twitter ВКонтакте facebook

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. С. АКСАКОВ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Цели: исследовать особенности волшебного мира, созданного Сергеем Аксаковым; выяснить, какое из произведений (Аксакова или Гофмана) ближе к народной сказке.

Оборудование: декорации для сценки; выставка книг русских народных и авторских сказок; иллюстрации к сказке «Аленький цветочек».

Ход урока

I. Организационный момент.

           Я знаю, вы любите игры,

           Песни, загадки и пляски.

           Но нет ничего интереснее,

           Чем наши волшебные сказки.

– Прочитайте эпиграф к уроку (на доске): «Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки «проклятого» своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А. С. Пушкин.)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Сценка «Бабушка и внук».

Внук с бабушкой ведут беседу (ученик с учителем).

Внук. Бабушка, расскажи мне сказку.

Бабушка. А какую хочешь сказку, внучек?

Внук. Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Бабушка. Есть сказки волшебные. Они все могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец. Превратить лягушку в царевну, молодца в комара.

Внук. А есть еще сказки о животных.

Бабушка. Правильно. Но в них нет волшебных превращений.

Внук. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой.

Бабушка. А есть еще сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.

Внук. Бабушка, а почему Александр Сергеевич Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»?

Бабушка. Сказка-ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.

Внук. Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.

Бабушка. Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие по дорогам сказки.

2. Вступительное слово учителя.

– Сказка – это волшебная страна со своими границами и определенными жителями. В этой стране происходят события, но развиваются они по особым сказочным правилам. Давайте попробуем назвать эти правила. (Высказывания детей. Например, наличие в сказках волшебных предметов, запретов, испытания и т. д.)

– Итак, вы выделили лишь некоторые правила построения волшебной сказки. На самом деле их гораздо больше. Открыл и изучил эти правила русский ученый В. Пропп. Он выделил более 30 таких «правил». Все вместе они представляют примерную схему событий волшебной сказки.

Запись на доске:

1. Предписание или запрет.

2. Нарушение.

3. Вредительство.

4. Волшебные дары (или другая помощь).

5. Борьба.

6. Победа.

7. Возвращение героя.

8. Трудные испытания.

9. Наказание ложных героев.

10. Свадьба.

Разумеется, не в каждой сказке события развиваются только по именно этим «правилам». Возможно добавление новых и исключение некоторых из названных событий, нарушение последовательности.

III. Постановка цели урока.

– Сегодня нам предстоит сравнить сказки Гофмана и Аксакова; выяснить правила построения этих сказок и определить, какая из них ближе к народной.

– Какие знания необходимы для достижения поставленных целей? (Содержание произведения, особенности сюжетной линии каждой сказки, композиции сказок, характеры персонажей и т. д.)

Результатом нашей работы будет таблица.

IV. Изучение нового материала.

1. Беседа по содержанию сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».

– Сколько дочерей было у купца? Ответ прочитайте по тексту сказки. («...И было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства...»)

– Куда отправился купец? («...По своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство...»)

– Сколько дней думали дочери, прежде чем рассказали отцу о подарках? («...И даю я вам сроку думать на три дня...»)

– Какие подарки просили привезти дочери купца? («Старшая дочь поклонилась отцу в ноги да говорит ему первая:

– Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурмицкого; а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него  светло в темную ночь, как среди дня белого...

...Поклонилась ему в ноги дочь середняя и говорит:

– Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных мехов соболя сибирского, ни ожерелья жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет из хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтобы, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася...

Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит таково слово:

– Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни золота венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете».)

– Что случилось с купцом в дороге?

– Какой был дворец? («Выходит он под конец на поляну широкую, и посредь той поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский или царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных...»)

– Чему удивился купец? («Дивился честной купец такому богатству несказанному, а вдвое тому, что хозяина нет; не только хозяина, и прислуги нет; а музыка играет не смолкаючи; и подумал он в те поры про себя: «Все хорошо, да есть нечего» – и вырос перед ним стол, убранный-разубранный: в посуде золотой да серебряной яства стоят...» «... Дивуется честной купец такому чуду чудному и такому диву дивному, и ходит он по палатам изукрашенным да любуется, а сам думает: «Хорошо бы теперь соснуть да всхрапнуть» – и видит, стоит перед ним кровать резная, из чистого золота, на ножках хрустальных, с потолком серебряным...»)

– Как купец нашел аленький цветочек и что с купцом случилось после того, как он сорвал цветок? («Ходит честной купец, дивуется... И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он к тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным:

– Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.

И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек. В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами...»)

– Прочитайте описание лесного чудища. («...И вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом диким...»)

– С каким условием отпустило чудище купца домой? («...Пусть приедет твоя дочь сюда по любви к тебе, своею волею и хотением; а коли дочери твои не поедут по своей воле и хотению, то сам приезжай, и велю я казнить тебя смертью лютою. А как приехать ко мне – не твоя беда; дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение. Сроку тебе даю дома пробыть три дня и три ночи».)

