Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 124–130.
Цель:
найти в «Сказке о твердом орехе» черты
сходства с народной волшебной сказкой и отличия от нее.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация опорных знаний.
–
Впишите в
клетки кроссворда род занятий или семейное положение персонажей сказки,
которые
приняли участие в спасении принцессы Пирлипат.
III.
Объявление темы урока.
–
Мы дочитали до
конца «Сказку о твердом орехе» и сегодня
поразмышляем над вопросом: в чем смысл
этой сказки?
IV.
Работа по теме урока.
–
Кто, какие
люди принимают участие в расколдовывании принцессы: перечислите всех и
задумайтесь над тем, кто они по роду занятий. Являются ли они все в
какой-то
степени волшебниками? (Эти люди – придворный
часовщик и чудодей
Христиан-Элиас Дроссельмейер; его друг – придворный
звездочет; двоюродный брат
Дроссельмейера – мастер игрушек, резчик по дереву и
позолотчик Кристоф 3ахариус
Дроссельмейер и его сын – племянник часовщика, которого
прозвали Красавчик
Щелкунчик. Все эти люди в какой-то степени необыкновенные. Часовщик
отличается
почти волшебной искусностью и изобретательностью; звездочет обладает
чудесной
способностью предсказывать судьбу по звездам; мастер игрушек умеет
оживлять
дерево, создавая игрушки; Щелкунчик обладает чудесной способностью
разгрызать
любые орехи и способностью к актерскому искусству: два Рождества подряд
он
изображал паяца. Кстати, это очень интересная деталь, которая роднит
его со
старшим советником суда Дроссельмейером, чьи жесты и ужимки напомнили
Фрицу его
игрушечного паяца. Таким образом, все, кто принимал участие в
расколдовывании Пирлипат,
если и не волшебники, то, по крайней мере, совершенно необыкновенные
люди.)
–
Подумайте,
случайно ли, что орех Кракатук найден в родном городе Нюрнберге у
двоюродного
брата часовщика Дроссельмейера? (Спасение всегда находится
где-то рядом, не
надо далеко ходить, надо внимательно осмотреться вокруг.)
–
Объясните
слова звездочета: «Дражайший коллега, счастье никогда не
приходит одно». (Путешественники
нашли в доме мастера игрушек Кристофера-Захариуса Дроссельмейера не
только орех
Кракатук, но и юношу, который ни разу не брился и не надевал сапог.)
–
Чем объяснить
появление Мышильды во время процедуры расколдовывания принцессы
Пирлипат?
Почему молодой Дроссельмейер пострадал именно таким образом? (Мышильда,
которая заколдовала Пирлипат, превратив ее в безобразную
куклу-щелкунчика,
должна была обязательно появиться, чтобы помешать расколдовыванию.)
–
Но какой ценой
дается спасение принцессы? (Не сумев выполнить все предписания
обряда,
Щелкунчик пострадал так, как и должен был пострадать: заклятие, от
которого он
избавил принцессу, перешло на него самого. С точки зрения древних
представлений, заклятие – это как вещь, которая принадлежала
одному, а теперь
перешла к другому, приклеилась к нему.)
–
Как поступает
Пирлипат? («Но когда бедняга предстал перед ней во
всем своем безобразии,
принцесса закрыла лицо обеими руками и закричала: «Вон, вон
отсюда, противный
Щелкунчик!» Пирлипат прогоняет Щелкунчика, несмотря на то что
именно он спас ее
от страшного заклятья.)
–
Может ли так
закончиться сказка? Прочитайте. («...Юный
Дроссельмейер, несмотря на свое
безобразие, сделался принцем и королем. Но его уродство исчезнет лишь в
том
случае, если семиголовый сын Мышильды, родившийся после смерти своих
семи
старших братьев и ставший Мышиным Королем, падет от руки Щелкунчика и
если,
несмотря на уродливую наружность, юного Дроссельмейера полюбит
прекрасная
дама...»)
–
Как вы
думаете, Щелкунчик из «Сказки о твердом орехе»
имеет отношение к тому
Щелкунчику, который «живет» в доме Штальбаумов?
–
Есть ли связь
между событиями «Сказки о твердом орехе» и теми
чудесами, которые произошли в
Рождественскую ночь в доме Штальбаумов?
(Согласно
предсказанию звездочета из «Сказки о твердом
орехе», юный Дроссельмейер, то
есть Щелкунчик (герой этой сказки, которую рассказал детям старший
советник
суда), сделается принцем и королем. Более того, уродство Щелкунчика
исчезнет
лишь в том случае, если семиголовый сын Мышильды падет от руки
Щелкунчика и
если, несмотря на уродливую наружность, его полюбит прекрасная дама. В
предсказании звездочета речь идет о том самом Щелкунчике, который
«живет» в
доме Штальбаумов. Ведь именно он в Рождественскую ночь сражался с сыном
Мышильды, именно его считали своим королем живущие в стеклянном шкафу
куклы,
именно его полюбила Мари.)
V.
Итог урока.
–
Какие сказочные
мотивы мы видим в «Сказке о твердом орехе»? (Праздник
по случаю рождения
красавицы-дочери, появление Мышильды и ее окружения, угроза Мышильды,
попытки
короля перехитрить судьбу, месть Мышильды, поиски средств избавления
принцессы
от заклятия, спасение принцессы.)
Домашнее
задание:
подготовить пересказ «Сказки о твердом
орехе».