Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 131–140.
Цели:
показать особую роль Мари в
описываемых событиях, объяснить слова Дроссельмейера о девочке:
«Ты...
прирожденная принцесса: ты правишь прекрасным светлым царством. ...Ты
одна
можешь спасти его (Щелкунчика)»; продолжить сравнение
авторской и народной
сказки.
Оборудование:
конверт с домашним заданием, карточки-задания.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Пересказ
«Сказки о твердом орехе».
III.
Постановка целей урока.
–
Кто из героев
сказки может «раскусить такой орех», т. е. снять
заклятие злой Мышильды с
Щелкунчика? Об этом мы и поговорим на уроке.
IV.
Работа по теме урока.
–
Прав ли
крестный Дроссельмейер, который сказал Мари: «...Тебе дано
больше, чем мне и всем
нам. Ты... прирожденная принцесса»? Как вы понимаете смысл
его слов? (В
словах крестного Дроссельмейера есть и прямой, и переносный смысл. Что
касается
прямого смысла, то он заключается в следующем. Именно Мари, а не
кто-нибудь
другой, может спасти Щелкунчика от заклятия, ведь, согласно этому
заклятию,
Щелкунчика может спасти только сила любви прекрасной дамы, а именно
таковой
является Мари. Что касается более широкого смысла, который вкладывает в
свои
слова Дроссельмейер, он состоит в следующем: Мари –
прирожденная принцесса,
поскольку умеет проникать в самую суть явлений, умеет проскакивать
сквозь
уродливую наружность, обнаруживая истинную душевную красоту. Мари
обладает
мудрым любящим сердцем. Еще один оттенок смысла заключается в том, что
Мари – принцесса
в царстве воображения, фантазии. Ее чуткая душа, ее пылкое воображение
способны
наделить жизнью даже игрушку. Сила ее воображения настолько велика, что
игрушка
с благодарностью оживает.)
–
Какие
испытания прошла Мари ради спасения Щелкунчика? (Мари
мужественно выдержала
все испытания: вытерпела ужасное зрелище, которое являл собой Мышиный
Король,
отвратительные прикосновения его лапок; отказалась от своих сладостей и
сахарных куколок, чтобы спасти жизнь Щелкунчику; достала ему саблю,
чтобы он
смог сразиться с Мышиным Королем.)
–
Сохраняется ли
логика волшебной сказки в описании этих испытаний? (Логика
волшебной сказки
в описании испытаний состоит в том, что испытаний именно три. Но в
отличие от
народной сказки, где испытания касались бы того, что герой не может
сделать
обычными человеческими силами, в авторской сказке испытания затрагивают
мир
ценностей героини: Мышиный Король проверяет, согласна ли девочка
пожертвовать
своими любимыми сладостями и сахарными куколками ради спасения чужой
жизни.)
Физкультминутка
–
В главе «Конец
сказки о твердом орехе» прочитайте еще раз предсказание о
судьбе племянника
придворного часовщика – молодого Дроссельмейера. Сравните его
с теми событиями,
которыми закончилась глава «Победа». (Щелкунчик
расправился
с семиголовым сыном Мышильды, Мышиный Король пал от его руки,
трофей
поединка – семь золотых корон, в результате мышиное царство
(нижний мир)
повержено. Несмотря на уродливую наружность Щелкунчика, его полюбила
Мари,
только она умеет отличить поверхностное от истинного, обладает чутким,
мудрым и
любящим сердцем. Таким образом, все условия, при которых проклятье
спадет,
выполнены.)
–
Так кто же
такой Щелкунчик: племянник придворного часовщика Дроссельмейера?
Племянник
советника суда Дроссельмейера? Игрушка, которую подарили Мари на
Рождество? (В
начале главы «Дядя и племянник» (во втором абзаце)
еще раз проговаривается, кто
же такой Щелкунчик: «Теперь она (Мари) знала, что ее
Щелкунчик – молодой
Дроссельмейер из Нюрнберга, пригожий, но, к сожалению, заколдованный
Мышильдой
племянник крестного Дроссельмейера».)
V.
Итог урока.
–
Как вы думаете, у Щелкунчика есть надежда избавиться от уродливой
наружности? (Ответы
учащихся.)
–
Куда, по-вашему, приглашает Щелкунчик мадемуазель Штальбаум? (Предположения
детей.)
–
Много вопросов ставит перед читателями сказка Гофмана, о многом она
заставляет
размышлять. Если хотите узнать, как сложится судьба Щелкунчика дальше,
прочитайте сказку до конца. Пока же можно твердо сказать одно:
Рождественская
ночь подарила Мари встречу с чудом, с прекрасной сказкой.
Хотелось
бы, чтобы сегодняшняя сказочная ночь принесла чудо и вам.
(«С
неба» падает
конверт.)
Домашнее
задание:
читать с.
141–148.
–
Ой, ребятки, до полуночи еще далеко, но, по-моему, чудеса уже начали
свершаться. Неизвестно откуда... с неба, что ли... упал конверт. Что в
нем?
Давайте посмотрим! О, это домашнее задание-сюрприз. (Дети
вытаскивают из
конверта индивидуальные карточки-задания.)
Карточка
1. Расскажите, какие звуки встретили Мари и Щелкунчика в Кукольном
царстве.
Карточка
2. Расскажите, какие запахи встретили Мари и Щелкунчика в Кукольном
царстве.
Карточка 3.
Расскажите, какие цветовые эффекты
встретили Мари и Щелкунчика в Кукольном царстве.
Карточка
4. Найдите описание подводного царства в былине
«Садко».
Карточка
5. Найдите описание подводного мира в сказке
«Аладдин».
Карточка
6. Найдите описание сказочного мира в других сказках.
Карточка
7. Нарисуйте сказочное царство.