Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 156–158.
Цели:
развить мысль о том, что поэт и
художник способны разглядеть все чудеса окружающего мира; помочь детям
увидеть
в пейзаже красивое и страшное, умиротворенное и пугающее.
Оборудование:
картина или иллюстрация (осенний лес), красные листья.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выразительное
чтение стихотворений наизусть по выбору учащихся.
III.
Объявление темы и целей урока.
Чтение
учителем
вступительной статьи (с. 156).
IV.
Изучение нового материала.
1.
Чтение стихотворения
Максимилиана
Волошина «Зеленый вал...».
–
Можно ли
утверждать, что Максимилиан Волошин, создавая в стихах морской пейзаж,
пользуется средствами живописца? К каким цветам он обращается? (Волошин
создает в стихотворении живописную картину бушующего моря,
необыкновенно
красивую по цветовым отношениям: зеленая волна отливает пурпуром, тогда
как сама
поверхность моря голубая; тучи – лилового цвета, луна
– красного, парус серый.)
–
Найдите в
тексте слова и выражения, подтверждающие, что шторм отступил, что
началось
затишье. (Первая часть стихотворения (две первые строфы, а
также слова
«Пустыня вод» из третьей строфы) посвящена тому,
что шторм отступил. «Вал
отпрянул / Пугливо умчался вдаль» (вал – очень
высокая волна). «Разлилась
широко и лениво / Певучая заря» – разлилась
– распространилась ровно,
равномерно, в данном случае даже широко и лениво, что создает картину
спокойствия, затишья, благодушия. Эта картина дополняется
словосочетанием
«певучая заря», в котором слово
«певучая» также означает «равномерно
длящаяся,
не прерываемая», то есть ровно (а не рвано, клочкообразно,
контрастно)
окрашивающая небо. «В стеклянной мгле» –
мгла неподвижная, остекленевшая,
застывшая. «Ветр в снастях повис» – то
есть ветер стих. «Пустыня вод» –
достаточно ровная и бесконечная поверхность, с однотонной
безбрежностью, что, в
свою очередь, подтверждает созданную картину начавшегося затишья.)
–
А теперь
покажите, обращаясь к тексту, что затишье носит временный характер. (Вторая
часть (последняя строфа со слов «С тревогою
неясной...») создает ощущение
тревоги, предчувствия того, что затишье носит временный характер,
– это ощущение
создается благодаря словам, которыми пользуется поэт, и образам, к
которым он
обращается. В словах «С тревогою неясной толкает челн
волна» поэт уже начинает
обнаруживать в картине красоты и спокойствия что-то ненадежное, зыбкое,
временное, – рождается ощущение смутной тревоги, которое
окончательно
оформляется в последних строчках стихотворения: «И
распускается, как папоротник
красный, зловещая луна». Картина красной луны, которая
названа «зловещей»,
завершает формирование нового настроения: на фоне затишья и
необыкновенно
красивого и почти спокойного моря должно произойти что-то ужасное,
непоправимое, и эта катастрофа конечно же будет связана с парусником,
который
воспринимается былинкой в этой безграничной «пустыне
вод».)
–
Можно ли
назвать картину, которую нарисовал поэт, красивой? Какое драматическое
противоречие в ней содержится? (Противоречие красивого и
ужасного,
прекрасного и драматического, которое и составляет смысл этого
стихотворения:
красивый пейзаж содержит угрозу людям, пассажирам маленького и
беспомощного
парусника.)
2. Выразительное
чтение учащимися стихотворения М. Волошина «Зеленый
вал...».
–
Передайте при чтении величие природы и равнодушие ее к людям.
3.
«Русский музей».
–
Найдите в «Русском музее» картину Ивана
Айвазовского «Девятый вал».
–
Можно ли назвать картину Ивана Айвазовского «Девятый
вал» своеобразным
зрительным аналогом стихотворения Максимилиана Волошина? (Конечно,
можно.
Смысл картины тот же, что в стихотворении: заключается в противоречии
между
необыкновенно красивой и величественной картиной моря, с одной стороны,
и тем
бедственным положением, в которое попали люди в результате бури и
шторма, – с
другой стороны.)
–
Что вы можете сказать о людях, которые там изображены? Кто эти
несчастные, как
попали они сюда? (Еще вчера утром их корабль вышел из гавани
в открытый
океан. Был ясный, солнечный день, безмятежно сияла высокая, чистая
лазурь неба.
Спокойная ширь океана манила к дальним, неведомым берегам. Но к вечеру
поднялся
ветер, грозовые тучи быстро заволокли небо. Океан заволновался.
Ослепительные
молнии прожигали небо. Громовые раскаты сотрясали воздух. Валы
поднялись
кругом, непрерывный круговорот валов. Они все ближе и ближе обступали
корабль и
наконец дружно ринулись в атаку на него. Только вспышки молний освещали
эту смертельную
схватку с грозной стихией. Гул громовых ударов и ревущих валов заглушал
треск
ломающегося корабля и крики людей, погибающих в морской пучине. И те,
чьи
сердца были преисполнены мужеством, решили не сдаваться. Несколько
друзей
держались все время вместе, не потеряли друг друга, даже когда тонул
корабль.