– Как купец оказался дома? («Зверь лесной, чудо морское снял с своей руки золотой перстень и подал его честному купцу.

И только честной купец успел надеть его на правый мизинец, как очутился он в воротах своего широкого двора».)

– Как дочери встретили отца? («...Повскакали дочери из-за пялец своих... почали они отца целовать, миловать и разными ласковыми именами называть...»)

– Почему младшая дочь согласилась помочь отцу? («Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя».)

– Как общался зверь лесной с купеческой дочерью в первые дни? (Словами огненными.)

– Что стало с девушкой, когда она увидела зверя лесного в первый раз? («Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные».)

– Как жилось девушке во дворце? («Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, – стала привыкать к своему житью-бытью молодая дочь купецкая, красавица писаная; ничему она уже не дивуется, ничего не пугается; служат ей слуги невидимые, подают, принимают, на колесницах без коней катают, в музыку играют и все ее повеления исполняют».)

– Что стало с лесным зверем? («– Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг? Что же ты меня не встречаешь? Я воротилась раньше срока назначенного целым часом со минуточкой.

Ни ответа, ни привета не было, тишина стояла мёртвая; в зелёных садах птицы не пели песни райские, не били фонтаны воды и не шумели ключи родниковые, не играла музыка во палатах высоких. Дрогнуло сердечко у купецкой дочери, красавицы писаной, почуяла она нешто недоброе; обежала она палаты высокие и сады зелёные, звала зычным го­лосом своего хозяина доброго – нет нигде ни ответа, ни привета и никакого гласа послушания.

Побежала она на пригорок муравчатый, где рос, красовался её любимый цветочек аленький, и видит она, что лесной зверь, чудо морское, лежит на пригорке, обхватив аленький цветочек своими лапами безобразными. И показалось ей, что заснул он, её дожидаючись, и спит теперь крепким сном. Начала его будить потихоньку дочь купецкая, красавица писаная,– он не слышит; принялась будить покрепче, схватила его за лапу мохнатую – и видит, что зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мёртв лежит...

Помутилися её очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом:

– Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!..»)

– Кем обернулся зверь лесной? (Принцем молодым, красавцем писаным.)

– Какое заклятие колдунья наложила на принца? («Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, короля славного и могучего, украла меня, ещё малолетнего, и сатанинским колдовством своим, силой нечистою обратила меня в чудище страшное и наложила таковое заклятие, чтобы жить мне в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари 6ожией, пока найдётся красная девица, какого бы роду и званья ни была она, и полюбит меня в образе страшилища и пожелает быть моей женой законной, – и тогда колдовство всё покончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим. И жил я таковым страшилищем и пугалом ровно тридцать лет, и залучал я в мой дворец заколдованный одиннадцать девиц красных, а ты была двенадцатая. Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, за мою душу добрую. Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевою в царстве могучем».)

– Чем заканчивается сказка? («Честной купец дал своё благословение дочери меньшой, любимой и молодому принцу-королевичу. И поздравили жениха с невестою сёстры старшие, завистные, и все слуги верные, бояре великие и кавалеры ратные, и нимало не медля принялись весёлым пирком да за свадебку, и стали жить да поживать, добра наживать. Я сама там была, пиво-мёд пила, по усам текло, да в рот не попало».)

Физкультминутка

2. Словарная работа.

– В сказке С. Т. Аксакова вам встретились незнакомые слова и выражения. Объясните их значение, обратившись к словарю.

Золотая и серебряная казна – Смерть безврeменная –

Красавицы пuсаные –                  Как возвеличaть тебя –

Вдовeц –                                        Втрoе протuву прежнего –

Сажeнь –                                      Пяльцы –

Схорoнен в терему –                     Лебезuт –

На гостинце не взыщu –               От радости рехнyлися –

Продает втрuдорога –                Попытaли гостинцы –

Покупает втрuдешева –              Скатерти браные –

Дорога тoрная –                           Словесa огненные –

Чертoг –                                        Час урoчный –

Яства –                                          Пусть околeет –


3. Составление таблицы.

Сказка «Аленький цветочек»

Сказка «Щелкунчик»

Сходства

Сюжетная линия

Любовь красавицы Мари к деревянному уродцу

Любовь писаной красавицы – младшей дочери купца к чудищу – зверю лесному, чуду морскому

Жертвенная любовь

Мари жертвует своими сладостями и сахарными куколками, жертвует своей репутацией послушной девочки, мужественно терпит ночные кошмары, связанные с общением с Мышиным Королем

Младшая дочь купца жертвует своей земной жизнью с отцом и сестрами, мужественно борется со своими страхами и тем отвращением, которое у нее вызывает внешний вид чудища

Духовная любовь

Мари в уродливой кукле разглядела приветливость, добродушие, ласковый взгляд

Купеческая дочь сумела оценить необыкновенную щедрость и доброту чудища

Возвращение облика: единственная сила, способная расколдовать тех, кого полюбили, несмотря на уродливую наружность:

Щелкунчику

Зверю лесному

Сходство атмосферы: контраст красивого и ужасного

Кукольное царство, описание красот царства.

