twitter ВКонтакте facebook

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. МИР СКАЗКИ

Цели: выявить нравственный смысл сказки «Финист – Ясный Сокол»; найти следы древних представлений о мире и человеке. Оборудование: выставка книг по теме «Русские народные сказки». Ход урока I. Организационный момент. Встреча со сказкой – это всегда праздник. II. Объявление темы и целей урока. – Урок «Наедине с книгой» сегодня – это встреча со сказкой «Финист – Ясный Сокол». – Понравилась вам эта сказка? (Отзывы о сказке.) – Эта сказка любима многими поколениями, наша задача – найти следы древних представлений о мире, определить, какой проблеме посвящена сказка. III. Актуализация опорных знаний. – Прежде чем войти в мир волшебной сказки, проверим, внимательно ли вы читали сказку «Финист – Ясный Сокол». Работа по карточкам. Доскажи нужную фразу: а) «– А что тебе, доченька, купить? – Купи мне, батюшка, ... ». («... перышко Финиста – Ясна Сокола».) б) «Ходил отец весь день, а перышка не нашел. Выехал из города, а навстречу ... ... ». («...старенький старичок».) в) «И явился ей молодец красоты неописанной. К утру молодец ударился об пол и сделался ... ». («...соколом».) г) «Твой ясный сокол за тридевять земель, в тридесятом государстве. Опоила его зельем ... и женила на себе». («...царица-волшебница...».) д) «Долго ли, коротко ли шла, башмачки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала. Вышла на полянку, а на полянке ... , вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит». («...избушка на курьих ножках...».) е) «И вот перед Марьюшкой ... . Крыльцо резное, оконца узорчатые, а в оконце царица глядит». («...хрустальный терем».) ж) «Покончишь работу, бери ... , клади золотое ... , само будет катиться. Станут покупать – не продавай». («...блюдечко, ...яичко...».) з) «Ладно, красавица, помогу тебе. Бери серебряные ... , золотую ... ». («... пяльцы, ... иголочку».) и) «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное ... , золотое ... , бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая». («... донце, ... веретенце».) к) «Тогда Финист – Ясный Сокол и говорит: – Которая, по-вашему, настоящая жена – та ли, что крепко любит, или та, что продает и обманывает? Согласились все, что жена Финиста – Ясного Сокола – ... ». («Марьюшка».) IV. Работа по содержанию сказки. – По каким признакам можно определить, что это народная сказка? – Назовите все сказочные приметы. – Приведите примеры троекратных повторений в данной сказке. (Ответы детей.) – Кто главный герой сказки? (Марьюшка.) – Вспомните, какие невероятные события с ней произошли. (Высказывания детей.) – Прочитайте слова-характеристики. Какие из них можно отнести к Марьюшке? (Запись на доске: добрая, чуткая, эгоистичная, странная, сильная, любящая, смелая, мужественная, терпеливая, выдумщица, благородная...) Задание. Ненужное зачеркните, недостающее допишите. Найдите в сказке событие, которое разделяет историю на две главные части (момент, когда судьба главных героев резко изменилась). (Дети могут предложить несколько вариантов: 1. «Привез старик подарки дочкам, старшая и средняя наряжаются да над Марьюшкой смеются: – Как была ты дурочкой, так и есть; нацепи свое перышко в волоса да красуйся!» 2. «– Кому я нужен, тот меня найдет. Но это будет нелегко. Тогда меня найдешь, когда трое башмаков железных износишь, трое посохов железных изломаешь, трое колпаков железных порвешь. Услышала это Марьюшка, вскочила с кровати, посмотрела в окно, а сокола нет, и только кровавый след на окнах остался. Заплакала Марьюшка горькими слезами – смыла слезками кровавый след и стала еще краше. Пошла она к отцу и проговорила: – Не брани меня, батюшка, отпусти в путь-дорогу дальнюю, жива буду – свидимся, умру – так, знать, на роду написано. Жалко было отцу отпускать любимую дочку, но отпустил».) – Назовите всех остальных героев сказки. Какие из них положительные, какие – отрицательные? (В этой сказке нет привычных положительных и отрицательных героев, так как нелегко бывает сразу распознать добро и зло, которые воплощаются в обычных людях. Сестры – не лютые враги Марьюшки, а просто очень завистливые; Баба Яга – волшебный помощник, поэтому характером не обладает.) – Люди всегда задавали и задают себе вопрос: что такое добро и что такое зло? Почему нет полного ответа на этот вопрос? (Добро и зло многолико.) – Что составляет сюжет сказки: отношения, поступки героев? (Любовь.) Получается, что любовь – главное добро в жизни. – Что является воплощением зла? (Завистливость, продажность, корыстолюбие, чванливость.) – А Финист – Ясный Сокол – герой или помощник? Докажите. (Помощник, помог Марьюшке найти свое счастье, ничего героического он не совершил, позвал Марьюшку в дорогу, кроме описания его красоты, о нем ничего не известно.) – В чем проявились представления древних о мире и человеке? (Древний человек считал многих зверей и птиц своими тотемами, т. е. прародителями – факт превращения Финиста – Ясного Сокола в доброго молодца.) – Какие мечты воплотил народ в образе Марьюшки? (Великая сила любви, которая делает человека добрее, придает ему решительности, терпения, мужества.) V. Пересказ понравившихся эпизодов. VI. Итог урока. – Что объединяет все народные волшебные сказки? (Добро побеждает зло.) Встреча с книгой, что с другом, Для всех словно праздник, А для детской души Это нить Ариадны, Что ведет их от сказки В мир жизни реальной, Мир науки и знаний.