Они вцепились в обломки корабельной мачты, в грохочущем хаосе ободряли
друг
друга и поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра...
И
они выдержали. Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи расцветили
тяжелые
волны.)
–
Но удивительно красивый пейзаж (с изумрудно прозрачной зеленой волной,
с
жемчужными брызгами пены, с розовато-золотым рассветным небом) не может
быть
воспринят и оценен людьми. Красота и величие моря оборачиваются
непоправимой
трагедией для них, не имеющих надежды остаться в живых. Это почти тот
же
романтический контраст красивого и ужасного, радующего взор и страшного
одновременно, как в стихотворении М. Волошина.
Айвазовский
развивал в пейзаже романтическую линию, связанную с эффектами освещения
и
состоянием атмосферы. Основной темой работ Айвазовского стала тема
человека и
природы: борьба человека со стихией, любование природой. Во время войн
картины
его были посвящены батальным сценам. Но самой популярнейшей картиной
Айвазовского
считается его картина «Девятый вал» (1850). В ней
талант мастера впервые
получил наиболее полное воплощение.
–
А как вы воспринимаете этот пейзаж? Красиво? Страшно? (Высказывания
детей.)
–
Подумайте, почему картина названа «Девятый вал»? (По
поверью, девятый вал
наибольший, роковой, последний, и
каждый
девятый вал во время шторма превосходит по силе все предшествующие.
Огромные
волны, подобные горам, поднимаются и бушуют на безграничном просторе,
сливающемся
с небом, по которому мчатся гонимые бешеным ветром облака.)
–
Представьте себя на месте моряков. Какое чувство возникает у вас
– отчаяние или
жажда жизни (надежда)? (Пик шторма уже миновал, хотя море еще
бушует. Первые
лучи солнца освещают громадные волны. Солнце вступило в союз с людской
волей.
Жизнь, люди победили хаотический мрак ночной бури в океане. Буря
напрягает свои
уставшие за ночь мышцы. Но они уже ослабли. Еще немного – и
пройдет последний,
девятый вал.)
–
Картина написана в тёплых тонах (море не кажется таким уж суровым), и
поэтому у
нас появляется иллюзорная надежда на спасение людей. И всё же мы
понимаем, что
это невозможно. Само название картины говорит об этом.
Благодаря
мастерству Айвазовского, краскам и передаче света море выглядит
естественным и
лучезарным… Картина полна света, воздуха и вся пронизана
лучами солнца,
сообщающими ей оптимистический характер.
Айвазовский
так построил свою картину и ввел в нее наиболее яркие и звучные цвета,
сосредоточил внимание на жизни самой стихии, что, несмотря на драматизм
происходящего, заставил любоваться красотой бушующего моря. В картине
нет
чувства обреченности или трагизма.
Физкультминутка
4.
«Третьяковская галерея».
– В
«Третьяковской галерее» посмотрите картину Федора
Васильева «Мокрый луг».
Сравните с картиной «Девятый вал». Есть ли что-то
сходное в состоянии природы? (Состояние
природы на картинах разное. У Айвазовского природа величественная,
красивая и
зловещая одновременно. Она в состоянии кризиса, бури, шторма. У
Васильева
предгрозовое затишье: природа в пограничном состоянии, –
праздничное освещение,
заставляющее сиять мокрую траву, является одновременно призрачным
освещением,
намекает на возможность грозы и ливня.)
–
А есть ли
общее в изображении состояния природы двумя художниками? Что именно? (Оба
художника запечатлевают неоднозначное, сложное состояние природы. У
Айвазовского море не просто красивое, но красивое и страшное, не просто
прекрасное, но прекрасное и зловещее. У Васильева картина мокрого луга
создает
такое же сложное впечатление. Луг не просто насквозь мокрый от дождя,
но и
празднично освещенный; создается впечатление не только
праздничного и яркого освещения, но и угрозы
ливня, который может начаться каждую минуту; создается картина затишья,
но
затишья перед возможной непогодой.)
5.
Творческая работа.
На
доске: картина или иллюстрация, изображающая осенний лес. (Деревья
окрашены в зелено-желтый цвет.
Одинокий красный лист, вырезанный из цветной бумаги, помещен на
картинку. У
детей на партах такие же красные листочки.)
–
Что напоминает вам этот первый красный лист в осеннем лесу? Какие
ассоциации
рождаются в вашем воображении? Напишите на ваших листочках
ответы-ассоциации. (Выполнение
задания учащимися.)
–
Прочитайте ответы. (Учащиеся читают ответы и прикрепляют
листики на
картинку.)
–
Какое настроение придал красный цвет картинке? (Ответы детей.)
6.
Выразительное чтение стихотворения
Д. Самойлова «Красная осень».
–
А теперь внимательно прочитайте стихотворение Давида Самойлова,
создающее
картину осени.
7.
Анализ стихотворения.
–
В каждой
строфе художник создает свою картину осени. Чем же они различаются? Чем
вызваны
к жизни такие неожиданные сравнения: листа – с сердцем,
листьев – с открытыми
устами?
