twitter ВКонтакте facebook

ТАЙНЫ ПОЭЗИИ. В МАСТЕРСКОЙ А. ФЕТА (стихотворение «Это утро...») И МАСТЕРСКОЙ В. ХЛЕБНИКОВА (стихотворение «Заклятие смехом»)

Страницы учебника: 166–169.

Цели: формировать представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом восприятии мира; обнаружить содержательность повторов в стихотворении А. Фета; выявить поэтические открытия В. Хлебникова; рассмотреть картину Аристарха Лентулова «Василий Блаженный»; познакомить с картиной Василия Кандинского «Два овала».

Оборудование: репродукции картин.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение стихов, выученных наизусть или сочиненных самими учащимися.

III. Постановка целей уроков. Объявление темы.

– Эти уроки помогут нам понять, что поэзия – это особый взгляд на мир, особое восприятие мира автором. Для чего нам необходимо это? (Чтобы заглянуть в тайны поэзии. Эта глава называется «Авторская поэзия: Мастерская стиха». У каждого мастера свои секреты творчества, некоторые мы знаем – это рифма, «онегинская строфа». Другие секреты раскроем на уроках.)

– Отправляемся в мастерскую стиха А. Фета и мастерскую стиха В. Хлебникова.

IV. Изучение нового материала.

1. Стихотворение А. Фета «Это утро...».

– Послушайте стихотворение А. Фета и представьте лирического героя. Какой он?

1) Чтение стихотворения учителем.

– Так какой же герой в стихотворении А. Фета? (Лирический герой опьянен звуками весны, картинами окружающего мира, которые вызывают в нем восхищение, наполняют его взгляд и сердце огромной радостью.)

2) Работа над стихотворением.

– Прочитайте стихотворение вслух и прислушайтесь к себе.

Чтение стихотворения учащимися.

– Что сказал вам внутренний голос? (Высказывания детей.)

– Что происходит с лирическим героем в 1-й и 2-й строфе? (Лирический герой переживает, смотря на картины весенней природы.)

– Перечитайте 3-ю строфу. Где находится герой? (Картина дня сменяется ночной. Можно предположить, что герой находится дома. И видим внутренние переживания лирического героя, связанные с необыкновенным состоянием, которое вызывает весенняя природа.)

– «Шестое», поэтическое чувство Фета не только сливает воедино все остальные ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные), но порой стирает грани между ними, особенно между зрением и слухом. Слуховые и зрительные образы, гармонично заключая в себе друг друга, сливаются в некое единое целое, например, «вздох ночной селенья», «этот крик и вереницы». Как лирический герой переживает то, что видит? (Очень бурно, восторженно переживает увиденную картину весны, звуки.)

– Какой характер носят его возгласы: «Это... эта... эта... эти...»? (Возгласы говорят о необыкновенной эмоциональности героя, его восхищают именно эти,  конкретные,  предметы окружающего мира.)

– Почему их так много? (Окружающий мир состоит из огромного количества предметов.)

– Случайно ли то, что именно весна приводит героя в такое состояние? (Не случайно, так как в его стихотворении природа неповторима, прекрасна.)

3) Работа над рифмой стихотворения.

Составьте схему рифмы 1-й строфы.

– Можно ли эту строфу разделить на двустишие и четырехстишие? Сохранится ли при этом смысл строфы? (Так делить нельзя, потому что по смыслу и по интонации 1-я строфа не окончена. Ритм всего стихотворения создается чередованием двух строчек парной рифмы с 3-й строкой, которая с ним не рифмуется, но будет рифмоваться точно с такой же спокойной по интонации строчкой еще через две эмоциональные строчки с парной рифмой.)

– Изобразите схематично ритм стихотворения. (2:1, 2:1, 2:1 и т. д.)

– Если бы вы были композитором, то какую музыку написали, прочитав это стихотворение? (Радостную, веселую, торжественную, громкую и т. п.)

Физкультминутка

2. Стихотворение В. Хлебникова «Заклятие смехом».

1) Первичное восприятие стихотворения.

– Послушайте стихотворение и ответьте: почему оно так называется?

Чтение стихотворения учителем.

– Почему такое название у стихотворения? (Стихотворение звучит как заклинание, заклятие: в нем две части – обращение и «волшебные» слова.)

2) Анализ стихотворения.

