Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 159–163.
Цель:
познакомить с разными видами рифмы:
парной, перекрестной, охватной.
Оборудование:
карточки-задания, толковый словарь.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация опорных знаний.
Учащиеся
рассказывают ранее выученные стихотворения разных поэтов.
–
О чем эти
стихи? Объясните.
–
Кто авторы
этих стихов?
–
Разделите их
на две группы: детские и взрослые.
III.
Постановка целей урока.
–
Прочитайте
название пятой главы. Предположите, о чем пойдет речь в этой главе.
Мы
теперь будем
изучать стихи с другой стороны, как бы изнутри. Чтобы стать мастером
стиха,
надо познать искусство стихосложения.
–
Хотите узнать
секреты мастеров поэзии? Тогда в путь, к открытию нового в мире поэзии.
IV.
Изучение нового материала.
1.
Чтение текста (с.
160).
2.
Работа по дидактической картинке.
–
Что
символизируют предметы: домики и собака?
–
Соотнесите
иллюстрации с названиями рифм.
3.
Работа в группах.
1)
Определите
рифму, которую использует автор каждого стихотворения.
(У
каждой группы по три четверостишия ранее изученных, в 1–4
классах, стихотворений.)
2)
С помощью
цветовых пятен изобразите рифмы стихотворений.
Образец
выполнения работы:
Стихотворение
«Разлука» В. Берестова (4
кл., 1 ч., с. 80).
? | или | ? |
? | ? | |
? | ? | |
? | ? |
4.
Коллективная проверка.
5.
Работа над стихотворением В.
Маяковского «Тучкины штучки».
1)
Чтение
стихотворения учителем.
2)
Эмоциональная
оценка.
–
Объясните
название произведения. (Название произведения очень меткое,
выразительное, в
нем присутствуют «игра слов», юмор.)
–
Какие образы
создал поэт? (Образы разных тучек, которые носят игровой
характер.)
–
Прочитайте
яркие слова. (Тучки, штучки и т. д.)
– Прочитайте
интересные обороты речи. (Любопытством объятая и др.)
3)
Работа по
вопросам (с. 161).
–
Найдите
рифмующиеся слова. (Тучки – штучки, люди
– верблюдик, объятая – пятая, лоне
– слоник, шестая ли – растаяли, сжирав –
жираф.)
–
Как вы
назовете такую рифму? (Парная рифма.)
–
Почему В.
Маяковский выбрал эту рифму? (Чтобы передать игровой характер
стихотворения.)
–
Объясните,
почему детские писатели наиболее часто используют эту рифму. (Детские
писатели свои произведения писали для игры, забавы.)
–
А малые жанры
фольклора часто прибегают к такой рифме? (Да.)
–
Приведите свои
примеры.
–
Как вы
думаете, взрослые поэты часто прибегают к этой рифме? Приведите примеры
таких
стихотворений. (Ответы детей.)
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо.
(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз.
(Руки на пояс, наклоны в
стороны.)
Во дворе у снежной бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг
себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится, снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками.)
6.
Работа над стихотворением А. С.
Пушкина «Зимняя дорога».
1)
Эмоциональная
оценка.
–
Соотнесите
название стихотворения с иллюстрацией в учебнике.
2)
Вступительная
беседа. Подготовка к восприятию.
Это
стихотворение поэт написал под
впечатлением поездки из Пскова в Москву. Во времена Пушкина железных
дорог не
было. Люди путешествовали в кибитках или колясках. А лошадей обычно
брали на
почтовых станциях. Поэтому в ходу были такие выражения: почтовые
лошади,
почтовая карета, почтовая тройка, почтовый тракт.
Почтовый
тракт – это большая проезжая
дорога, по которой ездили на почтовых лошадях. Тракт мог тянуться на
многие
сотни и даже тысячи километров. Правда, во времена Пушкина расстояние
измеряли
верстами (1,06 км).
На
иллюстрации учебника – фрагмент
почтового тракта.
Поездка
на лошадях очень утомляла, но,
несмотря на это, многие поэты и писатели любили ее: можно было вдоволь
наглядеться на родные просторы, встретиться и поговорить с разными
людьми,
спокойно подумать, поразмышлять.
Пушкин
особенно любил зимнюю дорогу.
3)
Чтение стихотворения учителем.
–
Какое настроение появляется при
чтении этого отрывка? (Печаль, однообразие, скука.)
–
Какими словами передает это
настроение Пушкин? (Печальные поляны, свет; дорога скучная;
колокольчик
утомительно гремит; долгие песни; глушь и снег и др.)
–
Определите рифму. Докажите. (Перекрестная
рифма, она более спокойная и размеренная, рифмующиеся слова расположены
через
строчку.)
