twitter ВКонтакте facebook

ВОДА И КАМЕНЬ, ЗЕМЛЯ И НЕБО, ЛЕД И ПЛАМЕНЬ... (урок-праздник поэзии)

Примечание. На уроке звучит выразительное чтение стихов М. Волошина, Д. Самойлова наизусть. В качестве подготовки к этому уроку можно предложить детям найти и выучить такое стихотворение, где поэт передал особое состояние природы. Урок станет настоящим праздником в том случае, если прозвучат не только те стихи, которые есть на страницах учебника, но и те произведения, которые выберут из сборников поэзии сами дети.

Цели: воспитывать любовь к поэзии, читая стихи наизусть, подбирать верную интонацию: передавать неожиданные контрасты, яркие авторские открытия, озарения.

Оборудование: портреты писателей.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель объявляет дату и характеризует погоду.

– Вспомните, что вы видели на улице сегодня утром по дороге в школу.

– Какое у вас было настроение?

II. Введение в тему.

Зима – прекрасное время года. О ней написано много стихов. Она вдохновляла многих поэтов. Прочитайте эпиграф:

           Пусть говорят: поэзия – мечта,

           Горячки сердца бред ничтожный,

           Что мир ее есть мир пустой и ложный,

           И бледный вымысл – красота…

                 А. Майков

III. Объявление темы и постановка целей урока.

– Найдите контрасты. Наш урок называется «Вода и камень, земля и небо,  лед и пламень». «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень..» – это строки из стихотворения А. С. Пушкина, которые так подходят к теме нашего урока, перекликаются с ней. Как вы думаете, какой характер у человека, который использует такие противопоставления? (Высказывания детей.)

– Сегодня у нас урок-встреча с двумя замечательными поэтами – Д. Самойловым и М. Волошиным. Давайте попробуем, читая их стихи, проникнуть в душу поэтов, узнать их мысли, чувства.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по стихотворению Д. Самойлова «Город зимний».

– Послушайте стихотворение Д. Самойлова:

ГОРОД ЗИМНИЙ

               Город зимний, город дивный,

               Снег, как с яблонь, лепестками.

               Словно крыльев лебединых

               Осторожное плесканье.

               Дворники, как пчеловоды,

               Смотрят в снежное роенье.

               И заснеженной природы

               Принимают настроенье.

– Какими зимними впечатлениями хочет поделиться с вами автор?

– Какие картины вы себе представили?

– Какое настроение почувствовали?

– Найдите все сравнения.

– Какое явление так красиво описал поэт? (Снегопад.)

– А кто из вас, ребята, видел снегопад? Мы можем его назвать зимним чудом?

– Как падает снег? (Медленно.)

– Значит, с какой интонацией надо читать? (Медленно, спокойно, умиротворенно.)

– Есть в этом стихотворении и один секрет. Какого цвета картину вы представили? (Белую.)

– Почему? Ведь в стихотворении ни разу ни встретилось слово «белая»...

Вывод: удивительный русский язык! Он позволяет нам выразить чувства и мысли с помощью образов, сравнений, частей речи. Это чудо- стихотворения.

Физкультминутка

Игра «Снежинка»

Закройте глаза и представьте сумерки, падающий снег. До кого я коснусь рукой, должен сказать, на что похож падающий снег. Придумайте свои удивительные сравнения.

Стихотворение Д. Самойлова смогло разбудить вашу фантазию.

2. Чтение стихотворений Д. Самойлова.

– Прочитайте стихи Д. Самойлова, которые вы подготовили дома, попробуйте разгадать секреты.

И осень, которая вдруг началась…

              И осень, которая вдруг началась

              Прилежно,

              Меня веселит на сей раз

              И тешит.

              Она мне настолько мила,

              Что надо

              На время оставить дела

              Земные...

              Шататься и скуки не знать

              Осенней.

              Да кто это вздумал пенять

              На скуку!

              Ленивы мы думать о том,

              Что, может,

              Последняя осень последним листом

              Тревожит.

     Д. Самойлов

– Чего добивается автор, используя чередование длинных и коротких строк?

– Какие чувства возникают в душе?

– Каким вы представляете себе автора?

3. Чтение стихотворений М. Волошина.

СОЛНЦЕ

         Святое око дня, тоскующий гигант!

         Я сам в своей груди носил твой пламень пленный,

         Пронизан зрением, как белый бриллиант,

         В багровой тьме рождавшейся вселенной.

         Но ты, всезрящее, покинуло меня,

         И я внутри ослеп, вернувшись в чресла ночи.

         И вот простерли мы к тебе, истоку дня,

         Земля, свои цветы, и я – слепые очи.

         Невозвратимое! Ты гаснешь в высоте,

         Лучи призывные кидая издалека.