– Вспомните заклятие из «Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями». (Чтение заклинания, учебник, с. 168.)

– В какой части содержится прямое обращение к волшебной силе? Прочитайте. (5 строк.)

– А где тайные зашифрованные слова, понятные только волшебникам? Прочитайте. (4 строки.)

– Разберите аналогично стихотворение В. Хлебникова. (Стихотворение Хлебникова также состоит из двух частей: первая часть – первые 6 строк, вторая часть – последние 5 строк.)

– Что заключено в первой части заклятия? (В первой части – прямой призыв к смехачам разразиться смехом, который повторяется три раза: «О, рассмейтесь, смехачи!», «О, засмейтесь, смехачи!», «О, засмейтесь усмеяльно!». Есть также и одно обращение непосредственно к самому смеху – с просьбой разразиться: «О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!»)

– Как смеются смехачи? (Смехачи не просто смеются, но могут рассмеяться, засмеяться, смеянствовать смеяльно, засмеяться усмеяльно, то есть выясняется, что они владеют всеми возможными и известными видами смеха на Земле.)

– Чем является смех для смехачей? (Смех смехачей – это какое-то самостоятельное, очень сложное по составу богатство: это достояние «рассмешищ надсмеяльных», которое обладает способностью «иссмеяться рассмеяльно».)

– Как же должно сработать это заклятие? Прочитайте его текст. (Заклинающему надо знать особые зашифрованные слова, понятные только волшебному миру, ведь только волшебный мир может придать силу словам заклятия! Такими в стихотворении Хлебникова являются слова из второй части: «Смейево, смейево, / Усмей, осмей, смешики, смешики, / Смеюнчики, смеюнчики». Этих слов – три строчки; слова «смейево», «смешики» и «смеюнчики» повторяются в них по два раза.)

– Есть ли шанс исполниться просьбе заклинателя? (В «Заклятии смехом» есть еще две строчки, где просьба-заклинание повторяется: «О, рассмейтесь, смехачи! / О, засмейтесь, смехачи!». Теперь у нее (у этой просьбы) есть шанс исполниться.)

– Сравните с заклятием Нильса, что общего? (Заклятие Нильса заканчивается точно так же: после зашифрованных слов идут еще две строчки, где герой пытается осуществить свою просьбу: поменяться ростом с тем объектом, к которому обращается в заклятии, – в данном случае это утенок Юкси.)

Вывод: Велимир Хлебников был очень хорошо знаком с мифологическими представлениями народов мира, с законами народного творчества, с особенностями построения такого жанра, как заклятие.

– Кто такие «смехачи»? (Рассуждения детей.)

– Какие умения подвластны только им? Почему? (Смех – это нечто магическое, фантастическое, обладающее необыкновенной волшебной силой.)

– Корень слова понятен? А суффикс? Сравните: тягач, пугач, трепач, толкач, ткач... (Суффикс -ач означает действующее лицо или предмет, производящий действие.)

– Так кто же такие смехачи? (Смехачи – это те, кто производит действие смеха, то есть смеются. Смехачи – это те, в чьем распоряжении находятся все виды смеха, это владельцы смеха».)

– Сколько же оттенков смеха упомянуто в заклятье? (Высказывания детей.)

– Чем различаются эти оттенки? Обратите внимание на разницу значений приставок: рас-, за-, над-, у-, ис-. (Смех – это то, что получается, когда смехач рассмеется, засмеется, надсмеется («рассмешища», то есть смеховые зрелища, названы «надсмеяльными», а смеячи – «надсмейными»), когда он иссмеется («О, иссмейся...»), когда он будет смеяться «усмеяльно».)

– Назовите эмоционально-смысловые оттенки смеха. (Приставка рас- придает оттенок распахнутости смеху: рассмеяться можно от всей души, легко, непринужденно, свободно. Приставка за- обнаруживает другой оттенок смысла: указывает на время действия, а именно на его начало («засмейся!» – это «начни смеяться!»), причем начало действия, которое носит более вынужденный характер. Приставка над- означает направленность действия на кого-то: надсмеяться можно лишь над кем-то (или чем-то). Приставка uс- в данном случае означает продолжительность действия и его исступленный характер: «иссмеяться» может означать неистово и долго смеяться, дойдя в этом смехе до конца. Приставка у- в данном случае (смеяться «усмеяльно», «усмейный» смех) ассоциируется с усмешкой, то есть означает тонкий ироничный смех, смех едва заметный, связанный не с внешней яркой реакцией на что-то происходящее, а с внутренним ироничным отношением к этому происходящему, которое может быть почти незаметно окружающим.)

