twitter ВКонтакте facebook

РЕАЛЬНОЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПОЭЗИИ (по стихотворениям М. Волошина «Зеленый вал отпрянул...», Д. Самойлова «Красная осень»)

Страницы учебника: 156–158.

Цели: развить мысль о том, что поэт и художник способны разглядеть все чудеса окружающего мира; помочь детям увидеть в пейзаже красивое и страшное, умиротворенное и пугающее.

Оборудование: картина или иллюстрация (осенний лес), красные листья.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений наизусть по выбору учащихся.

III. Объявление темы и целей урока.

Чтение учителем вступительной статьи (с. 156).

IV. Изучение нового материала.

1. Чтение  стихотворения Максимилиана Волошина «Зеленый вал...».

– Можно ли утверждать, что Максимилиан Волошин, создавая в стихах морской пейзаж, пользуется средствами живописца? К каким цветам он обращается? (Волошин создает в стихотворении живописную картину бушующего моря, необыкновенно красивую по цветовым отношениям: зеленая волна отливает пурпуром, тогда как сама поверхность моря голубая; тучи – лилового цвета, луна – красного, парус серый.)

– Найдите в тексте слова и выражения, подтверждающие, что шторм отступил, что началось затишье. (Первая часть стихотворения (две первые строфы, а также слова «Пустыня вод» из третьей строфы) посвящена тому, что шторм отступил. «Вал отпрянул / Пугливо умчался вдаль» (вал – очень высокая волна). «Разлилась широко и лениво / Певучая заря» – разлилась – распространилась ровно, равномерно, в данном случае даже широко и лениво, что создает картину спокойствия, затишья, благодушия. Эта картина дополняется словосочетанием «певучая заря», в котором слово «певучая» также означает «равномерно длящаяся, не прерываемая», то есть ровно (а не рвано, клочкообразно, контрастно) окрашивающая небо. «В стеклянной мгле» – мгла неподвижная, остекленевшая, застывшая. «Ветр в снастях повис» – то есть ветер стих. «Пустыня вод» – достаточно ровная и бесконечная поверхность, с однотонной безбрежностью, что, в свою очередь, подтверждает созданную картину начавшегося затишья.)

– А теперь покажите, обращаясь к тексту, что затишье носит временный характер. (Вторая часть (последняя строфа со слов «С тревогою неясной...») создает ощущение тревоги, предчувствия того, что затишье носит временный характер, – это ощущение создается благодаря словам, которыми пользуется поэт, и образам, к которым он обращается. В словах «С тревогою неясной толкает челн волна» поэт уже начинает обнаруживать в картине красоты и спокойствия что-то ненадежное, зыбкое, временное, – рождается ощущение смутной тревоги, которое окончательно оформляется в последних строчках стихотворения: «И распускается, как папоротник красный, зловещая луна». Картина красной луны, которая названа «зловещей», завершает формирование нового настроения: на фоне затишья и необыкновенно красивого и почти спокойного моря должно произойти что-то ужасное, непоправимое, и эта катастрофа конечно же будет связана с парусником, который воспринимается былинкой в этой безграничной «пустыне вод».)

– Можно ли назвать картину, которую нарисовал поэт, красивой? Какое драматическое противоречие в ней содержится? (Противоречие красивого и ужасного, прекрасного и драматического, которое и составляет смысл этого стихотворения: красивый пейзаж содержит угрозу людям, пассажирам маленького и беспомощного парусника.)

2. Выразительное чтение учащимися стихотворения М. Волошина «Зеленый вал...».

– Передайте при чтении величие природы и равнодушие ее к людям.

3. «Русский музей».

– Найдите в «Русском музее» картину Ивана Айвазовского «Девятый вал».

– Можно ли назвать картину Ивана Айвазовского «Девятый вал» своеобразным зрительным аналогом стихотворения Максимилиана Волошина? (Конечно, можно. Смысл картины тот же, что в стихотворении: заключается в противоречии между необыкновенно красивой и величественной картиной моря, с одной стороны, и тем бедственным положением, в которое попали люди в результате бури и шторма, – с другой стороны.)

– Что вы можете сказать о людях, которые там изображены? Кто эти несчастные, как попали они сюда? (Еще вчера утром их корабль вышел из гавани в открытый океан. Был ясный, солнечный день, безмятежно сияла высокая, чистая лазурь неба. Спокойная ширь океана манила к дальним, неведомым берегам. Но к вечеру поднялся ветер, грозовые тучи быстро заволокли небо. Океан заволновался. Ослепительные молнии прожигали небо. Громовые раскаты сотрясали воздух. Валы поднялись кругом, непрерывный круговорот валов. Они все ближе и ближе обступали корабль и наконец дружно ринулись в атаку на него. Только вспышки молний освещали эту смертельную схватку с грозной стихией. Гул громовых ударов и ревущих валов заглушал треск ломающегося корабля и крики людей, погибающих в морской пучине. И те, чьи сердца были преисполнены мужеством, решили не сдаваться. Несколько друзей держались все время вместе, не потеряли друг друга, даже когда тонул корабль. Они вцепились в обломки корабельной мачты, в грохочущем хаосе ободряли друг друга и поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра...

