Follow @Pyccstudy |
Примечание.
На уроке звучит выразительное чтение стихов
М. Волошина, Д. Самойлова наизусть. В качестве подготовки к
этому уроку
можно предложить детям найти и выучить такое стихотворение, где поэт
передал
особое состояние природы. Урок станет настоящим праздником в том
случае, если
прозвучат не только те стихи, которые есть на страницах учебника, но и
те
произведения, которые выберут из сборников поэзии сами дети.
Цели:
воспитывать любовь к поэзии, читая
стихи наизусть, подбирать верную интонацию: передавать неожиданные
контрасты,
яркие авторские открытия, озарения.
Оборудование:
портреты писателей.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Учитель
объявляет дату и характеризует
погоду.
–
Вспомните, что вы видели на улице
сегодня утром по дороге в школу.
–
Какое у вас было настроение?
II.
Введение в тему.
Зима
–
прекрасное время года. О ней написано много стихов. Она вдохновляла
многих
поэтов. Прочитайте эпиграф:
Пусть
говорят: поэзия – мечта,
Горячки сердца бред ничтожный,
Что мир ее есть мир пустой и ложный,
И бледный вымысл – красота…
А. Майков
III.
Объявление темы и постановка целей урока.
–
Найдите
контрасты. Наш урок называется «Вода и камень, земля и небо, лед и пламень».
«Волна и камень, стихи и
проза, лед и пламень..» – это строки из
стихотворения А. С. Пушкина, которые
так подходят к теме нашего урока, перекликаются с ней. Как вы думаете,
какой
характер у человека, который использует такие противопоставления? (Высказывания
детей.)
–
Сегодня у нас
урок-встреча с двумя замечательными поэтами – Д. Самойловым и
М. Волошиным.
Давайте попробуем, читая их стихи, проникнуть в душу поэтов, узнать их
мысли,
чувства.
IV.
Изучение нового материала.
1.
Работа по стихотворению Д. Самойлова «Город зимний».
–
Послушайте
стихотворение Д. Самойлова:
ГОРОД
ЗИМНИЙ
Город зимний, город дивный,
Снег, как с яблонь, лепестками.
Словно крыльев лебединых
Осторожное плесканье.
Дворники,
как пчеловоды,
Смотрят в снежное роенье.
И заснеженной природы
Принимают настроенье.
–
Какими зимними впечатлениями хочет
поделиться с вами автор?
–
Какие картины
вы себе представили?
–
Какое
настроение почувствовали?
–
Найдите все
сравнения.
–
Какое явление
так красиво описал поэт? (Снегопад.)
–
А кто из вас, ребята,
видел снегопад? Мы можем его назвать зимним чудом?
–
Как падает
снег? (Медленно.)
–
Значит, с
какой интонацией надо читать? (Медленно, спокойно,
умиротворенно.)
–
Есть в этом
стихотворении и один секрет. Какого цвета картину вы представили? (Белую.)
–
Почему? Ведь в
стихотворении ни разу ни встретилось слово
«белая»...
Вывод:
удивительный русский язык! Он позволяет нам выразить чувства и мысли с
помощью
образов, сравнений, частей речи. Это чудо- стихотворения.
Физкультминутка
Игра
«Снежинка»
–
Закройте глаза и представьте сумерки,
падающий снег. До кого я коснусь рукой, должен сказать, на что похож
падающий
снег. Придумайте свои удивительные сравнения.
Стихотворение
Д.
Самойлова смогло разбудить вашу фантазию.
2.
Чтение стихотворений Д. Самойлова.
–
Прочитайте
стихи Д. Самойлова, которые вы подготовили дома, попробуйте разгадать
секреты.
И
осень, которая вдруг началась…
И осень, которая вдруг началась
Прилежно,
Меня веселит на сей раз
И тешит.
Она мне настолько мила,
Что надо
На время оставить дела
Земные...
Шататься и скуки не знать
Осенней.
Да кто это вздумал пенять
На скуку!
Ленивы мы думать о том,
Что, может,
Последняя осень последним листом
Тревожит.
Д.
Самойлов
–
Чего
добивается автор, используя чередование длинных и коротких строк?
–
Какие чувства
возникают в душе?
–
Каким вы
представляете себе автора?
3.
Чтение стихотворений М. Волошина.
СОЛНЦЕ
Святое око дня, тоскующий гигант!
Я сам в своей груди носил твой пламень
пленный,
Пронизан зрением, как белый бриллиант,
В багровой тьме рождавшейся вселенной.
Но ты, всезрящее, покинуло меня,
И я внутри ослеп, вернувшись в чресла
ночи.
И вот простерли мы к тебе, истоку дня,
Земля, свои цветы, и я – слепые очи.
Невозвратимое! Ты гаснешь в высоте,
Лучи призывные кидая издалека.