         Но я в своей душе возжгу иное око

         И землю поведу к сияющей мечте!

               М. Волошин

– Определите характер этого стихотворения.

– Почему так много восклицательных предложений?

– Найдите все противопоставления.

– Какова роль солнца и роль лирического героя в этом стихотворении?

– Каким вы представляете себе автора?

и день и ночь шумит угрюмо

              И день и ночь шумит угрюмо,

              И день и ночь на берегу

              Я бесконечность стерегу

              Средь свиста, грохота и шума.

              Когда ж зеркальность тишины

              Сулит обманную беспечность,

              Сквозит двойная бесконечность

              Из отраженной глубины.

           М. Волошин

– Какой образ представляется нашему воображению?

– Объясните использование рифмы «беспечность – бесконечность»; «тишины – глубины».

– Какой тип рифмы? (Охватная.)

– Сколько картин? Какие?

4. Выразительное чтение стихотворений М. Волошина и Д. Самойлова, которые дети выучили дома.

– Продумайте, какими должны быть паузы, интонация, темп чтения, громкость голоса, логическое ударение.

– Чьи стихи вам более понятны? Почему?

– Почему стихи Д. Самойлова и М. Волошина требуют большей подготовки перед выразительным чтением? (Глубокий смысл, чувственный опыт, душевное состояние – основные признаки поэзии этих авторов.)

– Подумайте, кого можно назвать поэтом дня, а кого – поэтом ночи? Объясните свой выбор.

– У каждого из нас свое видение и понимание стихов, ведь все люди разные. И как хорошо, что среди нас есть особые люди – поэты, которые умеют увидеть в самом обычном что-то удивительное.

Выразительное чтение стихотворений Д. Самойлова «Слова» и «Перед снегом».

СЛОВА

           Красиво падала листва,

           Красиво плыли пароходы.

           Стояли ясные погоды,

           И праздничные торжества

           Справлял сентябрь первоначальный,

           Задумчивый, но не печальный.

           И понял я, что в мире нет

           Затертых слов или явлений.

           Их существо до самых недр

           Взрывает потрясенный гений.

           И ветер необыкновенней,

           Когда он ветер, а не ветр.

           Люблю обычные слова,

           Как неизведанные страны.

           Они понятны лишь сперва,

           Потом значенья их туманны.

           Их протирают, как стекло,

           И в этом наше ремесло.

 

ПЕРЕД СНЕГОМ

      И начинает уставать вода.

      И это означает близость снега.

      Вода устала быть ручьями, быть дождем,

      По корню подниматься, падать с неба.

      Вода устала петь, устала течь,

      Сиять, струиться и переливаться.

      Ей хочется утратить речь, залечь

      И там, где залегла, там оставаться.

      Под низким небом, тяжелей свинца,

      Усталая вода сияет тускло.

      Она устала быть самой собой,

      Но предстоит еще утратить чувства,

      Но предстоит еще заледенеть

      И уж не петь, а, как броня, звенеть.

      Ну а покуда – в мире тишина.

      Торчат кустов безлиственные прутья.

      Распутица кончается. Распутья

      Подмерзли. Но земля еще черна.

      Вот-вот повалит первый снег.

Выразительное чтение стихотворений М. Волошина «Темны лики весны...», «Равнина вод колышется широко...».

                                           * * *

    Темны лики весны. 3амутились влагой долины,

    Выткали синюю даль прутья сухих тополей.

    Тонкий снежный хрусталь опрозрачил дальние горы.

    Влажно тучнеют поля.

    Свивши тучи в кудель и окутав горные щели,

    Ветер, рыдая, прядет тонкие нити дождя.

    Море глухо шумит, развивая древние свитки

    Вдоль по пустынным пескам.

                               * * *

    Равнина вод колышется широко,

    Обведена серебряной каймой.

    Мутится мыс, зубчатою стеной

    Ступив на зыбь расплавленного тока.

    Туманный день раскрыл златое око,

    И бледный луч, расплесканный волной,

    Скользит, дробясь над мутной глубиной, –

    То колос дня от пажитей востока.

    В волокнах льна златится бледный круг

    Жемчужных туч, и солнце, как паук,

    Дрожит в сетях алмазной паутины.

    Вверх обрати ладони тонких рун –

    К истоку дня! Стань лилией долины,

    Стань стеблем ржи, дитя огня и глины!

 

V. Итог урока.

– Все когда-нибудь заканчивается. Вот и наш урок подошел к концу. Получился ли у нас праздник поэзии? Главное, что мы сегодня поняли на уроке, – поэты на самые обыкновенные вещи смотрят по-особенному. Мир прекрасен. Всмотритесь, вслушайтесь, вчитайтесь, как поэты, стихи которых мы сегодня слушали, – и он не перестанет удивлять вас.