Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 166–169.
Цели:
формировать представления о поэзии как
об особом взгляде на мир, особом восприятии мира; обнаружить
содержательность
повторов в стихотворении А. Фета; выявить поэтические открытия В.
Хлебникова;
рассмотреть картину Аристарха Лентулова «Василий
Блаженный»; познакомить с
картиной Василия Кандинского «Два овала».
Оборудование:
репродукции картин.
Ход
уроков
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Чтение
стихов, выученных наизусть или сочиненных самими учащимися.
III.
Постановка целей уроков. Объявление темы.
–
Эти уроки
помогут нам понять, что поэзия – это особый взгляд на мир,
особое восприятие
мира автором. Для чего нам необходимо это? (Чтобы заглянуть в
тайны поэзии.
Эта глава называется «Авторская поэзия: Мастерская
стиха». У каждого мастера
свои секреты творчества, некоторые мы знаем – это рифма,
«онегинская строфа».
Другие секреты раскроем на уроках.)
–
Отправляемся в
мастерскую стиха А. Фета и мастерскую стиха В. Хлебникова.
IV.
Изучение нового материала.
1.
Стихотворение А. Фета «Это утро...».
–
Послушайте
стихотворение А. Фета и представьте лирического героя. Какой он?
1)
Чтение
стихотворения учителем.
–
Так какой же
герой в стихотворении А. Фета? (Лирический герой опьянен
звуками весны,
картинами окружающего мира, которые вызывают в нем восхищение,
наполняют его
взгляд и сердце огромной радостью.)
2)
Работа над
стихотворением.
–
Прочитайте
стихотворение вслух и прислушайтесь к себе.
Чтение
стихотворения учащимися.
–
Что сказал вам
внутренний голос? (Высказывания детей.)
–
Что происходит
с лирическим героем в 1-й и 2-й строфе? (Лирический герой
переживает, смотря
на картины весенней природы.)
–
Перечитайте
3-ю строфу. Где находится герой? (Картина дня сменяется
ночной. Можно
предположить, что герой находится дома. И видим внутренние переживания
лирического героя, связанные с необыкновенным состоянием, которое
вызывает
весенняя природа.)
–
«Шестое»,
поэтическое чувство Фета не только сливает воедино все остальные
ощущения
(зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные), но порой стирает
грани
между ними, особенно между зрением и слухом. Слуховые и зрительные
образы,
гармонично заключая в себе друг друга, сливаются в некое единое целое,
например, «вздох ночной селенья», «этот
крик и вереницы». Как лирический герой
переживает то, что видит? (Очень бурно, восторженно
переживает увиденную
картину весны, звуки.)
–
Какой характер
носят его возгласы: «Это... эта... эта... эти...»? (Возгласы
говорят о
необыкновенной эмоциональности героя, его восхищают именно эти, конкретные,
предметы окружающего мира.)
–
Почему их так
много? (Окружающий мир состоит из огромного количества
предметов.)
–
Случайно ли
то, что именно весна приводит героя в такое состояние? (Не
случайно, так как
в его стихотворении природа неповторима, прекрасна.)
3)
Работа над рифмой
стихотворения.
Составьте
схему
рифмы 1-й строфы.
–
Можно ли эту
строфу разделить на двустишие и четырехстишие? Сохранится ли при этом
смысл
строфы? (Так делить нельзя, потому что по смыслу и по
интонации 1-я строфа
не окончена. Ритм всего стихотворения создается чередованием двух
строчек
парной рифмы с 3-й строкой, которая с ним не рифмуется, но будет
рифмоваться
точно с такой же спокойной по интонации строчкой еще через две
эмоциональные строчки с парной рифмой.)
–
Изобразите
схематично ритм стихотворения. (2:1, 2:1, 2:1 и т. д.)
–
Если бы вы
были композитором, то какую музыку написали, прочитав это
стихотворение? (Радостную,
веселую, торжественную, громкую и т. п.)
Физкультминутка
2.
Стихотворение В. Хлебникова «Заклятие смехом».
1)
Первичное восприятие
стихотворения.
–
Послушайте
стихотворение и ответьте: почему оно так называется?
Чтение
стихотворения учителем.
–
Почему такое
название у стихотворения? (Стихотворение звучит как
заклинание, заклятие: в
нем две части – обращение и «волшебные»
слова.)
2)
Анализ стихотворения.
–
Вспомните
заклятие из «Чудесного путешествия Нильса с дикими
гусями». (Чтение заклинания,
учебник, с. 168.)
–
В какой части
содержится прямое обращение к волшебной силе? Прочитайте. (5
строк.)
–
А где тайные
зашифрованные слова, понятные только волшебникам? Прочитайте. (4
строки.)
–
Разберите
аналогично стихотворение В. Хлебникова. (Стихотворение
Хлебникова также
состоит из двух частей: первая часть – первые 6 строк, вторая
часть – последние
5 строк.)
–
Что заключено
в первой части заклятия? (В первой части – прямой
призыв к смехачам
разразиться смехом, который повторяется три раза: «О,
рассмейтесь, смехачи!»,
«О, засмейтесь, смехачи!», «О, засмейтесь
усмеяльно!». Есть также и одно
обращение непосредственно к самому смеху – с просьбой
разразиться: «О, иссмейся
рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!»)
–
Как смеются
смехачи? (Смехачи не просто смеются, но могут рассмеяться,
засмеяться,
смеянствовать смеяльно, засмеяться усмеяльно, то есть выясняется, что
они
владеют всеми возможными и известными видами смеха на Земле.)
–
Чем является
смех для смехачей? (Смех смехачей – это какое-то
самостоятельное, очень
сложное по составу богатство: это достояние «рассмешищ
надсмеяльных», которое
обладает способностью «иссмеяться рассмеяльно».)
