twitter ВКонтакте facebook

НОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ. ВСТАВНАЯ СКАЗКА-ЛЕГЕНДА О ТВЕРДОМ ОРЕХЕ

ВСТАВНАЯ СКАЗКА-ЛЕГЕНДА О ТВЕРДОМ ОРЕХЕ

Страницы учебника: 108–123.

Цель: найти в «Сказке о твердом орехе» черты сходства с народной волшебной сказкой и отличия от нее.

Ход урока

I. Организационный момент.

                   Елка, елка, елочка, колкая иголочка,

                   Фонари-огоньки, золотые светляки,

                   Пушки-хлопушки, мельницы-ватрушки,

                   Уточки, дудочки, караси да удочки,

                   Леденцы, бубенцы, два козла, три овцы,

                   Орех больше всех – всем орехам орех!

                   Музыка, танцы, весело, тесно.

                   Что кому достанется – неизвестно.

               Е. Тарховская

II. Объявление темы урока.

– Мы продолжаем знакомство со сказкой Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Все волшебные события начались в Рождественскую ночь. В полночь с боем часов состоялась битва между куклами и мышами. Мари спасла Щелкунчика, бросив туфлю в Мышиного Короля и поранив при этом себе локоть.

Выздоравливающей Мари крестный рассказывает «Сказку о твердом орехе».

III. Работа по теме урока.

– Назовите членов королевской семьи. (Король, королева, принцесса Пирлипат.)

– Права ли Мышильда, говоря, что члены семьи короля и ее семья – родственники (обратите внимание на внешность и поведение малютки Пирлипат; сравните отношение короля и Мышильды к салу)? (Малютка Пирлипат родилась с двумя рядами зубов, которыми она два часа спустя после рождения укусила рейхсканцлера, – это намек на то, что она имеет какое-то отношение к мышиной породе. Одинаковая страсть короля и Мышильды к салу служит другим шуточным намеком на единство природы двух королевских семей.)

– Почему юную принцессу охраняла не только королевская стража, но и две нянюшки, шесть нянек с шестью котами? (Королева остерегалась, что Королева Мышей загрызет малютку-принцессу.)

– Расскажите, как произошло, что Мышильда объявила войну королевскому семейству. (Рассказ учащихся.)

– Как автор описывает любовь короля к колбасам: с иронией или всерьез? К какому приему он прибегает? Покажите, обращаясь к тексту. (Любовь короля к колбасам описана с большим чувством юмора. Король  сбегает с заседания государственного совета, учуяв запах варящихся колбас, и, трепеща от восторга, бежит на кухню, чтобы лично помешать золотым скипетром в котле. Автор прибегает к приему преувеличения, к гиперболе, когда говорит о страстной любви короля к колбасам. Когда колбасы по вине Мышильды не удались, король испытал настоящее потрясение: он «все больше бледнел и возводил очи к небу», «душой его овладела сильная скорбь», и он «с громким рыданием и стонами откинулся на спинку кресла», практически потерял сознание от горя. Комический эффект основан на контрасте. Такое поведение короля подразумевает, по меньшей мере, потерю близкого человека, а истинной причиной глубокого потрясения оказывается то, что в колбасе «слишком мало сала!»)

– Кто же такой крестный Дроссельмейер: реальный человек? Сказочный персонаж? Волшебник? (Крестный Дроссельмейер явно живет в двух измерениях. Как старший советник суда, обладающий выдающимися способностями часового мастера и мастера – создателя механических игрушек, – он живой реальный человек. Но похоже на то, что он является жителем и другой – сказочной, волшебной страны. Там он также обладает особыми способностями искусного мастера, который придумал, в частности, мышеловку. Как житель волшебной страны он сказочный персонаж.)

Физкультминутка

IV. Работа по теме урока (продолжение).

– Могут ли нянюшки спасти принцессу от мести Мышильды? Почему? Сравните с народной сказкой «Спящая красавица». (От колдовства не могут спасти ни стража, как в сказке о твердом орехе, ни то, что в королевстве запретили пользоваться веретеном, как в «Спящей красавице». Все попытки перехитрить судьбу остаются безрезультатными, поэтому прекрасная принцесса Пирлипат становится уродливой.)

– В кого же превратилась принцесса Пирлипат? Что на это указывает? (Пирлипат превратилась в куклу, в щелкунчика. На это указывают два обстоятельства. Во-первых, ее оказалось возможным разобрать и собрать, чтобы посмотреть, как она устроена. Это и сделал придворный часовщик и чудодей Дроссельмейер. Во-вторых, оказалось, что она с большой охотой и без всякого труда щелкает орешки, что и стало ее основным занятием после случившегося несчастья.)

– Кого король объявил виновным в случившемся несчастье? Прочитайте. («Теперь король, казалось, мог бы понять, что лучше было съесть колбасу без сала и оставить в покое Мышильду со всей ее запечной родней, но об этом отец Пирлипат не подумал – он просто-напросто свалил всю вину на придворного часовщика и чудодея Христиана-Элиаса Дроссельмейера из Нюрнберга...»)

– Прочитайте описание обряда, с помощью которого должна быть расколдована принцесса. Обратите внимание на каждую подробность: с волшебным миром (миром наоборот) обряд говорит на языке этого мира. (Согласно этому обряду, который должен был способствовать переходу принцессы из одного состояния в другое, то есть ее расколдовыванию, принцессу должен был спасти человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. Таким образом, спаситель – это юноша, еще не превратившийся в мужчину. После выполнения немыслимо трудного задания (разгрызть орех Кракатук, по которому могла проехать сорокавосьмифунтовая пушка и не раздавить его) юноша должен был зажмуриться и поднести ядрышко принцессе (то есть он это должен был сделать практически с закрытыми глазами). Затем спаситель должен был, не открывая глаз, на семь шагов отступить назад (не споткнувшись). И только после этого ему можно было открыть глаза.

В обряде интересно то, что при общении с волшебным миром человек должен вести себя как бы наоборот, и это естественно, ведь земной и волшебный мир – две противоположности: один – дневной, другой – ночной. Так, если для земного мира естественно и нормально делать все с открытыми глазами, то для изнаночного – с закрытыми. Если для реального мира нормально ходить вперед, а не пятиться, то нормой для волшебного мира является хождение назад. Выбор человека для такого обряда тоже вполне логичный. Это должен быть человек, еще не посвященный в мир взрослых. Трудное задание является для такого молодого человека тем испытанием, которое позволит ему из мальчика превратиться в мужчину. Естественно, что в обряде действует число волшебного мира – семь (семь шагов). Вспомните, у Мышиного Короля семь голов.)

V. Итог урока.

– Как вводится сказка о Кракатуке в текст истории семьи Штальбаум? (Ее рассказывает детям советник Дроссельмейер.)

– Почему советник не рассказал эту сказку сразу, как только дети увидели Щелкунчика под елкой? (Мари должна сама, без чьей-либо подсказки почувствовать и понять, что Щелкунчик не обычная кукла, а храбрый и несчастный король игрушек, который нуждается в ее помощи и даже защите.)

Домашнее задание: узнайте, смогла ли принцесса Пирлипат вновь стать прелестной, прочитайте «Сказку о твердом орехе» до конца (с. 124–130).