(В
первой строфе самая драматическая картина осени: раз поэт пользуется
словом
«внезапно», значит, до этого празднично-спокойная
картина осени, окрашенная,
видимо, в зелено-желтые оттенки, взрывается первым красным пятном. Поэт
создает
удивительно выразительный образ – олицетворение: лес
– живой, а единичный алый
лист – это его сердце.
Во
второй строфе поэт снова пользуется словом
«внезапно», использует очень яркое
слово «вспыхнул» и тем самым создает образ не менее
выразительный, но менее
драматический. Это, как и в первый раз, образ-олицетворение. Куст
живой: его
листья – это полуоткрытые красные уста.
В
третьей строфе красный цвет воспринимается как цвет-победитель, как
основной
цвет леса, который даже на облака бросает красный отсвет. Картина
красного леса
воспринимается как спокойно праздничная и светящаяся.
Сравнения
листа с сердцем, листьев с устами вызваны тем, что лес для поэта живой,
дышащий, чувствующий, по-своему реагирующий на распространение в нем
красного
цвета.)
–
Чем
различается настроение в первой и последней строфе? Найдите в тексте
конкретные
слова, подтверждающие ваше мнение.
(В
первой строфе настроение тревожно-драматическое. Это создается целым
рядом
приемов. Во-первых, использованием таких слов, как
«внезапно» (подчеркивается
момент неожиданности); «вкрался» (подчеркивает
момент таинственности и
вероломства). Во-вторых, созданием образа-олицетворения: живого леса с
обнажившимся внезапно сердцем. В-третьих, сравнением леса и человека
(сердце
леса... готово на муку и на риск).
В
последней строфе настроение радостно-праздничное. Несмотря на то что
строфа
опять начинается со слова «внезапно», это слово
употребляется в стихотворении в
третий раз и уже не содержит прежнего оттенка неожиданности. Настроение
праздника создается двумя последними строчками: «Светился
праздник листьев и
небеса в своем спокойном благородстве». Грандиозная картина
красного леса, который
окрашивает и небеса в алый цвет, создает праздничный образ сияния, в
котором
лес и небо составляют единое целое.)
–
Какой оттенок в каждую картину осени привносит слово
«внезапно»? (В первой
строфе слово «внезапно» в сочетании со словом
«вкрался» и в контексте всей
строфы подчеркивает неожиданность случившегося, элемент какого-то
испуга,
содержит некий колючий оттенок раны, боли, некоего произошедшего
насилия,
которое совершил красный цвет в лесу.
Во
второй строфе слово «внезапно»
употребляется во второй раз и уже не может нести прежнего настроения в
полном
объеме – не может восприниматься так же ярко. В контексте
второй строфы оно
скорее обозначает ту экспансию красного цвета, которая произошла
совершенно
незаметно для глаза, – возможно, в ночное время. Одним
словом, когда лирический
герой, внимательно наблюдающий жизнь леса, снова пристально всмотрелся
в него,
он обнаружил, что крошечная еще вчера рана леса заметно расширилась и
выросла:
алое пятно заметно разрослось.
В
третьей строфе слово «внезапно» воспринимается
уже привычным знаком расширения победы красного цвета: оно обозначает
еще более
увеличившуюся зону красного, которая теперь охватила все обозримое
пространство
– и лес, и небеса.)
–
Как вы считаете, если бы поэт, рисуя
картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет,
например
желтый, смысл стихотворения изменился бы? Какие разные чувства
порождает этот
необыкновенный красный цвет в стихотворении «Красная
осень»? (Красный цвет
используется и как цвет крови, и как цвет праздничных знамен. Он
символизирует
красоту и драму одновременно, разверзшуюся рану и нарядное убранство. В
этом
его не просто сложный, но противоречивый характер. Он объединяет
контрастные
настроения. Желтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых
ассоциаций.)
Вывод:
поэт и художник способны разглядеть
все чудеса окружающего мира, увидеть красивое и страшное,
умиротворенное и
пугающее, и совершенно неожиданное.
V.
Итог урока.
–
Согласны ли вы с тем, что самые
смелые, необычные, подчас фантастические образы рождаются в уме поэтов,
художников благодаря реалиям окружающего мира? (Да, фантазию
Самойлова будит
единственный красный лист на фоне леса; Волошин и Айвазовский не могли
быть
непосредственными участниками переданных ими событий, но вид моря,
рассказы о
нем позволили домыслить и изобразить (словами, красками) то, чего сами
они не
видели, но смогли представить и почувствовать.)
Самое
обычное слово художник может
сделать особенным. Вот как об этом сказал замечательный поэт нашего
времени
Д. Самойлов:
Люблю
обычные слова,
Как
неизведанные страны.
Они
понятны лишь сперва,
Потом
значенья их туманны.
Их
протирают, как стекло,
И
в этом наше ремесло.
–
Поделитесь впечатлениями об уроке, о
новых произведениях. (Высказывания детей.)
Домашнее
задание:
выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору учащихся).