twitter ВКонтакте facebook

Античный гимн «природе». отрывок из античного гимна «пану»

Цель: проследить, каковы особенности мифологического восприятия мира в античных гимнах богам (на реальных текстах).

Оборудование: репродукция картины М. Врубеля «Пан».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся расшифровывают картинку к первой главе учебника (с. 7). Обратиться к совету Бабы Яги в разделе «Совет консультантов» (с. 147–148).

Информация для учителя

В центре картинки – Мировое дерево. Крона его уходит в небеса: там звёзды и по кромке кроны дерева расхаживает птица-феникс, представитель Верхнего мира. Корни дерева уходят в Нижний мир, в корнях ютится змей. Слева от Мирового дерева (левая сторона – волшебный мир) – ночь, луна, русалка на ветвях как представитель Нижнего мира, зима. (Дети водят хоровод вокруг ёлки.) Справа – лето, солнце, на ветвях – человек, поливающий землю из бочки с целью приманить дождь в засуху. Под деревом – сохранившийся  в деревнях до наших дней обряд поливать детей из лейки с целью приманивания дождя.

На картинке изображено представление о мире как о сосуществовании противоположностей: своей – чужой, лето – зима, солнце – луна, день – ночь, правое – левое.

В центральной части дерева изображено дупло-пещера, где сидит археолог: археолог – один из важнейших источников наших знаний об образе жизни древних народов. Рядом с ним – лопата и найденные им свиток и каменные таблички с древними письменами. Здесь же изображены книги: «Сказки», «Мифы», что является важнейшим источником сведений о жизни древних.

Наши обряды и обычаи – источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир. И, наконец, мы сами, часто не отдавая себе в этом отчёта, являемся носителями древних представлений о мире. Это положение иллюстрирует хоровод, который дети водят вокруг новогодней ёлки.

III. Подготовка к восприятию.

– Откройте учебники на с. 11.

– Сегодня автор нашего учебника Н. А. Чуракова предлагает нам почитать избранные строчки древнегреческого гимна, обращённого к природе. Кстати, это реальный текст. Нашими помощниками будут Шалтай-Болтай (с. 156) и Кентавр Хирон (с. 149) в разделе «Совет консультантов».

IV. Работа по теме урока.

1. Самостоятельное чтение текста гимна «Природе» учащимися (с. 11).

2. Выразительное чтение текста учителем.

После чтения проводится словарная работа (помощь Шалтая-Болтая и Кентавра Хирона).

– Подтвердите, обращаясь к тексту, что важнее Природы для древних людей не было ничего на земле. (Природа называется «всемать», «всеумелица», «кормчий», «самоотец», «всецарица», «мать и отец всему», «кормилица».)

3. Самостоятельное чтение текста гимна «Пану» учащимися (с. 12).

Помощь оказывает Кентавр Хирон (с. 149) в разделе «Совет консультантов».

4. Выразительное чтение текста учащимися.

– Я надеюсь, что вы увидели сходство между Природой и Паном: к Пану применяются те же определения, что и к Природе («небо и море», земля «всецарица»). Пан – это одухотворённый образ Природы, одно из её олицетворений.

5. Работа с «Картинной галереей» (Зал 1, Михаил Врубель «Пан»).

– Рассмотрите, как Пана представлял себе художник Михаил Врубель.

– Кто такой Пан?

– Похож ли он на хозяина леса? Из чего это видно?

– Какие особенности его облика делают его родственным животному миру? (Рожки, копытца, поросшие густой шерстью ноги и грудь.)

– Какого возраста Пан? Почему вы так думаете? (Пан не стареет телом (это воплощённая мощь и сила леса), но вечность и мудрость леса художник подчёркивает, изображая Пана с лицом старика.)

– В какой позе сидит Пан? Ему так уютно?

– Что он делает?

– Вы представляете, как он передвигается по лесу? Объясните.

– Как вы считаете, зачем в руках у Пана изображена свирель? (Пан может имитировать любые лесные звуки, пение всякой птицы, он – голос и душа леса.)

V. Итог урока.

– Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок на тему «Каким я представляю себе хозяина леса: похож ли он на образ, созданный Врубелем?».