twitter ВКонтакте facebook

ФИНАЛ СКАЗКИ. В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ

Страницы учебника: 141–148.

Цели: исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем, обратить внимание на то, как герои преодолевают границу миров; продолжить наблюдение за характером главной героини; обсудить идею сказки.

Оборудование: выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

           Рукавом прозрачным вея,

           Над водой порхает Фея.

           Фея ветра. Фея вод.

           Рыб жемчужных хоровод.

           Волн воланы. Веер брызг.

           Медом пахнет тамариск.

II. Постановка целей урока.

– Отправляемся вслед за Щелкунчиком и Мари в Кукольное царство, продолжим исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем.

III. Проверка домашнего задания.

– Как Мари и Щелкунчик попали из комнаты Мари в чудесную страну сладостей? (Путь в чудесную страну лежал через рукав отцовской лисьей шубы – герои прошли как будто сквозь брюхо тотемного зверя.)

– Тебе этот путь не кажется знакомым по другим сказкам? (Сказочная повесть Льюиса «Ведьма и платяной шкаф» и сказка Андерсена «Пастушка и Трубочист». В первом случае из этих двух путь в волшебную страну лежал непосредственно из платяного шкафа, где висели шубы, во втором случае – через дымоход. Рукав в «Щелкунчике» по форме напоминает трубу в «Пастушке и Трубочисте»: печь, очаг – это тоже то, что соединяет земной мир с волшебным.)

Ответы на вопросы по карточкам-заданиям. (Дети дополняют ответы учащихся.)

– Перечитайте главу «Кукольное царство», отметьте по отдельности все звуки, запахи, цветовые эффекты, о которых в ней идет речь. (Например, игру турецкого военного оркестра из шести обезьянок; шелест листвы; то, что «золотая мишура хрустела и трещала, словно ликующая музыка»; «охотники... весьма искусно трубили в рога»; воды озера «со сладостно-мелодичным звуком» плескались и журчали у ног Мари; «лебеди... пели прекрасные песни»; все запахи – например, луг назван «благоуханным»; Мари «овеяли сладостные ароматы»; дуновение эфира было напоено благоуханием апельсинов; «повеяло дивным благоуханием роз»; все цвето-световые эффекты – например, «луг... весь искрился, словно блестящими драгоценными камнями», «темная листва блестела и искрилась так ярко, что ясно были видны золотые и серебряные плоды, висевшие на разноцветных стеблях», золотая мишура сравнивается со сверкающими огоньками; у озера «все словно озарилось нежно мерцающим розовым сиянием», «бриллиантовые рыбки... ныряли и кувыркались в розовых волнах»; автор упоминает золотые плоды и хорошенькое золотое кресло, которое подали Мари; говорит о том, что «дома, церкви и амбары были темно-коричневые с золотыми кровлями, а многие стены расписаны так пестро...» – все вместе создает впечатление блеска и сияния.)

– Чем замечательно описание волшебной страны? Что кажется автору самым важным в создании ее особой атмосферы: благоухание, мелодичные звуки или цвето-световые эффекты? (Для автора все эти три компонента – звуки, запахи, цвето-световые эффекты – одинаково ценны и важны. Таковы особенности именно авторской волшебной сказки. В народной сказке нет таких разнообразных оттенков в описании волшебного мира: она пользуется постоянными эпитетами. В авторской сказке весь мир чувств – не только духовный, но и связанный с органами обоняния, осязания, с тактильными ощущениями, со зрением и слухом, – все, что может воспринимать человек, становится необыкновенно ценным.)

– Безусловно, подробное описание Кукольного царства помогло вам создать замечательные рисунки, пусть авторы прокомментируют свои работы. (Ответы учащихся.)

– Как вы объясните слова Щелкунчика: «Дяде никогда не смастерить ничего подобного. Скорее вы, милая мадемуазель Штальбаум...» Что имел в виду Щелкунчик? (Речь идет, с одной стороны, о способности воображения, которая развита у Мари необыкновенно, а с другой – Щелкунчик намекает на очень развитый мир чувств: ведь все то, что он показывает Мари, может воспринять только очень развитая душа – душа, умеющая наслаждаться плодами зрения, обоняния, слуха. Если бы у Мари было неразвитое сознание, она и половины не заметила бы из того, что ей показывали. Развитый мир чувств, с точки зрения Гофмана (как и любого писателя-романтика), – это настоящее достояние, богатство, владеющий им способен творить чудеса. Образ Мари в какой-то степени противопоставляется образу старшего советника суда Дроссельмейера. Он великий искусник, чудодей, но его могущество меньше, чем могущество Мари, потому что он рациональный «сухарь», а она глубоко чувствующая и любящая натура. Он может создавать искусные и замысловатые, но безжизненные игрушки. Она – творец безграничного и драгоценного мира, движущими силами в котором являются любовь и воображение.)

Физкультминутка

IV. Работа по теме урока.

Чтение и обсуждение главы «Столица».

– При чтении отмечайте особенности волшебного мира: звуки, запахи, цветовые эффекты. (Например: «Громкий крик удивления – нет, крик восторга вырвался у Мари, когда она вдруг очутилась перед замком с сотней воздушных башенок, светившимся розово-алым сиянием. Там и сям по стенам были рассыпаны роскошные букеты фиалок, нарциссов, тюльпанов, левкоев, которые оттеняли ослепительную, отливающую алым светом белизну фона. Большой купол центрального здания и остроконечные крыши башен были усеяны тысячами звездочек, сверкающих золотом и серебром». Автору важно, чтобы читатель представил замысловатую архитектуру замка, чтобы увидел этот замок в цвете и свете, чтобы представил конкретные сорта цветов, которыми были украшены его стены...)

Вывод: в волшебном мире, созданном воображением Гофмана, всякое зрительное впечатление, любой запах, каждый звук делаются необыкновенно прекрасными. Даже пестик, которым Мари толчет карамельки в ступке, звучит весело, даже ступка звенит мелодично и приятно: все, абсолютно все ласкает глаз, слух и обоняние.

Дети читают отрывки текстов.