twitter ВКонтакте facebook

РЕШАЮЩИЙ ПОЕДИНОК – КУЛЬМИНАЦИЯ СКАЗКИ

Страницы учебника: 131–140.

Цели: показать особую роль Мари в описываемых событиях, объяснить слова Дроссельмейера о девочке: «Ты... прирожденная принцесса: ты правишь прекрасным светлым царством. ...Ты одна можешь спасти его (Щелкунчика)»; продолжить сравнение авторской и народной сказки.

Оборудование: конверт с домашним заданием, карточки-задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ «Сказки о твердом орехе».

III. Постановка целей урока.

– Кто из героев сказки может «раскусить такой орех», т. е. снять заклятие злой Мышильды с Щелкунчика? Об этом мы и поговорим на уроке.

IV. Работа по теме урока.

– Прав ли крестный Дроссельмейер, который сказал Мари: «...Тебе дано больше, чем мне и всем нам. Ты... прирожденная принцесса»? Как вы понимаете смысл его слов? (В словах крестного Дроссельмейера есть и прямой, и переносный смысл. Что касается прямого смысла, то он заключается в следующем. Именно Мари, а не кто-нибудь другой, может спасти Щелкунчика от заклятия, ведь, согласно этому заклятию, Щелкунчика может спасти только сила любви прекрасной дамы, а именно таковой является Мари. Что касается более широкого смысла, который вкладывает в свои слова Дроссельмейер, он состоит в следующем: Мари – прирожденная принцесса, поскольку умеет проникать в самую суть явлений, умеет проскакивать сквозь уродливую наружность, обнаруживая истинную душевную красоту. Мари обладает мудрым любящим сердцем. Еще один оттенок смысла заключается в том, что Мари – принцесса в царстве воображения, фантазии. Ее чуткая душа, ее пылкое воображение способны наделить жизнью даже игрушку. Сила ее воображения настолько велика, что игрушка с благодарностью оживает.)

– Какие испытания прошла Мари ради спасения Щелкунчика? (Мари мужественно выдержала все испытания: вытерпела ужасное зрелище, которое являл собой Мышиный Король, отвратительные прикосновения его лапок; отказалась от своих сладостей и сахарных куколок, чтобы спасти жизнь Щелкунчику; достала ему саблю, чтобы он смог сразиться с Мышиным Королем.)

– Сохраняется ли логика волшебной сказки в описании этих испытаний? (Логика волшебной сказки в описании испытаний состоит в том, что испытаний именно три. Но в отличие от народной сказки, где испытания касались бы того, что герой не может сделать обычными человеческими силами, в авторской сказке испытания затрагивают мир ценностей героини: Мышиный Король проверяет, согласна ли девочка пожертвовать своими любимыми сладостями и сахарными куколками ради спасения чужой жизни.)

Физкультминутка

– В главе «Конец сказки о твердом орехе» прочитайте еще раз предсказание о судьбе племянника придворного часовщика – молодого Дроссельмейера. Сравните его с теми событиями, которыми закончилась глава «Победа». (Щелкунчик расправился с семиголовым сыном Мышильды, Мышиный Король пал от его руки, трофей поединка – семь золотых корон, в результате мышиное царство (нижний мир) повержено. Несмотря на уродливую наружность Щелкунчика, его полюбила Мари, только она умеет отличить поверхностное от истинного, обладает чутким, мудрым и любящим сердцем. Таким образом, все условия, при которых проклятье спадет, выполнены.)

– Так кто же такой Щелкунчик: племянник придворного часовщика Дроссельмейера? Племянник советника суда Дроссельмейера? Игрушка, которую подарили Мари на Рождество? (В начале главы «Дядя и племянник» (во втором абзаце) еще раз проговаривается, кто же такой Щелкунчик: «Теперь она (Мари) знала, что ее Щелкунчик – молодой Дроссельмейер из Нюрнберга, пригожий, но, к сожалению, заколдованный Мышильдой племянник крестного Дроссельмейера».)

V. Итог урока.

– Как вы думаете, у Щелкунчика есть надежда избавиться от уродливой наружности? (Ответы учащихся.)

– Куда, по-вашему, приглашает Щелкунчик мадемуазель Штальбаум? (Предположения детей.)

– Много вопросов ставит перед читателями сказка Гофмана, о многом она заставляет размышлять. Если хотите узнать, как сложится судьба Щелкунчика дальше, прочитайте сказку до конца. Пока же можно твердо сказать одно: Рождественская ночь подарила Мари встречу с чудом, с прекрасной сказкой.

Хотелось бы, чтобы сегодняшняя сказочная ночь принесла чудо и вам.

(«С неба»  падает конверт.)

Домашнее задание: читать с. 141–148.

– Ой, ребятки, до полуночи еще далеко, но, по-моему, чудеса уже начали свершаться. Неизвестно откуда... с неба, что ли... упал конверт. Что в нем? Давайте посмотрим! О, это домашнее задание-сюрприз. (Дети вытаскивают из конверта индивидуальные карточки-задания.)

Карточка 1. Расскажите, какие звуки встретили Мари и Щелкунчика в Кукольном царстве.

Карточка 2. Расскажите, какие запахи встретили Мари и Щелкунчика в Кукольном царстве.

Карточка 3. Расскажите, какие цветовые эффекты встретили Мари и Щелкунчика в Кукольном царстве.

Карточка 4. Найдите описание подводного царства в былине «Садко».

Карточка 5. Найдите описание подводного мира в сказке «Аладдин».

Карточка 6. Найдите описание сказочного мира в других сказках.

Карточка 7. Нарисуйте сказочное  царство.