twitter ВКонтакте facebook

Виды рифмы. ОСОБЕННОСТИ РИФМОВКИ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А. Белого «Весна», Ф. ТЮТЧЕВА «КАК ВЕСЕЛ ГРОХОТ ЛЕТНИХ БУРЬ...», С. МАРШАКА «КАК ПОРАБОТАЛА ЗИМА!

Страницы учебника: 163–164.

Цели: познакомить со стихами, где сочетаются три вида рифмы; осознать содержательность этого приема.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель читает статью из толкового словаря.

«Созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой». Ответьте, о каком литературоведческом понятии говорится в статье. (О рифме.)

– Расскажите о видах рифм. Приведите примеры. (Чтение стихов наизусть.)

– Послушайте стихотворение М. Лермонтова «Утес». Определите вид рифмы, изобразите ее с помощью цветовых пятен.

?

или

?

?

?

?

?

?

?

III. Объявление темы и целей урока.

Охватная рифма – тема нашего урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?

1. Какие поэты используют охватную рифму? Почему?

2. Определить настроение и характер стихов с охватной рифмой.

IV. Изучение новой темы.

1. Знакомство со стихотворениями А. Белого и Ф. Тютчева.

1) Чтение стихотворений учителем.

2) Эмоциональная оценка.

– Какое настроение появляется при чтении этих стихов? (Радость.)

3) Определение вида рифм.

– Перечитайте внимательно каждую строфу и определите виды рифм. (А. Белый и Ф. Тютчев используют охватную рифму.)

4) Работа по учебнику (с. 164, ч. 1).

– Случайно ли, что именно весна вдохновила поэтов, побудила их обратиться к этой рифме? (Не случайно, так как образ весны таит в себе много чудес и превращений: появление почек на ветвях деревьев, громче запели птицы, появились бутоны на цветах. У А. Белого картина начала весны, а Ф. Тютчев изображает последние весенние дни: летние бури, гроза, небесная лазурь, «дубрава; широколиственно и шумно».)

– Какую картину создает охватная рифма? (Создает целостную картину, как бы заключенную в раму.)

             

Вывод: охватная рифма сдерживает энергичность, которая заключена внутри парной рифмы, создает впечатление законченности разыгравшейся непогоды.

Физкультминутка

2. Знакомство со стихотворением С. Маршака.

– А бывает ли так, что в одном стихотворении поэт использует сразу все три вида рифм? (Предположения детей.)

– Сейчас мы познакомимся со стихотворением С. Я. Маршака «Как поработала зима!..».

1) Чтение стихотворения учителем.

– Какую картину вы представили? (Высказывания детей.)

2) Определение вида рифмы.

– Теперь перечитайте каждую строфу и попробуйте определить виды рифм. Что вы скажете о рифмах? (Рифма в 1-й строфе – парная, рифмуется каждая строчка. Во 2-й строфе – перекрестная, слова рифмуются через строчку. В 3-й строфе – охватная, рифмуются строки 1–4, 2–3.)

– Почему поэт использовал парную рифму в 1-й строфе? (Поэт выбрал эту рифму для того, чтобы рисовать картинку, которая продолжается долгое время.)

– Почему поэт использовал перекрестную рифму во 2-й строфе? (Поэт рисует картины природы – медленный ход времени.)

– Почему поэт использовал охватную рифму в 3-й строфе? (Картина падающих снежинок сменяется картиной спокойствия. Это создает впечатление завершенности работы зимы.)

3) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

– Прочитайте стихотворение, подчеркивая характер каждой строфы.

V. Итог урока.

– Какие поэты используют охватную рифму? (А. Белый, Ф. Тютчев, И. Крылов, М. Лермонтов, А. Вознесенский.)

– Почему? (Охватная рифма создает целостную, законченную картину.)

– Какое настроение и характер передает охватная рифма? (Энергичность, эмоциональность рифмовки внутри спокойствия и благодати первой и последней строки.)

Домашнее задание: попробовать сочинить стихи или нарисовать иллюстрации к изученным произведениям.