Follow @Pyccstudy |
Цель:
проследить,
каковы особенности мифологического восприятия
мира в античных гимнах богам (на реальных текстах).
Оборудование:
репродукция
картины М. Врубеля «Пан».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся
расшифровывают картинку к
первой главе учебника (с. 7). Обратиться к совету Бабы Яги в разделе
«Совет
консультантов» (с. 147–148).
Информация
для учителя
В
центре
картинки – Мировое дерево. Крона его уходит в небеса: там
звёзды и по кромке
кроны дерева расхаживает птица-феникс, представитель Верхнего мира.
Корни
дерева уходят в Нижний мир, в корнях ютится змей. Слева от Мирового
дерева
(левая сторона – волшебный мир) – ночь, луна,
русалка на ветвях как
представитель Нижнего мира, зима. (Дети водят хоровод вокруг
ёлки.)
Справа – лето, солнце, на ветвях – человек,
поливающий землю из бочки с целью
приманить дождь в засуху. Под деревом – сохранившийся в деревнях до наших дней
обряд поливать детей
из лейки с целью приманивания дождя.
На
картинке
изображено представление о мире как о сосуществовании
противоположностей: своей
– чужой, лето – зима, солнце – луна, день
– ночь, правое – левое.
В
центральной
части дерева изображено дупло-пещера, где сидит археолог: археолог
– один из
важнейших источников наших знаний об образе жизни древних народов.
Рядом с ним
– лопата и найденные им свиток и каменные таблички с древними
письменами. Здесь
же изображены книги: «Сказки»,
«Мифы», что является важнейшим источником
сведений о жизни древних.
Наши
обряды и
обычаи – источник знаний о том, как в древности люди
воспринимали мир. И,
наконец, мы сами, часто не отдавая себе в этом отчёта, являемся
носителями
древних представлений о мире. Это положение иллюстрирует хоровод,
который дети
водят вокруг новогодней ёлки.
III.
Подготовка к восприятию.
–
Откройте
учебники на с. 11.
–
Сегодня автор
нашего учебника Н. А. Чуракова предлагает нам почитать избранные
строчки
древнегреческого гимна, обращённого к природе. Кстати, это реальный
текст.
Нашими помощниками будут Шалтай-Болтай (с. 156) и Кентавр Хирон (с.
149) в
разделе «Совет консультантов».
IV.
Работа по теме урока.
1.
Самостоятельное
чтение текста гимна
«Природе» учащимися (с. 11).
2.
Выразительное чтение
текста учителем.
После
чтения проводится словарная работа (помощь Шалтая-Болтая и Кентавра
Хирона).
–
Подтвердите,
обращаясь к тексту, что важнее Природы для древних людей не было ничего
на
земле. (Природа называется «всемать»,
«всеумелица», «кормчий»,
«самоотец»,
«всецарица», «мать и отец
всему», «кормилица».)
3.
Самостоятельное
чтение текста гимна «Пану»
учащимися (с. 12).
Помощь
оказывает Кентавр Хирон (с. 149) в разделе «Совет
консультантов».
4.
Выразительное чтение
текста учащимися.
–
Я надеюсь, что
вы увидели сходство между Природой и Паном: к Пану применяются те же
определения, что и к Природе («небо и море», земля
«всецарица»). Пан – это
одухотворённый образ Природы, одно из её олицетворений.
5.
Работа
с «Картинной галереей» (Зал 1,
Михаил Врубель «Пан»).
–
Рассмотрите,
как Пана представлял себе художник Михаил Врубель.
–
Кто такой Пан?
–
Похож ли он на
хозяина леса? Из чего это видно?
–
Какие
особенности его облика делают его родственным животному миру? (Рожки,
копытца, поросшие густой шерстью ноги и грудь.)
–
Какого
возраста Пан? Почему вы так думаете? (Пан не стареет телом
(это воплощённая
мощь и сила леса), но вечность и мудрость леса художник подчёркивает,
изображая
Пана с лицом старика.)
–
В какой позе
сидит Пан? Ему так уютно?
–
Что он делает?
–
Вы
представляете, как он передвигается по лесу? Объясните.
–
Как вы
считаете, зачем в руках у Пана изображена свирель? (Пан может
имитировать
любые лесные звуки, пение всякой птицы, он – голос и душа леса.)
V.
Итог урока.
–
Что на вас
произвело наибольшее впечатление?
Домашнее
задание.
Нарисовать
рисунок на тему «Каким я представляю себе хозяина леса: похож
ли он на образ,
созданный Врубелем?».