–
Попробуйте прочитать это
стихотворение, используя парную рифму. (Чтение учащимися.)
–
Почему изменилось настроение? (Изменились
ритм, темп. Эта рифма более энергичная.)
–
Сделайте вывод:
почему Пушкин использует перекрестную рифму? (Пушкин
использует перекрестную рифму для передачи медленного движения лошадки.)
4)
Словарная работа.
Прочитайте
стихотворение про себя.
–
Какие слова вам непонятны?
Волнистые
туманы
– туман стелется по холмам.
Тройка
борзая – три лошади.
Ямщики
– в России до конца XIX века – крестьяне,
исполнявшие
ямскую, затем государственную извозную повинности. Были кучерами на
ямских
лошадях. Жили при ямах – селениях на почтовом тракте.
Верста
– русская мера длины, равная 500
саженям (1,0668 км).
5)
Работа над ритмическим рисунком.
–
Прохлопайте
четверостишие В. Маяковского, затем А. С. Пушкина.
–
Что заметили? (Строка
Маяковского короткая и передает игровой характер стихотворения, строка
Пушкина
длинная и подходит для передачи монотонного бега лошадки.)
6)
Словесное рисование.
–
Нарисуйте словесную картинку каждого
стихотворения:
...чистое
голубое небо. Дуновение ветерка примчало тучки причудливой формы. Три
похожи на людей, а четвертая – на верблюдика. Потом появилась
пятая туча – бесформенная, от нее отделились маленькие
облачка, похожие на слоников. В одно мгновение тучки исчезли,
растворились в небе, которое осветилось ярким ослепительным солнечным
светом. | ...снежные
просторы. Луна, плывущая меж облаков. Гладко укатанная дорога, по
которой бежит тройка. Мерно поскрипывают полозья. Монотонно гремит
колокольчик. Вполголоса поет ямщик. |
–
Какими красками вы бы раскрасили эти иллюстрации?
Синей
краской – небо, белой – облака, ярко-желтой
– солнце. |
Белой
краской – снежные просторы, дорогу, черной – тройку
лошадей, бледно-желтой (белесой) – луну. |
7)
Выразительное чтение стихотворений.
–
Подготовьтесь
прочитать стихотворения выразительно.
–
Какое из
стихотворений больше соответствует вашему личному настроению? Почему?
О
стихотворении
Пушкина: путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но,
несмотря
на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь
делится на
черные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.
V.
Итог.
–
Что нового вы узнали на уроке? Чему
научились?
–
Дайте определение рифмы. Запишите в
словарик литера-туроведческих терминов.
Рифма
(от греч. rhythmos – складность,
соразмерность)
– созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее
их между собой.
Домашнее
задание:
выучить стихотворение наизусть (по выбору учащихся).
(Это
могут быть и ранее изученные
стихотворения для определения видов рифм.)
1
класс:
Загадки
(с. 10) – парная.
К.
Чуковский. Да здравствует мыло
душистое! (с. 12) – парная.
Н.
Рубцов. Воробей (с. 41) –
перекрестная.
С.
Михалков. Прививка (с. 98) – парная.
Ю.
Мориц. Сто фантазий (с. 107) –
парная.
2
класс:
И.
Токмакова. Мне грустно (с. 7, ч. 1)
– парная.
Н.
Ламм. Зебра (с. 64, ч. 1) – парная.
А.
Пушкин. Ветер, ветер! (с. 101, ч. 2)
– парная.
М.
Лермонтов. Утес (с. 28, ч. 1) –
охватная.
3
класс:
И.
Крылов. Волк и Ягненок (с. 62, ч. 1)
– охватная.
И.
Крылов. Лев и Лисица (с. 63, ч. 1) –
парная.
И.
Крылов. Лисица и виноград (с. 64, ч.
1) – охватная.
С.
Есенин. С добрым утром! (с. 81, ч.
1) – перекрестная.
С.
Маршак. Ландыш (с. 119, ч. 1) –
перекрестная.
Н.
Рыленков. К Родине (с. 6, ч. 2) –
перекрестная.
Р.
Бёрнс. В горах мое сердце (с. 8, ч.
2) – парная.
А.
Фет. Чудная картина (с. 18, ч. 2) –
парная.
А.
Пушкин. Вот север, тучи нагоняя...
(с. 19, ч. 2) – перекрестная.
4
класс:
А.
Вознесенский. Тихо-тихо (с. 49, ч.
1) – охватная.
Ф.
Тютчев. Весенние воды (с. 59, ч. 1)
– перекрестная.
В.
Берестов. Лапта (с. 81, ч. 1) –
парная.