы и в срок, и кстати, на погибель мышьей рати, а потом слетит сова. Раз-и-два и раз-и-два! Бьют часы, коль срок им выпал. Ходит маятник со скрипом. Меньше стука – вот в чём штука. Тик-и-так и трик-и-трак!» «Не сердись, что я не выцарапал Мышиному Королю все четырнадцать глаз сразу, – этого нельзя было сделать».)

– Был ли он свидетелем случившегося? (Крестный знает, что у Мышиного Короля четырнадцать глаз, то есть семь голов, значит, он был на месте боя: ведь Мари не упоминает об этой детали. Да и само содержание песенки, обладающей всеми признаками волшебной заклички: стихотворным размером, непонятными намеками и звукописью, – лишний раз подтверждает: Дроссельмейер был свидетелем всего случившегося ночью в гостиной.)

– Как объяснить то, что, с одной стороны, он заботится о Щелкунчике, чинит его, а с другой – совершенно не хочет ему помочь ни в битве с мышами, ни в поисках сабли? («Сабля Щелкунчика меня не касается. Я вылечил его – пусть сам раздобывает себе саблю, где хочет», – говорил Дроссельмейер Фрицу. Тот крестный Дроссельмейер, который присутствовал во время битвы кукол и мышей, существует в особом волшебном времени и в особом волшебном мире, где действуют свои правила. Реальный старший советник суда Дроссельмейер не может воспользоваться своей земной силой и вмешаться в ход ночных волшебных событий. Реальный Дроссельмейер может починить куклу Щелкунчик, но не может помочь ожившему в волшебном мире Щелкунчику, ибо в волшебную битву Добра и Зла не могут вмешиваться обычные земные люди. То, что в эту битву вмешивается земная девочка Мари, было бы неоправданно и удивительно, если бы не открывшееся позже обстоятельство, что сама Мари – прирожденная Принцесса, то есть существо, обладающее волшебными способностями и неземной силой. Что это за способности и что это за сила, станет понятно позднее: это редкая способность любить и способность жить в мире воображения.)

V. Итог урока.

– Обратите внимание на то, что советник Дроссельмейер желает рассказать сказку о возникновении в семье Щелкунчика именно Мари, он обращается только к ней. Подумайте, почему? (Советник Дроссельмейер не обладает волшебной силой, способной помочь Щелкунчику, но он знает, что этой силой наделена Мари. Ведь только она за неприглядной внешностью заметила пылкое прекрасное сердце Щелкунчика.)

Сказка, рассказанная советником Дроссельмейером, объяснит возникновение уродства в семье Щелкунчика.

– Известны ли вам другие сказки, в которых за уродливой внешностью героев скрывается красивая и добрая душа? («Царевна-лягушка» – русская народная сказка, «Рикке с хохолком» – братьев Гримм и др.)

– Вам, конечно, не терпится узнать, какую сказку рассказал крестный Дроссельмейер детям?

Домашнее задание: прочитать и пересказать сказку, рассказанную Дроссельмейером (с. 113–119).

Страницы учебника: 108–130.

Цель: исследовать, как появляются волшебный мир и его персонажи в повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный Король», сравнить с переходом из «своего» мира – в волшебный  в народной сказке.

Ход урока

I. Организационный момент.

           Ходит маятник упруго.

           Стрелки бегают по кругу.

           Тьму с собой приводит ночь.

           День ее прогонит прочь.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ главы «Битва».

III. Объявление темы урока.

Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой Гофмана «Щелкунчик».

IV. Работа по теме урока.

– Ребята, представьте себе весь тот ужас, который могла испытать Мари, видя сражение. Теперь понятны и ее обморок, и ее долгая болезнь.

– Как объяснила случившееся с Мари ее мама? Подтвердите словами текста. (Мама считает, что Мари испугалась случайно прошмыгнувшей мышки, расшибла локтем стекло в шкафу и поранила себе руку. Она и хирург Вендельштерн думают, что у Мари началась горячка, вызванная раной, поэтому девочка говорит о битве между куклами и мышами.)