Вывод: употребление разных приставок обнаруживает огромную гамму возможностей, которой обладает смех: он может быть только что начавшимся, а может быть продолжительным и исчерпывающим, может быть непосредственным и великодушным, а может быть недобрым (раз над кем-то), или громким и открытым,  или едва заметным.

А если вы к тому же почувствуете разницу в значениях суффиксов (особенно во второй части заклятия), – вам нет равных ни в поэзии, ни в волшебстве!

– Определите значения слов во второй части стихотворения: «смейево», «смешики», «смеюнчики»; разницу значений слов «смехачи» и «смеячи».

– Представьте то, что обозначают эти слова, в виде образов. («Смешики» – это такие небольшие существа в этом царстве смеха, «дети смеха»; это такие легкомысленные хихикалки, которые «прыскают» по пустякам и т. д. «Смеюнчики» – маленькие размером.)

– А чем смеюнчики по характеру, по манере поведения отличаются от смешиков? (Высказывания детей.)

– Что же такое «смейево»? («Смейево» – более сложный образ. Это может быть и нечто вроде содружества всех смехов, некоего братства. Это может быть и единичный образ какого-то солидного смеха.)

Слова «усмей», «осмей» можно тоже воспринимать не как глаголы в повелительном наклонении, а как образы. Усмей (от «усмехаться») представляется длинным и тоненьким усмехающимся существом. Осмей (от «осмеять» что-то или кого-то) – степенным и надменным и т. д.

– В чем разница в значениях  слов «смехачи» и «смеячи»? (Разное звучание и различен вид этих слов, но здесь суффикс один и тот же -ач: cмex-ач-и, смей-ач-и).

– Какой характер слов «смехач» и «смеяч»? (Разный характер у слов «смехач» и «смеяч»: напористость, нахрапистость, грубоватость в первом случае и некая округлость, гибкость, кокетливая привлекательность, а может быть, вертлявость, увертливость – во втором.)

3. Международная выставка «Необычный взгляд на мир».

Самое время сходить на международную выставку «Необычный взгляд на мир», отыскать там картины русских художников: «Василий Блаженный» Аристарха Лентулова и «Два овала» Василия Кандинского. Рассмотрите картины художников.

1) Вступительное слово учителя.

Аристарх Васильевич Лентулов (1882–1943), российский живописец. В 1910-е годы стремился, используя традиции лубка и иконы, придать живописи национальный характер.

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944), русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий. Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию. В 1885–1893 годах (с перерывом в 1889–1891 годах) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 году ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно изучал древнерусскую иконопись и народное творчество. Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов.

2) Беседа по картинам художников.

– Создается ли у вас впечатление, что храм на картине Лентулова необыкновенно пестрый и красочный? Назовите цвета и сочетания цветов. (Учащиеся называют яркие цвета и сочетания цветов, благодаря которым храм воспринимается как пестрый и красочный.)

– А кажется, что он колышущийся и словно живой? (Необычность изображения. Художник деформирует, искажает объемы храма, смещает плоскости: стены храма косые, кривые, наезжающие друг на другa, храм как будто не дописан или не достроен.)

– В чем смысл такой художественной манеры? (Художник создает не фотографически точное изображение храма, ему важно, чтобы у нас осталось от него яркое впечатление, чтобы мы воспринимали его не только как яркий и красочный, но и как живой, одухотворенный, дышащий, раскачивающийся.)

– А есть впечатление колокольного звона? (Впечатление движущихся плоскостей (стены храма как будто ходят ходуном) и звучности цветовых контрастов, цветовой насыщенности и звонкости может быть дополнено воображаемым звуковым впечатлением: стены колышутся от звона и гула колоколов.)

– Теперь рассмотрим картину Кандинского. Какие миры вам видятся, когда вы смотрите на «Два овала»: океанские глубины с рыбами, медузами, осьминогами? Космические высоты с инопланетянами? Другие? (Высказывания детей. Объяснение необычного мира, изображенного на картине.)

V. Итог уроков.

– Что понравилось на уроке?

– Что нового узнали о поэзии?

Домашнее задание: составить рассказ по одной  из картин художника (по выбору учащихся).