Follow @Pyccstudy |
Цели:
выполнить работу над ошибками,
допущенными в проверочной работе; произвести самоанализ и самооценку.
Оборудование:
карточки-задания по вариантам.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Постановка целей урока.
III.
Проверка работ: анализ и определение уровней выполнения заданий.
Вариант
1
Задание
1.
Темп
чтения при
норме 90 слов в минуту:
4-й
уровень
– выше нормы;
3-й
уровень
– 80–90 слов в
минуту;
2-й
уровень
– 70–80 слов в
минуту;
1-й
уровень
– менее 70 слов
в минуту.
Понимание
содержания, жанровой специфики сказки:
4-й
уровень
– даны ответы
на все вопросы. Обнаружены характерные особенности волшебной сказки:
магические
числа (третье задание выполняет Иван); у героя есть волшебный помощник
–
Дарья-прислужница; у царицы есть волшебный предмет – книга;
волшебным
превращением можно считать преображение Ивана в дыхание женщины, в
букву книги.
В данном фрагменте нет представлений о мировом дереве. Отвечая на пятый
вопрос,
дети могут вспомнить, что в других сказках
(«Царевна-лягушка», «Морской царь и
Василиса Премудрая») герой тоже выполняет трудные задания;
3-й
уровень
– в целом все
выполнено верно, есть отдельные недочеты, например не указана одна из
черт
волшебной сказки;
2-й
уровень –
выполнена
половина задания;
1-й
уровень
– задание не
выполнено или выполнено неверно.
Задание
2.
Важно,
чтобы
дети уловили тихую, задумчивую интонацию стихотворения, отметили прием
олицетворения (берёза в ржаное поле забрела; жила в лесу, стоит,
наполненная
грустью), увидели рифмы (берёза – стрекозы, забрела
– жила...):
4-й
уровень
– даны ответы
на все вопросы;
3-й
уровень
– даны ответы
на три из четырех вопросов;
2-й
уровень
– выполнена
половина задания;
1-й
уровень
– задание не
выполнено или выполнено неверно.
Задание
3.
В
рассказе
Паустовского описывается чудесный приход зимы и преображение всего
мира. Дети
могут отметить самые яркие олицетворения: умер дождь, умер ветер, умер
сад;
увидеть красочные прилагательные: странный, белый, ровный, одинокий и
др. На
наш взгляд, не надо требовать, чтобы ученики выделили все олицетворения
и
эпитеты текста.
4-й
уровень
– даны ответы
на все вопросы с оговорками, изложенными выше;
3-й
уровень
– в целом все
выполнено верно, есть отдельные недочеты;
2-й
уровень
– выполнена
половина задания;
1-й
уровень
– задание не
выполнено или выполнено неверно.
Вариант
2
Задание
1.
Пункты
1–3. Проверка темпа чтения:
4-й
уровень – 80–90
слов в минуту;
3-й
уровень – 70–80
слов в минуту;
2-й
уровень – меньше
70 слов в минуту;
1-й
уровень – меньше
60 слов в минуту.
Пункты
4–6. В
этом фрагменте есть магическое число (3), волшебный помощник (куколка),
закличка «На, куколка, покушай, моего горя
послушай»; в последнем предложении
говорится о том, что Василиса отправляется в
«чужой» мир.
О
подробности,
которой не могло быть в дохристианский период, говорится в последнем
предложении: «Василиса перекрестилась».
4-й
уровень – правильно
выполнены все пункты задания, возможны один-два недочета;
3-й
уровень – два
из трех пунктов задания выполнены
верно;
2-й
уровень – выполнен
один пункт задания;
1-й
уровень – задание
не выполнено вообще или выполнено
неверно.
Задание
2.
Правильные
ответы:
2.
а).
3.
а), б).
4.
Рифмы: приветом – светом, встало –
затрепетало и т. д.
5.
Олицетворения: «лес проснулся,
встрепенулся».
6.
Повторяется слово «рассказать».
7.
Повтор
создает энергичный, радостный настрой, ведь герой с восторгом, взахлеб
рассказывает о наступившем дне, о весне.
