Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить детей с одной из форм
письменного высказывания о прочитанном произведении –
отзывом; научиться писать
отзыв.
Ход
урока
I.
Организационный момент. Введение в
тему.
Эпиграфом
нашего
необычного урока будут слова: «Не рассказывай о том, что
читал, а рассказывай о
том, что понял» (Т. Полозова).
–
Как вы
понимаете смысл этого высказывания?
–
Что,
по-вашему, значит «уметь читать»? (Уметь
читать – это не только хорошо
владеть техникой чтения. Уметь читать – это и уметь видеть,
осознавать за
прочитанным текстом жизнь с ее горестями и радостями; понимать и
чувствовать
размышления и переживания, выраженные автором.)
II.
Объявление темы и постановка целей урока.
–
Сегодня мы
перевернули последнюю страницу замечательной сказки Гофмана
«Щелкунчик и
Мышиный Король». Она увлекла вас, несколько уроков подряд вы
с интересом
работали над ее содержанием. У кого есть ощущение, что он находится еще
во
власти сказки?
Вас
покорили
герои сказки, удивительные приключения, и вам хочется говорить и
говорить о
ней. Но среди вас есть и такие ребята, кому сказка не очень
понравилась. Я даже
слышала, как кто-то сказал: «Надоело, опять
Щелкунчик».
Это
не беда. Так
бывает, что одно и то же произведение вызывает у разных читателей
разные
впечатления. Это рождает спор. Но для того чтобы спор получился, был
интересным
и содержательным, важно не только уметь рассказать о своих впечатлениях
–
понравилась или не понравилась книга, но и уметь обосновать свое
мнение, то
есть дать отзыв о прочитанной книге.
1.
Работа со словарем.
–
Каково
лексическое значение слова «отзыв»? (Отзыв
– отклик, мнение о чем-нибудь,
оценка чего-нибудь.)
–
Как видите,
это многозначное слово. Какое из значений представляет интерес в данном
случае?
(Отклик, мнение, оценка.)
2.
Составление общего плана отзыва.
–
Что такое
отзыв, вы разобрались. Что же должно быть в отзыве? Какие
«секреты», «законы»
написания отзыва следует учитывать? Давайте попробуем сформулировать
эти
«законы» в форме вопросов.
(«Законы»
написания отзыва учитель записывает на доске, а дети – в
тетрадях.)
–
Что надо
написать в начале отзыва? С чего начать сочинение-отзыв? (1.
Каково общее
впечатление от прочитанного?)
Прежде
чем вы
будете писать, что вам особенно понравилось или, наоборот, не
понравилось, надо
вкратце рассказать, о чем произведение.
–
Сформулируйте
второй «закон» написания отзыва. (2. О чем
прочитанное произведение?)
–
Итак, в
заключение: кто (или что) вам понравился или, наоборот, вызвал гнев,
протест?
–
На что похожа
наша запись? (На план.)
Запись
на доске.
План
1.
Каково общее
впечатление от прочитанного?
2.
О чем
прочитанное произведение?
3.
Кто (или что)
вам понравился или, наоборот, вызвал гнев, протест?
–
Подумайте,
какая часть самая сложная? Почему? Обоснуйте свой выбор. (Нельзя
подробно
передавать содержание сказки.)
–
Почему
передача содержания сказки – это недостаток? (Если
вы подробно перескажете
содержание, другим, кто еще, допустим, не
читал сказку, после вашего
отзыва читать
ее будет
неинтересно.)
3.
Работа над составлением плана к
сказке «Щелкунчик...».
1)
Вступление. Чудо.
–
Назовите
главную цель этой части отзыва. (Заинтересовать. Чтобы
читателю стало
интересно, чтобы он не бросил чтение, закончил его.)
–
Значит, каким
оно должно быть? (Ярким, захватывающим.)
–
Вступление
названо «Чудо», подумайте, чем вы привлечете своего
читателя? (Волшебный
праздник Рождества, интересно рассказать об авторе сказки, напустить
таинственности на Щелкунчика и Мари.)
Возможные
варианты:
?
Дети сидят в темной комнате, предчувствие рождественского чуда. Скоро
их
позовут в зал и они увидят елку и замечательные подарки. Фриц и Мари
разговаривают о загадочном крестном.
?
Действие происходит в канун Рождества. Ровно в полночь оживают игрушки,
а мыши
превращаются в войско.
–
О чем вы расскажете дальше? (О
героях сказки, их приключениях.)
2)
Герои и персонажи
произведения.
–
О каких
персонажах произведения вам хочется рассказать в отзыве? (Мари,
Дроссельмейер, Щелкунчик.)
Возможные
варианты:
?
Мари – милая, добрая и храбрая девочка. Ее любящее сердце и
добрая душа
спасают от
страшного заклятия
молодого Дроссельмейера. Она – настоящая принцесса.
?
Дроссельмейер – старший советник суда. Обладал способностями
искусного мастера.
Жил в реальном мире и в сказочной волшебной стране.
?
Щелкунчик – рождественский подарок и заколдованный молодой
Дроссельмейер.
Обладая уродливой внешностью, он притягивал своим добродушием.
3)
Сюжет произведения.
–
Как вы, не
раскрывая тайн, расскажете о сюжете? (Красивая рождественская
елка, подарки
родителей, но дети ждут чудес. Полночь Рождества – это
волшебное время перехода
в сказочный мир. Начинаются чудеса; появляется Мышиный Король; топот
тысячи
мышей и кульминация – сражение Щелкунчика и игрушечных
солдатиков с Мышиным
Королем. Мари охватил ужас, она упала в обморок и потом долго болела.
Но это
уже не в сказке, а в реальном мире.)
4)
Мнение о
произведении.
–
Что
понравилось? (Высказывания детей.)
III.
Творческая работа. Написание сочинения-отзыва.
IV.
Чтение и рецензирование одного-двух отзывов по желанию учащихся.
V.
Итог урока.
–
Сделайте
вывод, что надо знать, чтобы правильно написать отзыв о прочитанном
произведении. (В отзыве читатель излагает свое впечатление,
мнение о
прочитанном, свои мысли по поводу идеи, художественных достоинств или
недостатков произведения. Отзыв может быть как положительным, так и
резко
критическим, отрицательным.)
–
Читали ли вы
другие сказки Гофмана? Хотели бы еще почитать?
–
Читайте! Ведь
когда вы читаете, вы узнаете новое, обогащаете свой внутренний мир. В
русской и
зарубежной литературе много замечательных произведений, которые стоит
прочитать.