twitter ВКонтакте facebook

Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В. Маяковского «Тучкины штучки», А. Пушкина «Зимняя дорога»

Страницы учебника: 159–163.

Цель: познакомить с разными видами рифмы: парной, перекрестной, охватной.

Оборудование: карточки-задания, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учащиеся рассказывают ранее выученные стихотворения разных поэтов.

– О чем эти стихи? Объясните.

– Кто авторы этих стихов?

– Разделите их на две группы: детские и взрослые.

III. Постановка целей урока.

– Прочитайте название пятой главы. Предположите, о чем пойдет речь в этой главе.

Мы теперь будем изучать стихи с другой стороны, как бы изнутри. Чтобы стать мастером стиха, надо познать искусство стихосложения.

– Хотите узнать секреты мастеров поэзии? Тогда в путь, к открытию нового в мире поэзии.

IV. Изучение нового материала.

1. Чтение текста (с. 160).

2. Работа по дидактической картинке.

– Что символизируют предметы: домики и собака?

– Соотнесите иллюстрации с названиями рифм.

3. Работа в группах.

1) Определите рифму, которую использует автор каждого стихотворения.

(У каждой группы по три четверостишия ранее изученных, в 1–4 классах,  стихотворений.)

2) С помощью цветовых пятен изобразите рифмы стихотворений.

Образец выполнения работы:

Стихотворение «Разлука» В. Берестова (4 кл., 1 ч., с. 80).

?

или

?

?

?

?

?

?

?

4. Коллективная проверка.

5. Работа над стихотворением В. Маяковского «Тучкины штучки».

1) Чтение стихотворения учителем.

2) Эмоциональная оценка.

– Объясните название произведения. (Название произведения очень меткое, выразительное, в нем присутствуют «игра слов», юмор.)

– Какие образы создал поэт? (Образы разных тучек, которые носят игровой характер.)

– Прочитайте яркие слова. (Тучки, штучки и т. д.)

– Прочитайте интересные обороты речи. (Любопытством объятая и др.)

3) Работа по вопросам (с. 161).

– Найдите рифмующиеся слова. (Тучки – штучки, люди – верблюдик, объятая – пятая, лоне – слоник, шестая ли – растаяли, сжирав – жираф.)

– Как вы назовете такую рифму? (Парная рифма.)

– Почему В. Маяковский выбрал эту рифму? (Чтобы передать игровой характер стихотворения.)

– Объясните, почему детские писатели наиболее часто используют эту рифму. (Детские писатели свои произведения писали для игры, забавы.)

– А малые жанры фольклора часто прибегают к такой рифме? (Да.)

– Приведите свои примеры.

– Как вы думаете, взрослые поэты часто прибегают к этой рифме? Приведите примеры таких стихотворений. (Ответы детей.)

Физкультминутка

               Солнце землю греет слабо.

               (Руки вверх и вниз.)

               По ночам трещит мороз.

               (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

               Во дворе у снежной бабы

               (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

               Побелел морковный нос.

               (Дети показывают нос.)

               В речке стала вдруг вода

               Неподвижна и тверда.

               (Прыжки на месте.)

               Вьюга злится, снег кружится,

               (Дети кружатся.)

               Заметает все кругом

               Белоснежным серебром.

               (Имитируют движения руками.)

6. Работа над стихотворением А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

1) Эмоциональная оценка.

– Соотнесите название стихотворения с иллюстрацией в учебнике.

2) Вступительная беседа. Подготовка к восприятию.

Это стихотворение поэт написал под впечатлением поездки из Пскова в Москву. Во времена Пушкина железных дорог не было. Люди путешествовали в кибитках или колясках. А лошадей обычно брали на почтовых станциях. Поэтому в ходу были такие выражения: почтовые лошади, почтовая карета, почтовая тройка, почтовый тракт.

Почтовый тракт – это большая проезжая дорога, по которой ездили на почтовых лошадях. Тракт мог тянуться на многие сотни и даже тысячи километров. Правда, во времена Пушкина расстояние измеряли верстами (1,06 км).

На иллюстрации учебника – фрагмент почтового тракта.

Поездка на лошадях очень утомляла, но, несмотря на это, многие поэты и писатели любили ее: можно было вдоволь наглядеться на родные просторы, встретиться и поговорить с разными людьми, спокойно подумать, поразмышлять.

Пушкин особенно любил зимнюю дорогу.

3) Чтение стихотворения учителем.

– Какое настроение появляется при чтении этого отрывка? (Печаль, однообразие, скука.)