Задание
3.
Правильные
ответы:
2.
в).
3.
«Лакей во
фраке», «господин», «батюшка
барин», «не извольте»,
«встаньте-с», «маменька»,
«выкушайте микстурку», «дама».
4.
б) «...ни на секунду не прекращая своего визга, с разбегу
повалился животом на
каменный пол, быстро перекатился на спину и с сильным ожесточением
принялся
дрыгать руками и ногами». «–
Ай-яй-яй-я-а-а-а! – вопил мальчик, извиваясь по
балкону и отчаянно болтая ногами», «...он всё-таки
норовил попадать каблуками в
животы и в ноги возившихся вокруг него людей...»
5.
б), в).
6.
В заголовке можно отразить характер мальчика или особенности отношений
между
мальчиком и взрослыми. Возможно и нейтральное название, например
«Суматоха на
террасе».
4-й
уровень – верно
выполнены
все пункты задания;
3-й
уровень – выполнены
три-четыре пункта задания;
2-й
уровень – выполнено
два
пункта;
1-й
уровень – верно
выполнен
только один пункт задания.
Вариант
3
Задание
1.
1.
Проверка техники чтения:
4-й
уровень
– 80–90 слов в минуту;
3-й
уровень
– 70–80 слов;
2-й
уровень
– меньше 70 слов;
1-й
уровень
– меньше 60 слов.
2.
Знание особенностей волшебной
сказки.
В
этом фрагменте
есть магическое число (3), волшебные цвета (золотой гусь), волшебный
предмет
(гусь), тотемное дерево – то дерево, на корнях которого
Дурень нашел гуся,
чудеса – все прилипают к гусю.
Сказочная
цепочка состоит из пяти звеньев: старшая сестра, средняя, младшая,
пастор,
причетник.
Упоминаний
о
пасторе, причетнике, о крещении ребенка не могло быть в дохристианский
период.
4-й
уровень –
правильно
выполнены все задания, возможны один-два недочета;
3-й
уровень
– три из четырех заданий выполнены
верно;
2-й
уровень
– выполнены два задания;
1-й
уровень
– выполнено одно задание.
Задание
2
Об
отношении автора
к читателю говорят слова: «как тайна»,
«как в землю закопанный клад», «поэта
неведомый друг». Первые две фразы – сравнения
(задание 5).
Задание
3
2.
в): о том,
что Прошка жил 100–200 лет назад, свидетельствуют обращения
«сударыня»,
«извольте», слова «жалованье»,
«чахотка», «каторга».
3–4.
Отвечая на
эти вопросы, учащиеся могут отметить: «угол Прошки»
– его рабочее место;
«худенький»; фрагмент со слов «круглый
сирота»; режим работы мальчика; «на вид
ему не больше девяти» и обязательно слова
«маленькая каторга».
5.
Важно, чтобы,
оценивая образ Алексея Иваныча, дети обратили внимание на его
уклончивые ответы
о режиме работы, на фразу «не любивший таких
расспросов», «приврал самым
бессовестным образом», на то, что жалованья Прошке он не
платит.
6.
Подобранный
заголовок должен быть эмоционально-оценочным. Например,
«Маленькая каторга».
4-й
уровень
– все задания выполнены верно, есть
незначительные недочеты;
3-й
уровень
– из пяти заданий верно выполнены три;
2-й
уровень
– из пяти заданий выполнены два;
1-й
уровень
– выполнено одно задание.
Задание
4
2.
б).
3.
а), б).
4.
Важно, чтобы
дети увидели красочные олицетворения: «слово живет, горит,
светится», «слово
летит из поколения в поколение»; сравнения: «как
звезда на небе», «как свет
погасшей звезды».
4-й
уровень
– верно выполнены все задания;
3-й
уровень
– выполнены три из четырех заданий;
2-й
уровень
– выполнено два задания;
1-й
уровень
– верно выполнено только одно задание.
IV.
Работа над ошибками.
V.
Итог урока.
– Что
вызвало затруднения при выполнении проверочной работы? На что
необходимо
обратить внимание в будущем?