– Как вы думаете, крестный Дроссельмейер так же относится к рассказу Мари о ночном происшествии, как и другие взрослые? (Крестный, в отличие от матери и отца, отнюдь не считает рассказ Мари о битве кукол и мышей проявлением горячки, вызванной раной или выдумками. На прямое обвинение Мари в адрес крестного (что он был на стороне мышей, а не Щелкунчика), крестный отвечает сначала загадочно-дурашливой песенкой, а потом очень серьезно объясняет Мари, почему он не выцарапал все четырнадцать глаз Мышиному Королю. «– Ходит маятник со скрипом. Меньше стука – вот в чём штука. Трик-и-трак! Всегда и впредь должен маятник скрипеть, песни петь. А когда пробьёт звонок: бим-и-бом! – подходит срок. Не пугайся, мой дружок. Бьют часы и в срок, и кстати, на погибель мышьей рати, а потом слетит сова. Раз-и-два и раз-и-два! Бьют часы, коль срок им выпал. Ходит маятник со скрипом. Меньше стука – вот в чём штука. Тик-и-так и трик-и-трак!» «Не сердись, что я не выцарапал Мышиному Королю все четырнадцать глаз сразу, – этого нельзя было сделать».)

– Был ли он свидетелем случившегося? (Крестный знает, что у Мышиного Короля четырнадцать глаз, то есть семь голов, значит, он был на месте боя: ведь Мари не упоминает об этой детали. Да и само содержание песенки, обладающей всеми признаками волшебной заклички: стихотворным размером, непонятными намеками и звукописью, – лишний раз подтверждает: Дроссельмейер был свидетелем всего случившегося ночью в гостиной.)

– Как объяснить то, что, с одной стороны, он заботится о Щелкунчике, чинит его, а с другой – совершенно не хочет ему помочь ни в битве с мышами, ни в поисках сабли? («Сабля Щелкунчика меня не касается. Я вылечил его – пусть сам раздобывает себе саблю, где хочет», – говорил Дроссельмейер Фрицу. Тот крестный Дроссельмейер, который присутствовал во время битвы кукол и мышей, существует в особом волшебном времени и в особом волшебном мире, где действуют свои правила. Реальный старший советник суда Дроссельмейер не может воспользоваться своей земной силой и вмешаться в ход ночных волшебных событий. Реальный Дроссельмейер может починить куклу Щелкунчик, но не может помочь ожившему в волшебном мире Щелкунчику, ибо в волшебную битву Добра и Зла не могут вмешиваться обычные земные люди. То, что в эту битву вмешивается земная девочка Мари, было бы неоправданно и удивительно, если бы не открывшееся позже обстоятельство, что сама Мари – прирожденная Принцесса, то есть существо, обладающее волшебными способностями и неземной силой. Что это за способности и что это за сила, станет понятно позднее: это редкая способность любить и способность жить в мире воображения.)

V. Итог урока.

– Обратите внимание на то, что советник Дроссельмейер желает рассказать сказку о возникновении в семье Щелкунчика именно Мари, он обращается только к ней. Подумайте, почему? (Советник Дроссельмейер не обладает волшебной силой, способной помочь Щелкунчику, но он знает, что этой силой наделена Мари. Ведь только она за неприглядной внешностью заметила пылкое прекрасное сердце Щелкунчика.)

Сказка, рассказанная советником Дроссельмейером, объяснит возникновение уродства в семье Щелкунчика.

– Известны ли вам другие сказки, в которых за уродливой внешностью героев скрывается красивая и добрая душа? («Царевна-лягушка» – русская народная сказка, «Рикке с хохолком» – братьев Гримм и др.)

– Вам, конечно, не терпится узнать, какую сказку рассказал крестный Дроссельмейер детям?

Домашнее задание: прочитать и пересказать сказку, рассказанную Дроссельмейером (с. 113–119).