– Какими словами передает это настроение Пушкин? (Печальные поляны, свет; дорога скучная; колокольчик утомительно гремит; долгие песни; глушь и снег и др.)

– Определите рифму. Докажите. (Перекрестная рифма, она более спокойная и размеренная, рифмующиеся слова расположены через строчку.)

– Попробуйте прочитать это стихотворение, используя парную рифму. (Чтение учащимися.)

– Почему изменилось настроение? (Изменились ритм, темп. Эта рифма более энергичная.)

– Сделайте вывод: почему Пушкин использует перекрестную рифму? (Пушкин использует перекрестную рифму для передачи медленного движения лошадки.)

4) Словарная работа.

Прочитайте стихотворение про себя.

– Какие слова вам непонятны?

Волнистые туманы – туман стелется по холмам.

Тройка борзая – три лошади.

Ямщики – в России до конца XIX века – крестьяне, исполнявшие ямскую, затем государственную извозную повинности. Были кучерами на ямских лошадях. Жили при ямах – селениях на почтовом тракте.

Верста – русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км).

5) Работа над ритмическим рисунком.

– Прохлопайте четверостишие В. Маяковского, затем А. С. Пушкина.

– Что заметили? (Строка Маяковского короткая и передает игровой характер стихотворения, строка Пушкина длинная и подходит для передачи монотонного бега лошадки.)

6) Словесное рисование.

– Нарисуйте словесную картинку каждого стихотворения:

...чистое голубое небо. Дуновение ветерка примчало тучки причудливой формы. Три похожи на людей, а четвертая – на верблюдика. Потом появилась пятая туча – бесформенная, от нее отделились маленькие облачка, похожие на слоников. В одно мгновение тучки исчезли, растворились в небе, которое осветилось ярким ослепительным солнечным светом.

...снежные просторы. Луна, плывущая меж облаков. Гладко укатанная дорога, по которой бежит тройка. Мерно поскрипывают полозья. Монотонно гремит колокольчик. Вполголоса поет ямщик.

– Какими красками вы бы раскрасили эти иллюстрации?

Синей краской – небо, белой – облака, ярко-желтой – солнце.

Белой краской – снежные просторы, дорогу, черной – тройку лошадей, бледно-желтой (белесой) – луну.

7) Выразительное чтение стихотворений.

– Подготовьтесь прочитать стихотворения выразительно.

– Какое из стихотворений больше соответствует вашему личному настроению? Почему?

О стихотворении Пушкина: путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на черные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина.

V. Итог.

– Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

– Дайте определение рифмы. Запишите в словарик литера-туроведческих терминов.

Рифма (от греч. rhythmosскладность, соразмерность) – созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть (по выбору учащихся).

(Это могут быть и ранее изученные стихотворения для определения видов рифм.)

1 класс:

Загадки (с. 10) – парная.

К. Чуковский. Да здравствует мыло душистое! (с. 12) – парная.

Н. Рубцов. Воробей (с. 41) – перекрестная.

С. Михалков. Прививка (с. 98) – парная.

Ю. Мориц. Сто фантазий (с. 107) – парная.

2 класс:

И. Токмакова. Мне грустно (с. 7, ч. 1) – парная.

Н. Ламм. Зебра (с. 64, ч. 1) – парная.

А. Пушкин. Ветер, ветер! (с. 101, ч. 2) – парная.

М. Лермонтов. Утес (с. 28, ч. 1) – охватная.

3 класс:

И. Крылов. Волк и Ягненок (с. 62, ч. 1) – охватная.

И. Крылов. Лев и Лисица (с. 63, ч. 1) – парная.

И. Крылов. Лисица и виноград (с. 64, ч. 1) – охватная.

С. Есенин. С добрым утром! (с. 81, ч. 1) – перекрестная.

С. Маршак. Ландыш (с. 119, ч. 1) – перекрестная.

Н. Рыленков. К Родине (с. 6, ч. 2) – перекрестная.

Р. Бёрнс. В горах мое сердце (с. 8, ч. 2) – парная.

А. Фет. Чудная картина (с. 18, ч. 2) – парная.

А. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя... (с. 19, ч. 2) – перекрестная.

4 класс:

А. Вознесенский. Тихо-тихо (с. 49, ч. 1) – охватная.

Ф. Тютчев. Весенние воды (с. 59, ч. 1) – перекрестная.

В. Берестов. Лапта (с. 81, ч. 1) – парная.