Follow @Pyccstudy |
ВСТАВНАЯ
СКАЗКА-ЛЕГЕНДА О ТВЕРДОМ ОРЕХЕ
Страницы
учебника: 108–123.
Цель:
найти в «Сказке о твердом орехе» черты
сходства с народной волшебной сказкой и отличия от нее.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Елка, елка, елочка, колкая
иголочка,
Фонари-огоньки, золотые
светляки,
Пушки-хлопушки,
мельницы-ватрушки,
Уточки, дудочки, караси да
удочки,
Леденцы, бубенцы, два козла,
три овцы,
Орех больше всех – всем
орехам орех!
Музыка, танцы, весело, тесно.
Что кому достанется –
неизвестно.
Е. Тарховская
II.
Объявление темы урока.
–
Мы продолжаем
знакомство со сказкой Гофмана «Щелкунчик и Мышиный
Король». Все волшебные
события начались в Рождественскую ночь. В полночь с боем часов
состоялась битва
между куклами и мышами. Мари спасла Щелкунчика, бросив туфлю в Мышиного
Короля
и поранив при этом себе локоть.
Выздоравливающей
Мари крестный рассказывает «Сказку о твердом орехе».
III.
Работа по теме урока.
–
Назовите
членов королевской семьи. (Король, королева, принцесса
Пирлипат.)
–
Права ли
Мышильда, говоря, что члены семьи короля и ее семья –
родственники (обратите
внимание на внешность и поведение малютки Пирлипат; сравните отношение
короля и
Мышильды к салу)? (Малютка Пирлипат родилась с двумя рядами
зубов, которыми
она два часа спустя после рождения укусила рейхсканцлера, –
это намек на то,
что она имеет какое-то отношение к мышиной породе. Одинаковая страсть
короля и
Мышильды к салу служит другим шуточным намеком на единство природы двух
королевских семей.)
–
Почему юную
принцессу охраняла не только королевская стража, но и две нянюшки,
шесть нянек
с шестью котами? (Королева остерегалась, что Королева Мышей
загрызет
малютку-принцессу.)
–
Расскажите,
как произошло, что Мышильда объявила войну королевскому семейству. (Рассказ
учащихся.)
–
Как автор
описывает любовь короля к колбасам: с иронией или всерьез? К какому
приему он
прибегает? Покажите, обращаясь к тексту. (Любовь короля к
колбасам описана с
большим чувством юмора. Король сбегает
с
заседания государственного совета, учуяв запах варящихся колбас, и,
трепеща от
восторга, бежит на кухню, чтобы лично помешать золотым скипетром в
котле. Автор
прибегает к приему преувеличения, к гиперболе, когда говорит о
страстной любви
короля к колбасам. Когда колбасы по вине Мышильды не удались, король
испытал
настоящее потрясение: он «все больше бледнел и возводил очи
к небу»,
«душой его овладела сильная скорбь», и он
«с громким рыданием и стонами
откинулся на спинку кресла», практически потерял сознание от
горя. Комический
эффект основан на контрасте. Такое поведение короля подразумевает, по
меньшей
мере, потерю близкого человека, а истинной причиной глубокого
потрясения
оказывается то, что в колбасе «слишком мало сала!»)
–
Кто же такой
крестный Дроссельмейер: реальный человек? Сказочный персонаж?
Волшебник? (Крестный
Дроссельмейер явно живет в двух измерениях. Как старший советник суда,
обладающий выдающимися способностями часового мастера и мастера
– создателя
механических игрушек, – он живой реальный человек. Но похоже
на то, что он
является жителем и другой – сказочной, волшебной страны. Там
он также обладает
особыми способностями искусного мастера, который придумал, в частности,
мышеловку. Как житель волшебной страны он сказочный персонаж.)
Физкультминутка
IV.
Работа по теме урока (продолжение).
–
Могут ли нянюшки спасти принцессу от мести Мышильды? Почему? Сравните с
народной сказкой «Спящая красавица». (От
колдовства не могут спасти ни
стража, как в сказке о твердом орехе, ни то, что в королевстве
запретили
пользоваться веретеном, как в «Спящей красавице».
Все попытки перехитрить
судьбу остаются безрезультатными, поэтому прекрасная принцесса Пирлипат
становится уродливой.)
–
В
кого же превратилась принцесса Пирлипат? Что на это указывает? (Пирлипат
превратилась в куклу, в щелкунчика. На это указывают два
обстоятельства.
Во-первых, ее оказалось возможным разобрать и собрать, чтобы
посмотреть, как
она устроена. Это и сделал придворный часовщик и чудодей Дроссельмейер.
Во-вторых, оказалось, что она с большой охотой и без всякого труда
щелкает
орешки, что и стало ее основным занятием после случившегося несчастья.)
–
Кого король
объявил виновным в случившемся несчастье? Прочитайте. («Теперь
король,
казалось, мог бы понять, что лучше было съесть колбасу без сала и
оставить в
покое Мышильду со всей ее запечной родней, но об этом отец Пирлипат не
подумал
– он просто-напросто свалил всю вину на придворного часовщика
и чудодея
Христиана-Элиаса Дроссельмейера из Нюрнберга...»)
–
Прочитайте
описание обряда, с помощью которого должна быть расколдована принцесса.
Обратите внимание на каждую подробность: с волшебным миром (миром
наоборот)
обряд говорит на языке этого мира. (Согласно этому обряду,
который должен
был способствовать переходу принцессы из одного состояния в другое, то
есть ее
расколдовыванию, принцессу должен был спасти человек, никогда еще не
брившийся
и не носивший сапог. Таким образом, спаситель – это юноша,
еще не
превратившийся в мужчину. После выполнения немыслимо трудного задания
(разгрызть орех Кракатук, по которому могла проехать
сорокавосьмифунтовая пушка
и не раздавить его) юноша должен был зажмуриться и поднести ядрышко
принцессе
(то есть он это должен был сделать практически с закрытыми глазами).
Затем
спаситель должен был, не открывая глаз, на семь шагов отступить назад
(не споткнувшись).
И только после этого ему можно было открыть глаза.
В
обряде интересно то, что при общении с волшебным миром человек должен
вести
себя как бы наоборот, и это естественно, ведь земной и волшебный мир
– две
противоположности: один – дневной, другой – ночной.
Так, если для земного мира
естественно и нормально делать все с открытыми глазами, то для
изнаночного – с
закрытыми. Если для реального мира нормально ходить вперед, а не
пятиться, то
нормой для волшебного мира является хождение назад. Выбор человека для
такого
обряда тоже вполне логичный. Это должен быть человек, еще не
посвященный в мир
взрослых. Трудное задание является для такого молодого человека тем
испытанием,
которое позволит ему из мальчика превратиться в мужчину. Естественно,
что в обряде
действует число волшебного мира – семь (семь шагов).
Вспомните, у Мышиного
Короля семь голов.)
V.
Итог урока.
–
Как вводится
сказка о Кракатуке в текст истории семьи Штальбаум? (Ее
рассказывает детям
советник Дроссельмейер.)
–
Почему
советник не рассказал эту сказку сразу, как только дети увидели
Щелкунчика под
елкой? (Мари должна сама, без чьей-либо подсказки
почувствовать и понять,
что Щелкунчик не обычная кукла, а храбрый и несчастный король игрушек,
который
нуждается в ее помощи и даже защите.)
Домашнее
задание:
узнайте, смогла ли принцесса Пирлипат
вновь стать прелестной, прочитайте «Сказку о твердом
орехе» до конца (с.
124–130).