Но я в своей душе возжгу иное око
И землю поведу к сияющей мечте!
М. Волошин
–
Определите
характер этого стихотворения.
–
Почему так
много восклицательных предложений?
–
Найдите все
противопоставления.
–
Какова роль
солнца и роль лирического героя в этом стихотворении?
–
Каким вы
представляете себе автора?
и
день и ночь шумит угрюмо
И день и ночь шумит угрюмо,
И день и ночь на берегу
Я бесконечность стерегу
Средь свиста, грохота и шума.
Когда ж зеркальность тишины
Сулит обманную беспечность,
Сквозит двойная бесконечность
Из отраженной глубины.
М.
Волошин
–
Какой образ представляется нашему
воображению?
–
Объясните использование рифмы
«беспечность – бесконечность»;
«тишины – глубины».
–
Какой тип рифмы? (Охватная.)
–
Сколько картин? Какие?
4.
Выразительное чтение стихотворений М. Волошина и Д.
Самойлова, которые дети выучили дома.
–
Продумайте, какими должны быть паузы,
интонация, темп чтения, громкость голоса, логическое ударение.
–
Чьи стихи вам более понятны? Почему?
–
Почему стихи Д. Самойлова и М.
Волошина требуют большей подготовки перед выразительным чтением? (Глубокий
смысл, чувственный опыт, душевное состояние – основные
признаки поэзии этих
авторов.)
–
Подумайте, кого можно назвать поэтом
дня, а кого – поэтом ночи? Объясните свой выбор.
–
У каждого из нас свое видение и
понимание стихов, ведь все люди разные. И как хорошо, что среди нас
есть особые
люди – поэты, которые умеют увидеть в самом обычном что-то
удивительное.
Выразительное
чтение стихотворений
Д. Самойлова «Слова» и «Перед
снегом».
СЛОВА
Красиво
падала листва,
Красиво
плыли пароходы.
Стояли
ясные погоды,
И
праздничные торжества
Справлял
сентябрь первоначальный,
Задумчивый,
но не печальный.
И
понял я, что в мире нет
Затертых
слов или явлений.
Их
существо до самых недр
Взрывает
потрясенный гений.
И
ветер необыкновенней,
Когда он
ветер, а не ветр.
Люблю
обычные слова,
Как
неизведанные страны.
Они
понятны лишь сперва,
Потом
значенья их туманны.
Их
протирают, как стекло,
И
в этом наше ремесло.
ПЕРЕД
СНЕГОМ
И
начинает уставать вода.
И
это означает близость снега.
Вода
устала быть ручьями, быть дождем,
По
корню подниматься, падать с неба.
Вода
устала петь, устала течь,
Сиять,
струиться и переливаться.
Ей
хочется утратить речь, залечь
И
там, где
залегла, там оставаться.
Под
низким небом, тяжелей свинца,
Усталая
вода сияет тускло.
Она
устала быть самой собой,
Но
предстоит еще утратить чувства,
Но
предстоит еще заледенеть
И
уж не петь, а,
как броня, звенеть.
Ну
а покуда – в мире тишина.
Торчат
кустов безлиственные прутья.
Распутица
кончается. Распутья
Подмерзли.
Но земля еще черна.
Вот-вот
повалит первый снег.
Выразительное
чтение стихотворений
М. Волошина «Темны лики весны...»,
«Равнина вод колышется широко...».
*
* *
Темны
лики весны. 3амутились влагой долины,
Выткали
синюю даль прутья сухих тополей.
Тонкий
снежный хрусталь опрозрачил дальние горы.
Влажно
тучнеют поля.
Свивши
тучи в кудель и окутав горные щели,
Ветер,
рыдая, прядет тонкие нити дождя.
Море
глухо шумит, развивая древние свитки
Вдоль
по пустынным пескам.
* * *
Равнина
вод колышется широко,
Обведена
серебряной каймой.
Мутится
мыс, зубчатою стеной
Ступив
на зыбь расплавленного тока.
Туманный
день раскрыл златое око,
И
бледный луч, расплесканный волной,
Скользит,
дробясь над мутной глубиной, –
То
колос дня от пажитей востока.
В
волокнах льна златится бледный круг
Жемчужных
туч, и солнце, как паук,
Дрожит
в сетях алмазной паутины.
Вверх
обрати ладони тонких рун –
К
истоку дня! Стань лилией долины,
Стань
стеблем ржи, дитя огня и глины!
V.
Итог урока.
–
Все
когда-нибудь заканчивается. Вот и наш урок подошел к концу. Получился
ли у нас
праздник поэзии? Главное, что мы сегодня поняли на уроке, –
поэты на самые
обыкновенные вещи смотрят по-особенному. Мир прекрасен. Всмотритесь,
вслушайтесь, вчитайтесь, как поэты, стихи которых мы сегодня слушали,
– и он не
перестанет удивлять вас.