twitter ВКонтакте facebook

ФИНАЛ СКАЗКИ. В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ

Страницы учебника: 141–155.

Цели: исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем, обратить внимание на то, как герои преодолевают границу миров; продолжить наблюдение за характером главной героини; обсудить идею сказки.

Оборудование: аудиозапись музыкальных фрагментов из балета  П. И. Чайковского «Щелкунчик»; конфеты; выставка рисунков к сказке «Щелкунчик».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

– Вы перевернули последнюю страницу сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Герои этой сказки стали вам близки и дороги. Ожидали вы подобного финала сказки?

III. Работа по теме урока.

– Сравните финал в народной сказке (свадьба, воцарение) с последними событиями повести-сказки Гофмана. (Как это принято в волшебных сказках, «и Мари тут же стала невестой племянника Дроссельмейера. Рассказывают, что через год он увез ее в золотой карете, запряженной серебряными лошадьми, что на свадьбе у них плясали двадцать две тысячи нарядных кукол, сверкающих бриллиантами и жемчугом...». Финал волшебной сказки традиционный – свадьба.)

– Почему в семье Мари прозвали «маленькой мечтательницей»? (Мари рассказала о своем ночном приключении – путешествии в Кукольное царство, но домашние не поверили ни одному ее слову, они даже посмеялись над ней, а отец назвал лгуньей; только вмешательство крестного спасло девочку от незаслуженного наказания. С тех пор «говорить о своем приключении Мари больше не смела, но волшебные образы сказочной страны не оставляли ее... Она видела все снова, как только начинала об этом думать, и, вместо того чтобы играть, как бывало раньше, могла часами сидеть смирно и тихо, уйдя в себя, – вот почему все теперь ее звали маленькой мечтательницей».)

– Связано ли как-нибудь неожиданное появление племянника крестного Дроссельмейера в гостях у Штальбаумов с тем признанием, которое Мари сделала Щелкунчику? (Конечно. Ведь именно после того, как Мари сделала свое признание («Ах, милый господин Дроссельмейер, если бы вы на самом деле жили, я не отвергла бы вас, как принцесса Пирлипат, за то, что из-за меня вы потеряли свою красоту!»), раздался такой грохот и треск, что она потеряла сознание. Более того, сразу же после этого, можно сказать, немедленно, в доме появляется племянник крестного Дроссельмейера. И наконец, племянник крестного Дроссельмейера в разговоре с Мари демонстрирует знание всех обстоятельств, связанных с историей Щелкунчика, то есть обнаруживает, что именно он и есть Щелкунчик.)

– Случайно ли племянник Дроссельмейера сделал Мари и Фрицу именно такие подарки? (Своими подарками племянник крестного Дроссельмейера демонстрирует, во-первых, то, что он хорошо знает все перипетии рождественской истории в доме Штальбаумов, а во-вторых, компенсирует детям их утраты, все то, чем они ради него пожертвовали: он возвращает марципан и сахарные куколки Мари и саблю Фрицу.)

– Случайно ли то, что крестный все время чинит часы, которые выходят из строя? (Крестный Мари – это дядя молодого Дроссельмейера, то есть Щелкунчика. Он как бы стоит между ним и ею. Будучи чудодеем, он по-своему старается помочь своему племяннику, для которого время остановилось в момент заклятия, и живой человек превратился в деревянную куклу. Дядя постоянно чинит часы, но это никак не отражается на Щелкунчике: часы его жизни остановились, и запустить их механически невозможно. Щелкунчик в силу заклятия стал куклой. И эта кукла теперь ждет своего времени: ждет, что родится на свет прекрасная дама, наделенная чутким сердцем и любящей душой, разглядит в деревянном уродце славного и доброго человека, вызволит из деревянного плена его живую душу. Ждать кукла может и вечность: ведь такие люди, как Мари, не часто появляются на свет. Итак, крестный постоянно чинит часы, то есть делает все, что может, чтобы как-то воздействовать на время. Но часы жизни племянника Дроссельмейера может запустить не искусная рука часовщика, а сила чувств любящего сердца, – не искусство, но любовь. Крестный Мари это отлично понимает, он уже говорил девочке: «Тебе дано больше, чем мне и всем нам...»)

– Что означает его фраза, обращенная к Мари и ожившему Щелкунчику: «Ступайте, ступайте играть, дети, только смотрите не ссорьтесь. Теперь, когда все часы у меня в порядке, я ничего не имею против!» (После признания, которое делает Мари Щелкунчику (а крестный, как мы помним, в это самое время как раз занимался починкой часов), оказывается, что все часы в доме Штальбаумов в порядке – именно это утверждает сам старший советник суда. Таким образом, именно Мари уничтожает брешь, образовавшуюся во времени: ее признание запускает вновь часы жизни Щелкунчика, который из деревянной игрушки вновь превращается в человека.)

– Подумайте, родители Мари могли присутствовать на свадьбе в волшебной стране? А Фриц? А крестный Дроссельмейер? (Конечно, никто из родных не присутствовал на свадьбе. Во-первых, у них не хватает для этого силы воображения, желания верить в сказку о Щелкунчике; во-вторых, мы уже отмечали, что родители Мари не причастны к волшебному миру.)

– Как вы понимаете слова автора: «Мари, как говорят, еще и поныне королева в стране, где, если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь... всякие чудеса и диковинки»? Что же это за страна? (Можно смотреть и ничего не видеть. А можно научиться проникать сквозь обыденный облик предметов, обнаруживая их смысл и красоту. Развитая душа, умеющее чувствовать сердце – это то, что позволяет в обыденном видеть прекрасное. «Всякие чудеса и диковинки» окружают нас повсюду: достаточно внимательно рассмотреть цветок или дерево, вглядеться в облака или в течение реки. Равнодушному глазу все окружающее скучно. Человеку с развитым воображением, который жадно вглядывается в окружающий мир, он представляется чудом. Такова Мари – девочка, которая, внимательно вглядываясь в деревянную игрушку, обнаружила в ней живую человеческую душу и сделала все, чтобы спасти эту душу из плена.)

IV. Итог урока.

– Мы внимательно вместе с Мари вглядывались в сказочный мир, сопереживали Щелкунчику, не принимали сторону Мышильды и ее семиголового сына, мы даже не поверили родителям Мари, когда они назвали приключения Щелкунчика и Мари выдумками и глупыми шутками. Значит, мир сказки, волшебства, мечты стал нам понятен. Мы можем увидеть необычное в обычном и будничном. Тогда мы можем побывать на празднике Мари и молодого Дроссельмейера.

Учитель гасит свет, зажигает свечи. Звучит музыка П. И. Чайковского «Щелкунчик». Несколько пар заранее подготовленных детей танцуют вальс и раздают всем присутствующим конфеты.

На доске  – рисунки к сказке «Щелкунчик».

           В Рождество подарков много

           Получили Мари с Фрицем.

           Эскадрон гусар, конь, платье

           И смешной урод Щелкунчик.

           На Щелкунчике проклятье

           Злой Мышиной Королевы...

           Неужели целый век

           Будет щелкать он орех?