twitter ВКонтакте facebook

АНАЛИЗ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ

Цели: выполнить работу над ошибками, допущенными в проверочной работе; произвести самоанализ и самооценку.

Оборудование: карточки-задания по вариантам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

III. Проверка работ: анализ и определение уровней выполнения заданий.

Вариант 1

Задание 1.

Темп чтения при норме 90 слов в минуту:

4-й уровень – выше нормы;

3-й уровень – 80–90 слов в минуту;

2-й уровень – 70–80 слов в минуту;

1-й уровень – менее 70 слов в минуту.

Понимание содержания, жанровой специфики сказки:

4-й уровень – даны ответы на все вопросы. Обнаружены характерные особенности волшебной сказки: магические числа (третье задание выполняет Иван); у героя есть волшебный помощник – Дарья-прислужница; у царицы есть волшебный предмет – книга; волшебным превращением можно считать преображение Ивана в дыхание женщины, в букву книги. В данном фрагменте нет представлений о мировом дереве. Отвечая на пятый вопрос, дети могут вспомнить, что в других сказках («Царевна-лягушка», «Морской царь и Василиса Премудрая») герой тоже выполняет трудные задания;

3-й уровень – в целом все выполнено верно, есть отдельные недочеты, например не указана одна из черт волшебной сказки;

2-й уровень – выполнена половина задания;

1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 2.

Важно, чтобы дети уловили тихую, задумчивую интонацию стихотворения, отметили прием олицетворения (берёза в ржаное поле забрела; жила в лесу, стоит, наполненная грустью), увидели рифмы (берёза – стрекозы, забрела – жила...):

4-й уровень – даны ответы на все вопросы;

3-й уровень – даны ответы на три из четырех вопросов;

2-й уровень – выполнена половина задания;

1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

Задание 3.

В рассказе Паустовского описывается чудесный приход зимы и преображение всего мира. Дети могут отметить самые яркие олицетворения: умер дождь, умер ветер, умер сад; увидеть красочные прилагательные: странный, белый, ровный, одинокий и др. На наш взгляд, не надо требовать, чтобы ученики выделили все олицетворения и эпитеты текста.

4-й уровень – даны ответы на все вопросы с оговорками, изложенными выше;

3-й уровень – в целом все выполнено верно, есть отдельные недочеты;

2-й уровень – выполнена половина задания;

1-й уровень – задание не выполнено или выполнено неверно.

 

Вариант 2

Задание 1.

Пункты 1–3. Проверка темпа чтения:

4-й уровень – 80–90 слов в минуту;

3-й уровень – 70–80 слов в минуту;

2-й уровень – меньше 70 слов в минуту;

1-й уровень – меньше 60 слов в минуту.

Пункты 4–6. В этом фрагменте есть магическое число (3), волшебный помощник (куколка), закличка «На, куколка, покушай, моего горя послушай»; в последнем предложении говорится о том, что Василиса отправляется в «чужой» мир.

О подробности, которой не могло быть в дохристианский период, говорится в последнем предложении: «Василиса перекрестилась».

4-й уровень – правильно выполнены все пункты задания, возможны один-два недочета;

3-й уровень – два из трех пунктов задания выполнены верно;

2-й уровень – выполнен один пункт задания;

1-й уровень – задание не выполнено вообще или выполнено неверно.

Задание 2.

Правильные ответы:

2. а).

3. а), б).

4. Рифмы: приветом – светом, встало – затрепетало и т. д.

5. Олицетворения: «лес проснулся, встрепенулся».

6. Повторяется слово «рассказать».

7. Повтор создает энергичный, радостный настрой, ведь герой с восторгом, взахлеб рассказывает о наступившем дне, о весне.

Задание 3.

Правильные ответы:

2. в).

3. «Лакей во фраке», «господин», «батюшка барин», «не извольте», «встаньте-с», «маменька», «выкушайте микстурку», «дама».

4. б) «...ни на секунду не прекращая своего визга, с разбегу повалился животом на каменный пол, быстро перекатился на спину и с сильным ожесточением принялся дрыгать руками и ногами». «– Ай-яй-яй-я-а-а-а! – вопил мальчик, извиваясь по балкону и отчаянно болтая ногами», «...он всё-таки норовил попадать каблуками в животы и в ноги возившихся вокруг него людей...»

5. б), в).

6. В заголовке можно отразить характер мальчика или особенности отношений между мальчиком и взрослыми. Возможно и нейтральное название, например «Суматоха на террасе».

4-й уровень – верно выполнены все пункты задания;

3-й уровень – выполнены три-четыре пункта задания;

2-й уровень – выполнено два пункта;

1-й уровень – верно выполнен только один пункт задания.

 

Вариант 3

Задание 1.

1. Проверка техники чтения:

4-й уровень – 80–90 слов в минуту;

3-й уровень – 70–80 слов;

2-й уровень – меньше 70 слов;

1-й уровень – меньше 60 слов.

2. Знание особенностей волшебной сказки.

В этом фрагменте есть магическое число (3), волшебные цвета (золотой гусь), волшебный предмет (гусь), тотемное дерево – то дерево, на корнях которого Дурень нашел гуся, чудеса – все прилипают к гусю.

Сказочная цепочка состоит из пяти звеньев: старшая сестра, средняя, младшая, пастор, причетник.

Упоминаний о пасторе, причетнике, о крещении ребенка не могло быть в дохристианский период.

4-й уровень – правильно выполнены все задания, возможны один-два недочета;

3-й уровень – три из четырех заданий выполнены верно;

2-й уровень – выполнены два задания;

1-й уровень – выполнено одно задание.

Задание 2

Об отношении автора к читателю говорят слова: «как тайна», «как в землю закопанный клад», «поэта неведомый друг». Первые две фразы – сравнения (задание 5).

Задание 3

2. в): о том, что Прошка жил 100–200 лет назад, свидетельствуют обращения «сударыня», «извольте», слова «жалованье», «чахотка», «каторга».

3–4. Отвечая на эти вопросы, учащиеся могут отметить: «угол Прошки» – его рабочее место; «худенький»; фрагмент со слов «круглый сирота»; режим работы мальчика; «на вид ему не больше девяти» и обязательно слова «маленькая каторга».

5. Важно, чтобы, оценивая образ Алексея Иваныча, дети обратили внимание на его уклончивые ответы о режиме работы, на фразу «не любивший таких расспросов», «приврал самым бессовестным образом», на то, что жалованья Прошке он не платит.

6. Подобранный заголовок должен быть эмоционально-оценочным. Например, «Маленькая каторга».

4-й уровень – все задания выполнены верно, есть незначительные недочеты;

3-й уровень – из пяти заданий верно выполнены три;

2-й уровень – из пяти заданий выполнены два;

1-й уровень – выполнено одно задание.

Задание 4

2. б).

3. а), б).

4. Важно, чтобы дети увидели красочные олицетворения: «слово живет, горит, светится», «слово летит из поколения в поколение»; сравнения: «как звезда на небе», «как свет погасшей звезды».

4-й уровень – верно выполнены все задания;

3-й уровень – выполнены три из четырех заданий;

2-й уровень – выполнено два задания;

1-й уровень – верно выполнено только одно задание.

IV. Работа над ошибками.

V. Итог урока.

– Что вызвало затруднения при выполнении проверочной работы? На что необходимо обратить внимание в будущем?