И они выдержали. Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи расцветили тяжелые волны.)

– Но удивительно красивый пейзаж (с изумрудно прозрачной зеленой волной, с жемчужными брызгами пены, с розовато-золотым рассветным небом) не может быть воспринят и оценен людьми. Красота и величие моря оборачиваются непоправимой трагедией для них, не имеющих надежды остаться в живых. Это почти тот же романтический контраст красивого и ужасного, радующего взор и страшного одновременно, как в стихотворении М. Волошина.

Айвазовский развивал в пейзаже романтическую линию, связанную с эффектами освещения и состоянием атмосферы. Основной темой работ Айвазовского стала тема человека и природы: борьба человека со стихией, любование природой. Во время войн картины его были посвящены батальным сценам. Но самой популярнейшей картиной Айвазовского считается его картина «Девятый вал» (1850). В ней талант мастера впервые получил наиболее полное воплощение.

– А как вы воспринимаете этот пейзаж? Красиво? Страшно? (Высказывания детей.)

– Подумайте, почему картина названа «Девятый вал»? (По поверью, девятый вал наибольший, роковой, последний,  и каждый девятый вал во время шторма превосходит по силе все предшествующие. Огромные волны, подобные горам, поднимаются и бушуют на безграничном просторе, сливающемся с небом, по которому мчатся гонимые бешеным ветром облака.)

– Представьте себя на месте моряков. Какое чувство возникает у вас – отчаяние или жажда жизни (надежда)? (Пик шторма уже миновал, хотя море еще бушует. Первые лучи солнца освещают громадные волны. Солнце вступило в союз с людской волей. Жизнь, люди победили хаотический мрак ночной бури в океане. Буря напрягает свои уставшие за ночь мышцы. Но они уже ослабли. Еще немного – и пройдет последний, девятый вал.)

– Картина написана в тёплых тонах (море не кажется таким уж суровым), и поэтому у нас появляется иллюзорная надежда на спасение людей. И всё же мы понимаем, что это невозможно. Само название картины говорит об этом.

Благодаря мастерству Айвазовского, краскам и передаче света море выглядит естественным и лучезарным… Картина полна света, воздуха и вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей оптимистический характер.

Айвазовский так построил свою картину и ввел в нее наиболее яркие и звучные цвета, сосредоточил внимание на жизни самой стихии, что, несмотря на драматизм происходящего, заставил любоваться красотой бушующего моря. В картине нет чувства обреченности или трагизма.

Физкультминутка

4. «Третьяковская галерея».

– В «Третьяковской галерее» посмотрите картину Федора Васильева «Мокрый луг». Сравните с картиной «Девятый вал». Есть ли что-то сходное в состоянии природы? (Состояние природы на картинах разное. У Айвазовского природа величественная, красивая и зловещая одновременно. Она в состоянии кризиса, бури, шторма. У Васильева предгрозовое затишье: природа в пограничном состоянии, – праздничное освещение, заставляющее сиять мокрую траву, является одновременно призрачным освещением, намекает на возможность грозы и ливня.)

– А есть ли общее в изображении состояния природы двумя художниками? Что именно? (Оба художника запечатлевают неоднозначное, сложное состояние природы. У Айвазовского море не просто красивое, но красивое и страшное, не просто прекрасное, но прекрасное и зловещее. У Васильева картина мокрого луга создает такое же сложное впечатление. Луг не просто насквозь мокрый от дождя, но и празднично освещенный; создается впечатление не только  праздничного и яркого освещения, но и угрозы ливня, который может начаться каждую минуту; создается картина затишья, но затишья перед возможной непогодой.)

5. Творческая работа.

На доске: картина или иллюстрация, изображающая осенний лес. (Деревья окрашены в зелено-желтый цвет. Одинокий красный лист, вырезанный из цветной бумаги, помещен на картинку. У детей на партах такие же красные листочки.)

– Что напоминает вам этот первый красный лист в осеннем лесу? Какие ассоциации рождаются в вашем воображении? Напишите на ваших листочках ответы-ассоциации. (Выполнение задания учащимися.)

– Прочитайте ответы. (Учащиеся читают ответы и прикрепляют листики на картинку.)

– Какое настроение придал красный цвет картинке? (Ответы детей.)

6. Выразительное чтение стихотворения Д. Самойлова «Красная осень».

