Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 163–164.
Цели:
познакомить со стихами, где сочетаются
три вида рифмы; осознать содержательность этого приема.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация опорных знаний.
Учитель
читает статью из толкового словаря.
«Созвучие
концов
стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой».
Ответьте, о каком
литературоведческом понятии говорится в статье. (О рифме.)
–
Расскажите о
видах рифм. Приведите примеры. (Чтение стихов наизусть.)
–
Послушайте стихотворение М.
Лермонтова «Утес». Определите вид рифмы, изобразите
ее с помощью цветовых
пятен.
? | или | ? |
? | ? | |
? | ? | |
? | ? |
III.
Объявление темы и целей урока.
Охватная
рифма –
тема нашего урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?
1.
Какие поэты
используют охватную рифму? Почему?
2.
Определить
настроение и характер стихов с охватной рифмой.
IV.
Изучение новой темы.
1.
Знакомство со стихотворениями А. Белого и Ф. Тютчева.
1)
Чтение стихотворений
учителем.
2)
Эмоциональная оценка.
–
Какое
настроение появляется при чтении этих стихов? (Радость.)
3)
Определение вида рифм.
–
Перечитайте
внимательно каждую строфу и определите виды рифм. (А. Белый и
Ф. Тютчев
используют охватную рифму.)
4)
Работа по учебнику
(с. 164, ч. 1).
–
Случайно ли,
что именно весна вдохновила поэтов, побудила их обратиться к этой
рифме? (Не
случайно, так как образ весны таит в себе много чудес и превращений:
появление
почек на ветвях деревьев, громче запели птицы, появились бутоны на
цветах. У А.
Белого картина начала весны, а Ф. Тютчев изображает последние весенние
дни:
летние бури, гроза, небесная лазурь, «дубрава;
широколиственно и шумно».)
–
Какую картину
создает охватная рифма? (Создает целостную картину, как бы
заключенную в
раму.)
Вывод:
охватная рифма сдерживает энергичность, которая заключена внутри парной
рифмы,
создает впечатление законченности разыгравшейся непогоды.
Физкультминутка
2.
Знакомство со стихотворением С. Маршака.
–
А бывает ли
так, что в одном стихотворении поэт использует сразу все три вида рифм?
(Предположения
детей.)
–
Сейчас мы
познакомимся со стихотворением С. Я. Маршака «Как поработала
зима!..».
1)
Чтение стихотворения
учителем.
–
Какую картину
вы представили? (Высказывания детей.)
2)
Определение вида
рифмы.
–
Теперь
перечитайте каждую строфу и попробуйте определить виды рифм. Что вы
скажете о
рифмах? (Рифма в 1-й строфе – парная, рифмуется
каждая строчка. Во 2-й
строфе – перекрестная, слова рифмуются через строчку. В 3-й
строфе – охватная,
рифмуются строки 1–4, 2–3.)
–
Почему поэт
использовал парную рифму в 1-й строфе? (Поэт выбрал эту рифму
для того,
чтобы рисовать картинку, которая продолжается долгое время.)
–
Почему поэт
использовал перекрестную рифму во 2-й строфе? (Поэт рисует
картины природы –
медленный ход времени.)
–
Почему поэт
использовал охватную рифму в 3-й строфе? (Картина падающих
снежинок
сменяется картиной спокойствия. Это создает впечатление завершенности
работы
зимы.)
3)
Выразительное
чтение
стихотворения учащимися.
–
Прочитайте
стихотворение, подчеркивая характер каждой строфы.
V.
Итог урока.
– Какие
поэты используют охватную рифму? (А. Белый,
Ф. Тютчев, И. Крылов, М.
Лермонтов, А. Вознесенский.)
–
Почему? (Охватная
рифма создает целостную, законченную картину.)
–
Какое
настроение и характер передает охватная рифма? (Энергичность,
эмоциональность рифмовки внутри спокойствия и благодати первой и
последней
строки.)
Домашнее
задание:
попробовать сочинить стихи или
нарисовать иллюстрации к изученным произведениям.