twitter ВКонтакте facebook

НОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ. ВСТАВНАЯ СКАЗКА-ЛЕГЕНДА О ТВЕРДОМ ОРЕХЕ

Страницы учебника: 124–130.

Цель: найти в «Сказке о твердом орехе» черты сходства с народной волшебной сказкой и отличия от нее.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

– Впишите в клетки кроссворда род занятий или семейное положение персонажей сказки, которые приняли участие в спасении принцессы Пирлипат.

III. Объявление темы урока.

– Мы дочитали до конца «Сказку о твердом орехе» и сегодня поразмышляем над вопросом: в чем смысл этой сказки?

IV. Работа по теме урока.

– Кто, какие люди принимают участие в расколдовывании принцессы: перечислите всех и задумайтесь над тем, кто они по роду занятий. Являются ли они все в какой-то степени волшебниками? (Эти люди – придворный часовщик и чудодей Христиан-Элиас Дроссельмейер; его друг – придворный звездочет; двоюродный брат Дроссельмейера – мастер игрушек, резчик по дереву и позолотчик Кристоф 3ахариус Дроссельмейер и его сын – племянник часовщика, которого прозвали Красавчик Щелкунчик. Все эти люди в какой-то степени необыкновенные. Часовщик отличается почти волшебной искусностью и изобретательностью; звездочет обладает чудесной способностью предсказывать судьбу по звездам; мастер игрушек умеет оживлять дерево, создавая игрушки; Щелкунчик обладает чудесной способностью разгрызать любые орехи и способностью к актерскому искусству: два Рождества подряд он изображал паяца. Кстати, это очень интересная деталь, которая роднит его со старшим советником суда Дроссельмейером, чьи жесты и ужимки напомнили Фрицу его игрушечного паяца. Таким образом, все, кто принимал участие в расколдовывании Пирлипат, если и не волшебники, то, по крайней мере, совершенно необыкновенные люди.)

– Подумайте, случайно ли, что орех Кракатук найден в родном городе Нюрнберге у двоюродного брата часовщика Дроссельмейера? (Спасение всегда находится где-то рядом, не надо далеко ходить, надо внимательно осмотреться вокруг.)

– Объясните слова звездочета: «Дражайший коллега, счастье никогда не приходит одно». (Путешественники нашли в доме мастера игрушек Кристофера-Захариуса Дроссельмейера не только орех Кракатук, но и юношу, который ни разу не брился и не надевал сапог.)

– Чем объяснить появление Мышильды во время процедуры расколдовывания принцессы Пирлипат? Почему молодой Дроссельмейер пострадал именно таким образом? (Мышильда, которая заколдовала Пирлипат, превратив ее в безобразную куклу-щелкунчика, должна была обязательно появиться, чтобы помешать расколдовыванию.)

– Но какой ценой дается спасение принцессы? (Не сумев выполнить все предписания обряда, Щелкунчик пострадал так, как и должен был пострадать: заклятие, от которого он избавил принцессу, перешло на него самого. С точки зрения древних представлений, заклятие – это как вещь, которая принадлежала одному, а теперь перешла к другому, приклеилась к нему.)

– Как поступает Пирлипат? («Но когда бедняга предстал перед ней во всем своем безобразии, принцесса закрыла лицо обеими руками и закричала: «Вон, вон отсюда, противный Щелкунчик!» Пирлипат прогоняет Щелкунчика, несмотря на то что именно он спас ее от страшного заклятья.)

– Может ли так закончиться сказка? Прочитайте. («...Юный Дроссельмейер, несмотря на свое безобразие, сделался принцем и королем. Но его уродство исчезнет лишь в том случае, если семиголовый сын Мышильды, родившийся после смерти своих семи старших братьев и ставший Мышиным Королем, падет от руки Щелкунчика и если, несмотря на уродливую наружность, юного Дроссельмейера полюбит прекрасная дама...»)

– Как вы думаете, Щелкунчик из «Сказки о твердом орехе» имеет отношение к тому Щелкунчику, который «живет» в доме Штальбаумов?

– Есть ли связь между событиями «Сказки о твердом орехе» и теми чудесами, которые произошли в Рождественскую ночь в доме Штальбаумов?

(Согласно предсказанию звездочета из «Сказки о твердом орехе», юный Дроссельмейер, то есть Щелкунчик (герой этой сказки, которую рассказал детям старший советник суда), сделается принцем и королем. Более того, уродство Щелкунчика исчезнет лишь в том случае, если семиголовый сын Мышильды падет от руки Щелкунчика и если, несмотря на уродливую наружность, его полюбит прекрасная дама. В предсказании звездочета речь идет о том самом Щелкунчике, который «живет» в доме Штальбаумов. Ведь именно он в Рождественскую ночь сражался с сыном Мышильды, именно его считали своим королем живущие в стеклянном шкафу куклы, именно его полюбила Мари.)

V. Итог урока.

– Какие сказочные мотивы мы видим в «Сказке о твердом орехе»? (Праздник по случаю рождения красавицы-дочери, появление Мышильды и ее окружения, угроза Мышильды, попытки короля перехитрить судьбу, месть Мышильды, поиски средств избавления принцессы от заклятия, спасение принцессы.)

Домашнее задание: подготовить пересказ «Сказки о твердом орехе».