Переживание красоты героями.

Присутствие внешнего безобразия – это отвратительный Мышиный Король с «ледяными лапками»: «из семи разверстых пастей» которого «текли кроваво-красные слюни».

Атмосфера таинственности – Мари с трудом сдерживает себя, чтобы не упасть в обморок

Чудесный сад, перечисление сокровищ этого сада.

Присутствие внешнего безобразия – это чудище, у которого «голос страшный, дикий и зычный, хриплый и сиплый», «руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза совиные».

Атмосфера таинственности – купеческая дочь падает в обморок

Различие

Натуралистические подробности (кроваво-красная слюна), тактильные ощущения (ледяные лапки), световые эффекты (описание сверкания бесчисленных мышиных глаз в темноте)

Фантастическое описание чудища – это мифологический зверь, собранный из разных частей реальных животных

Автор уделяет много внимания внутреннему миру человека, наблюдению за неповторимостью героя, с его ощущениями, с миром его воображения

 

– В какой же сказке чувствуется народное происхождение? («Аленький цветочек», так как четкое композиционное построение основано на троекратном повторе. Особенности поэтического строя речи: все определения стоят после определяемых слов. Так, дочь купецкая входила «во сады зеленые, входила во беседку свою любимую, листьями, ветками, цветами заплетенную, и садилась на скамью парчовую».)

– Сравните два описания признания в любви: сделанное чудищем и Щелкунчиком, чтобы посмотреть разницу стиля народной и авторской речи. (Чудище: «Не проси, не моли ты меня, госпожа моя распрекрасная, красавица ненаглядная, чтобы показал я тебе свое лицо противное, свое тело безобразное». Щелкунчик: «О бесценная мадемуазель Штальбаум, взгляните: у ваших ног – счастливый Дроссельмейер, которому на этом самом месте вы спасли жизнь...».)

– В какой из сказок контраст между реальным и волшебным миром выражен ярче: где реальный мир реальнее, а волшебный мир волшебнее (фантастичнее, страшнее, неожиданнее)? (Реальный мир «Щелкунчика» (все члены семьи Штальбаумов: мама, папа – советник медицины, дети: Луиза, Мари, Фрид; их друзья: старший советник суда – крестный Дроссельмейер, хирург Вендельштерн; все их взаимоотношения) описан достаточно достоверно. Реальный мир в «Щелкунчике», безусловно, реальнее, чем земной мир в «Аленьком цветочке». Какой волшебный мир волшебнее, – здесь возможны разночтения. Дети выдвигают свои аргументы. Некоторые дети склонны разводить понятия «волшебный» и «фантастический», утверждая, что в «Аленьком цветочке» волшебный мир волшебнее, а в «Щелкунчике» волшебный мир фантастичнее, страшнее, неожиданнее. То, что волшебный мир в «Щелкунчике» страшнее и неожиданнее, – это, безусловно, так, и это связано с особенностями авторской, и особенно романтической литературы. Поскольку реальный мир реальнее в «Щелкунчике», значит, независимо от решения второго вопроса (какой волшебный мир волшебнее), можно утверждать, что контраст между реальным и волшебным миром ярче выражен в авторской сказке.)

– Укажите самые важные приметы реального мира в одной из сказок: какую сказку выберете для этого? Прочитайте любой отрывок из сказки, из которого можно было бы подумать, что это отрывок не из сказки, а из рассказа. (Начало главы «Чудеса», глава «Болезнь».)

– В какой сказке из двух композиция кажется вам более замысловатой? (Композиция является более замысловатой в «Щелкунчике». Кроме сосуществования реального (дневного) и волшебного (ночного) мира, она включает еще и сказку в сказке: «Сказка о твердом орехе» существует в «Щелкунчике».)

– В какой сказке из двух характеры героев представляются вам более сложными? Подтвердите примерами из текста. (В авторской сказке.)

– Докажите, обращаясь к тексту «Щелкунчика». (Сложный внутренний мир у Мари. Противоречивые чувства в ней борются: страх перед мышами и любовь к Щелкунчику, жалость к себе и жалость к нему, желание быть правдивой девочкой и осознание того, что это невозможно: родители все равно не верят ни одному ее слову; обида на брата Фрица (который безжалостно хочет заставить пострадавшего Щелкунчика и дальше щелкать орехи) и одновременно любовь к нему (она оправдывает его жестокость перед Щелкунчиком, говоря, что он добрый мальчик, но просто огрубел от суровой солдатской жизни) и т. д. То же самое – с Фрицем. Если бы он был просто жестоким мальчиком, Мари никогда не доверила бы ему свою тайну, никогда не попросила бы достать са