– А теперь внимательно прочитайте стихотворение Давида Самойлова, создающее картину осени.

7. Анализ стихотворения.

– В каждой строфе художник создает свою картину осени. Чем же они различаются? Чем вызваны к жизни такие неожиданные сравнения: листа – с сердцем, листьев – с открытыми устами?

(В первой строфе самая драматическая картина осени: раз поэт пользуется словом «внезапно», значит, до этого празднично-спокойная картина осени, окрашенная, видимо, в зелено-желтые оттенки, взрывается первым красным пятном. Поэт создает удивительно выразительный образ – олицетворение: лес – живой, а единичный алый лист – это его сердце.

Во второй строфе поэт снова пользуется словом «внезапно», использует очень яркое слово «вспыхнул» и тем самым создает образ не менее выразительный, но менее драматический. Это, как и в первый раз, образ-олицетворение. Куст живой: его листья – это полуоткрытые красные уста.

В третьей строфе красный цвет воспринимается как цвет-победитель, как основной цвет леса, который даже на облака бросает красный отсвет. Картина красного леса воспринимается как спокойно праздничная и светящаяся.

Сравнения листа с сердцем, листьев с устами вызваны тем, что лес для поэта живой, дышащий, чувствующий, по-своему реагирующий на распространение в нем красного цвета.)

– Чем различается настроение в первой и последней строфе? Найдите в тексте конкретные слова, подтверждающие ваше мнение.

(В первой строфе настроение тревожно-драматическое. Это создается целым рядом приемов. Во-первых, использованием таких слов, как «внезапно» (подчеркивается момент неожиданности); «вкрался» (подчеркивает момент таинственности и вероломства). Во-вторых, созданием образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся внезапно сердцем. В-третьих, сравнением леса и человека (сердце леса... готово на муку и на риск).

В последней строфе настроение радостно-праздничное. Несмотря на то что строфа опять начинается со слова «внезапно», это слово употребляется в стихотворении в третий раз и уже не содержит прежнего оттенка неожиданности. Настроение праздника создается двумя последними строчками: «Светился праздник листьев и небеса в своем спокойном благородстве». Грандиозная картина красного леса, который окрашивает и небеса в алый цвет, создает праздничный образ сияния, в котором лес и небо составляют единое целое.)

– Какой оттенок в каждую картину осени привносит слово «внезапно»? (В первой строфе слово «внезапно» в сочетании со словом «вкрался» и в контексте всей строфы подчеркивает неожиданность случившегося, элемент какого-то испуга, содержит некий колючий оттенок раны, боли, некоего произошедшего насилия, которое совершил красный цвет в лесу.

Во второй строфе слово «внезапно» употребляется во второй раз и уже не может нести прежнего настроения в полном объеме – не может восприниматься так же ярко. В контексте второй строфы оно скорее обозначает ту экспансию красного цвета, которая произошла совершенно незаметно для глаза, – возможно, в ночное время. Одним словом, когда лирический герой, внимательно наблюдающий жизнь леса, снова пристально всмотрелся в него, он обнаружил, что крошечная еще вчера рана леса заметно расширилась и выросла: алое пятно заметно разрослось.

В третьей строфе слово «внезапно» воспринимается уже привычным знаком расширения победы красного цвета: оно обозначает еще более увеличившуюся зону красного, которая теперь охватила все обозримое пространство – и лес, и небеса.)

– Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например желтый, смысл стихотворения изменился бы? Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении «Красная осень»? (Красный цвет используется и как цвет крови, и как цвет праздничных знамен. Он символизирует красоту и драму одновременно, разверзшуюся рану и нарядное убранство. В этом его не просто сложный, но противоречивый характер. Он объединяет контрастные настроения. Желтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых ассоциаций.)

Вывод: поэт и художник способны разглядеть все чудеса окружающего мира, увидеть красивое и страшное, умиротворенное и пугающее, и совершенно неожиданное.

V. Итог урока.

– Согласны ли вы с тем, что самые смелые, необычные, подчас фантастические образы рождаются в уме поэтов, художников благодаря реалиям окружающего мира? (Да, фантазию Самойлова будит единственный красный лист на фоне леса; Волошин и Айвазовский не могли быть непосредственными участниками переданных ими событий, но вид моря, рассказы о нем позволили домыслить и изобразить (словами, красками) то, чего сами они не видели, но смогли представить и почувствовать.)

Самое обычное слово художник может сделать особенным. Вот как об этом сказал замечательный поэт нашего времени Д. Самойлов:

               Люблю обычные слова,

               Как неизведанные страны.

               Они понятны лишь сперва,

               Потом значенья их туманны.

               Их протирают, как стекло,

               И в этом наше ремесло.

– Поделитесь впечатлениями об уроке, о новых произведениях. (Высказывания детей.)

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору учащихся).