twitter ВКонтакте facebook

ТРИ ВИДА РИФМЫ – ТРИ РАЗНЫХ ОБРАЗА

Страница учебника: 165.

Цель: познакомить с онегинской строфой: рассмотреть виды рифм в ней, их сочетание и содержательность.

Оборудование: выставка детских рисунков.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Дети по желанию читают стихи. На доске оформлена выставка детских рисунков.

– Понравилось ли вам сочинять стихи? (Ответы детей.)

– Легко ли писать стихи?

– Ваши стихи можно отнести к любительским. Но для нас они очень интересны и дороги, так как это ваше творчество.

III. Актуализация опорных знаний.

Для некоторых людей создание стихов – дело жизни. Эти люди – поэты.

Рассказ учителя о раннем творчестве Пушкина.

Бабушка была первой наставницей Пушкина в русском языке; от нее же, вероятно, наслушался он рассказов о семейной старине. В ее сельце Захарове (или Захарьине), о котором Пушкин долго сохранял приятные воспоминания, он слышал песни, видел хороводы и другие народные увеселения. Интерес будущего поэта к народному творчеству окреп благодаря няне Арине Родионовне. Когда-то она вынянчила мать Пушкина, а теперь нянчила всех ее детей. Женщина честная, преданная и очень умная, она знала бесчисленное количество поговорок, пословиц, песен и сказок и охотно сообщала их своему питомцу.

IV. Объявление темы и цели урока.

На этом уроке мы снова окунёмся в поэтический мир произведений А. С. Пушкина. Жизнь поэта, как и любого другого человека, состоит из радостей и огорчений, взлётов и падений, удач и промахов. Однако гению труднее, чем всем остальным, так как он наблюдательнее, видит то, что совсем близко, рядом, чего мы в повседневной жизни не замечаем, и рассказывает об этом в своих произведениях. Задача читателя, а значит, наша, – понять все, что стоит за словом.

Сегодня мы познакомимся с небольшим отрывком из пятой главы романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», с особой строфой, которая называется «онегинской».

V. Изучение нового материала.

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Проверка восприятия.

– Поделитесь чувствами. Какие картины вы себе можете представить, прослушав это стихотворение?

Словесное рисование картин.

– Сколько их? Дайте название каждой картине.

3. Словарная работа.

– В стихотворении встречаются незнакомые вам слова – дровни, кибитка, салазки, облучок, ямщик.

Дровни, кибитка, салазки… Всё это сани – главное средство передвижения в зимнюю пору на Руси до появления железных дорог и автомобилей. Среди них употребительным в настоящее время является слово салазки – маленькие ручные санки; слово дровни используется сейчас только в сельской местности, где ещё топят дома дровами; ну а слово кибитка стало принадлежностью художественных произведений прошедших веков.

Итак, что же такое дровни и кибитка? Словари дают следующие толкования.

Дровни… Вдумайтесь в это слово. Что оно вам напоминает по звучанию? Подберите родственные слова. (Ответы детей.)

Дровни – это сани без короба или кузова, для возки дров, леса или тяжестей, поэтому и называются дровнями, что на них возят дрова. Низкие, широкие, без стенок-бортов, чтобы было удобно наваливать дрова или другой груз и потом снимать его. В известной детской песенке Р. Кудашевой «В лесу родилась ёлочка» мы уже встречались с этим словом: «Везёт лошадка дровенки, // А в дровнях мужичок…»

– Чтобы узнать, что такое кибитка, давайте заглянем в словарь.

Кибитка – телега (для лета) и сани (для зимы) с верхом, крытая повозка. Произошло это слово от родственного старинного слова кибить, означавшего дугу – выгнутое на пару дерево для изготовления лука: на кибить натягивали тетиву. У кибитки крыша полукруглая, на дугах. Кибитка была крытой повозкой, на облучке (передней части) которой находился ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.

– Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе – ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик.

Ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях; на ямских станциях путникам и перевозящим почту меняли лошадей. Место ямщика, как мы уже знаем, находилось впереди крытой повозки, на облучке, и одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.

4. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

5. Работа по группам «Поэтическая мастерская».

Задания для групп:

– Какой рифмой Пушкин пользуется в первом четверостишии? Во втором? В третьем? В заключительном двустишии?

(В первом четверостишии использована перекрёстная рифма, во втором – парная, в третьем – охватная, в заключительном двустишии – парная.)

– Сопоставьте содержание картины, чувство и ритм. Сделайте вывод.

Вывод: в этом стихотворном отрывке перед нами, как мы выяснили, три картины, героями которых являются разные «лошадки». Для каждой картины поэт выбрал свою рифму.

Для первой лошадки, которая «плетётся… как-нибудь», поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега. Третья «лошадка» – дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишие написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итоги характер.

Каждая рифма по-своему содержательна. Одна и та же рифма может обслуживать произведения совершенно разного содержания, но в то же время одна (перекрёстная) приспособлена для того, чтобы передавать чёткий ритм происходящего, другая (парная) – чтобы выражать какую-то длящуюся эмоцию, третья (охватная) – чтобы закольцовывать целый мир чувств в единую картину.

– Как вы думаете, почему А. С. Пушкин не захотел писать роман «Евгений Онегин», с отрывком из которого мы сегодня познакомились, используя только одну какую-то рифму? (Ответы детей.)

Роман – это крупное произведение о жизни многих людей, значит, в нём описываются разнообразные события, различные переживания, судьбы разных людей. Поэт не захотел писать одной рифмой, поскольку это сделало бы его роман однообразным. С тех пор весь поэтический мир называет эту строфу «онегинская строфа».

– Сколько строчек составляет эта строфа, названная «онегинской»? (14 строчек.)

На уроке мы познакомились с одной из строф романа «Евгений Онегин», а их в нём более трёхсот восьмидесяти.

– Как вы считаете, зачем мы провели такую большую работу? (Чтобы понять чувства и мысли поэта, уметь читать выразительно стихотворения и  учиться самим сочинять стихи.)

6. Выразительное чтение стихотворения.

– Какую работу необходимо проделать, чтоб выразительно исполнить художественное произведение? (Понять содержание текста, настроение героя, автора; определить задачу своего чтения; выбрать средства выразительности: темп, интонацию, паузы, логическое ударение.)

Можно провести конкурс чтецов.

VI. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Справились ли мы с поставленной задачей: открыть для себя «онегинскую» строфу? (Ответы детей.)

В знаменитом пушкинском отрывке всего 14 строчек. Других изобразительных средств в нём нет, но выразительность стихов от этого не становится слабее. Каждое слово в этом отрывке является значимым, имеет определённый смысл, а вместе слова создают образные, яркие, до мельчайших деталей выписанные картины русской зимы. Такой её видел А. С. Пушкин в XIX веке.

Домашнее задание: выучить отрывок наизусть или сочинить свои стихи. Расскажите в них, используя знания, полученные на уроке, какова зима XXI века, как вы встречаете приход зимы, чем занимаетесь в это время года.