twitter ВКонтакте facebook

ОТЗЫВ О ПОВЕСТИ-СКАЗКЕ ГОФМАНА «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ»

Цели: познакомить детей с одной из форм письменного высказывания о прочитанном произведении – отзывом; научиться писать отзыв.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Эпиграфом нашего необычного урока будут слова: «Не рассказывай о том, что читал, а рассказывай о том, что понял» (Т. Полозова).

– Как вы понимаете смысл этого высказывания?

– Что, по-вашему, значит «уметь читать»? (Уметь читать – это не только хорошо владеть техникой чтения. Уметь читать – это и уметь видеть, осознавать за прочитанным текстом жизнь с ее горестями и радостями; понимать и чувствовать размышления и переживания, выраженные автором.)

II. Объявление темы и постановка целей урока.

– Сегодня мы перевернули последнюю страницу замечательной сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Она увлекла вас, несколько уроков подряд вы с интересом работали над ее содержанием. У кого есть ощущение, что он находится еще во власти сказки?

Вас покорили герои сказки, удивительные приключения, и вам хочется говорить и говорить о ней. Но среди вас есть и такие ребята, кому сказка не очень понравилась. Я даже слышала, как кто-то сказал: «Надоело, опять Щелкунчик».

Это не беда. Так бывает, что одно и то же произведение вызывает у разных читателей разные впечатления. Это рождает спор. Но для того чтобы спор получился, был интересным и содержательным, важно не только уметь рассказать о своих впечатлениях – понравилась или не понравилась книга, но и уметь обосновать свое мнение, то есть дать отзыв о прочитанной книге.

1. Работа со словарем.

– Каково лексическое значение слова «отзыв»? (Отзыв – отклик, мнение о чем-нибудь, оценка чего-нибудь.)

– Как видите, это многозначное слово. Какое из значений представляет интерес в данном случае? (Отклик, мнение, оценка.)

2. Составление общего плана отзыва.

– Что такое отзыв, вы разобрались. Что же должно быть в отзыве? Какие «секреты», «законы» написания отзыва следует учитывать? Давайте попробуем сформулировать эти «законы» в форме вопросов.

(«Законы» написания отзыва учитель записывает на доске, а дети – в тетрадях.)

– Что надо написать в начале отзыва? С чего начать сочинение-отзыв? (1. Каково общее впечатление от прочитанного?)

Прежде чем вы будете писать, что вам особенно понравилось или, наоборот, не понравилось, надо вкратце рассказать, о чем произведение.

– Сформулируйте второй «закон» написания отзыва. (2. О чем прочитанное произведение?)

– Итак, в заключение: кто (или что) вам понравился или, наоборот, вызвал гнев, протест?

– На что похожа наша запись? (На план.)

Запись на доске.

План

1. Каково общее впечатление от прочитанного?

2. О чем прочитанное произведение?

3. Кто (или что) вам понравился или, наоборот, вызвал гнев, протест?

– Подумайте, какая часть самая сложная? Почему? Обоснуйте свой выбор. (Нельзя подробно передавать содержание сказки.)

– Почему передача содержания сказки – это недостаток? (Если вы подробно перескажете содержание, другим, кто еще, допустим, не  читал сказку, после вашего  отзыва  читать ее  будет неинтересно.)

3. Работа над составлением плана к сказке «Щелкунчик...».

1) Вступление. Чудо.

– Назовите главную цель этой части отзыва. (Заинтересовать. Чтобы читателю стало интересно, чтобы он не бросил чтение, закончил его.)

– Значит, каким оно должно быть? (Ярким, захватывающим.)

– Вступление названо «Чудо», подумайте, чем вы привлечете своего читателя? (Волшебный праздник Рождества, интересно рассказать об авторе сказки, напустить таинственности на Щелкунчика и Мари.)

Возможные варианты:

? Дети сидят в темной комнате, предчувствие рождественского чуда. Скоро их позовут в зал и они увидят елку и замечательные подарки. Фриц и Мари разговаривают о загадочном крестном.

? Действие происходит в канун Рождества. Ровно в полночь оживают игрушки, а мыши превращаются в войско.

– О чем вы расскажете дальше? (О героях сказки, их приключениях.)

2) Герои и персонажи произведения.

– О каких персонажах произведения вам хочется рассказать в отзыве? (Мари, Дроссельмейер, Щелкунчик.)

Возможные варианты:

? Мари – милая, добрая и храбрая девочка. Ее любящее сердце и добрая  душа  спасают  от страшного заклятия молодого Дроссельмейера. Она – настоящая принцесса.

? Дроссельмейер – старший советник суда. Обладал способностями искусного мастера. Жил в реальном мире и в сказочной волшебной стране.

? Щелкунчик – рождественский подарок и заколдованный молодой Дроссельмейер. Обладая уродливой внешностью, он притягивал своим добродушием.

3) Сюжет произведения.

– Как вы, не раскрывая тайн, расскажете о сюжете? (Красивая рождественская елка, подарки родителей, но дети ждут чудес. Полночь Рождества – это волшебное время перехода в сказочный мир. Начинаются чудеса; появляется Мышиный Король; топот тысячи мышей и кульминация – сражение Щелкунчика и игрушечных солдатиков с Мышиным Королем. Мари охватил ужас, она упала в обморок и потом долго болела. Но это уже не в сказке, а в реальном мире.)

4) Мнение о произведении.

– Что понравилось? (Высказывания детей.)

III. Творческая работа. Написание сочинения-отзыва.

IV. Чтение и рецензирование одного-двух отзывов по желанию учащихся.

V. Итог урока.

– Сделайте вывод, что надо знать, чтобы правильно написать отзыв о прочитанном произведении. (В отзыве читатель излагает свое впечатление, мнение о прочитанном, свои мысли по поводу идеи, художественных достоинств или недостатков произведения. Отзыв может быть как положительным, так и резко критическим, отрицательным.)

– Читали ли вы другие сказки Гофмана? Хотели бы еще почитать?

– Читайте! Ведь когда вы читаете, вы узнаете новое, обогащаете свой внутренний мир. В русской и зарубежной литературе много замечательных произведений, которые стоит прочитать.