–
Как же должно
сработать это заклятие? Прочитайте его текст. (Заклинающему
надо знать
особые зашифрованные слова, понятные только волшебному миру, ведь
только
волшебный мир может придать силу словам заклятия! Такими в
стихотворении
Хлебникова являются слова из второй части: «Смейево, смейево,
/ Усмей, осмей,
смешики, смешики, / Смеюнчики, смеюнчики». Этих слов
– три строчки; слова
«смейево», «смешики» и
«смеюнчики» повторяются в них по два раза.)
–
Есть ли шанс
исполниться просьбе заклинателя? (В «Заклятии
смехом» есть еще две строчки,
где просьба-заклинание повторяется: «О, рассмейтесь, смехачи!
/ О, засмейтесь,
смехачи!». Теперь у нее (у этой просьбы) есть шанс
исполниться.)
–
Сравните с
заклятием Нильса, что общего? (Заклятие Нильса заканчивается
точно так же:
после зашифрованных слов идут еще две строчки, где герой пытается
осуществить
свою просьбу: поменяться ростом с тем объектом, к которому обращается в
заклятии, – в данном случае это утенок Юкси.)
Вывод:
Велимир Хлебников был очень хорошо знаком с мифологическими
представлениями
народов мира, с законами народного творчества, с особенностями
построения
такого жанра, как заклятие.
–
Кто такие
«смехачи»? (Рассуждения детей.)
–
Какие умения
подвластны только им? Почему? (Смех – это нечто
магическое, фантастическое,
обладающее необыкновенной волшебной силой.)
–
Корень слова
понятен? А суффикс? Сравните: тягач, пугач, трепач, толкач,
ткач... (Суффикс
-ач означает действующее лицо или предмет,
производящий действие.)
–
Так кто же
такие смехачи? (Смехачи – это те, кто производит
действие смеха, то есть
смеются. Смехачи – это те, в чьем распоряжении находятся все
виды смеха, это
владельцы смеха».)
–
Сколько же
оттенков смеха упомянуто в заклятье? (Высказывания детей.)
–
Чем
различаются эти оттенки? Обратите внимание на разницу значений
приставок: рас-,
за-, над-, у-, ис-. (Смех – это то, что
получается, когда смехач
рассмеется, засмеется, надсмеется («рассмешища», то
есть смеховые зрелища,
названы «надсмеяльными», а смеячи –
«надсмейными»), когда он иссмеется («О,
иссмейся...»), когда он будет смеяться
«усмеяльно».)
–
Назовите
эмоционально-смысловые оттенки смеха. (Приставка рас- придает
оттенок
распахнутости смеху: рассмеяться можно от всей души, легко,
непринужденно,
свободно. Приставка за- обнаруживает другой оттенок смысла: указывает
на время
действия, а именно на его начало («засмейся!»
– это «начни смеяться!»), причем
начало действия, которое носит более вынужденный характер. Приставка над-
означает направленность действия на кого-то: надсмеяться можно лишь над
кем-то
(или чем-то). Приставка uс- в данном случае означает продолжительность
действия
и его исступленный характер: «иссмеяться» может
означать неистово и долго
смеяться, дойдя в этом смехе до конца. Приставка у- в данном случае
(смеяться
«усмеяльно», «усмейный»
смех) ассоциируется с усмешкой, то есть означает
тонкий ироничный смех, смех едва заметный, связанный не с внешней яркой
реакцией на что-то происходящее, а с внутренним ироничным отношением к
этому
происходящему, которое может быть почти незаметно окружающим.)
Вывод:
употребление разных приставок обнаруживает огромную гамму возможностей,
которой
обладает смех: он может быть только что начавшимся, а может быть
продолжительным и исчерпывающим, может быть непосредственным и
великодушным, а
может быть недобрым (раз над кем-то), или громким и открытым, или едва заметным.
А
если вы к тому
же почувствуете разницу в значениях суффиксов (особенно во второй части
заклятия), – вам нет равных ни в поэзии, ни в волшебстве!
–
Определите
значения слов во второй части стихотворения:
«смейево», «смешики»,
«смеюнчики»;
разницу значений слов «смехачи» и
«смеячи».
–
Представьте
то, что обозначают эти слова, в виде образов. («Смешики»
– это такие
небольшие существа в этом царстве смеха, «дети
смеха»; это такие легкомысленные
хихикалки, которые «прыскают» по пустякам и т. д.
«Смеюнчики» – маленькие
размером.)
–
А чем
смеюнчики по характеру, по манере поведения отличаются от смешиков? (Высказывания
детей.)
–
Что же такое
«смейево»? («Смейево»
– более сложный образ. Это может быть и нечто вроде
содружества всех смехов, некоего братства. Это может быть и единичный
образ
какого-то солидного смеха.)
Слова
«усмей»,
«осмей» можно тоже воспринимать не как глаголы в
повелительном наклонении, а
как образы. Усмей (от «усмехаться») представляется
длинным и тоненьким
усмехающимся существом. Осмей (от «осмеять» что-то
или кого-то) – степенным и
надменным и т. д.
–
В чем разница
в значениях слов
«смехачи» и «смеячи»? (Разное
звучание и различен вид этих слов, но здесь суффикс один и тот же -ач:
cмex-ач-и, смей-ач-и).
–
Какой характер
слов «смехач» и «смеяч»? (Разный
характер у слов «смехач» и
«смеяч»:
напористость, нахрапистость, грубоватость в первом случае и некая
округлость,
гибкость, кокетливая привлекательность, а может быть, вертлявость,
увертливость
– во втором.)
3.
Международная выставка «Необычный
взгляд на мир».
Самое
время
сходить на международную выставку «Необычный взгляд на
мир», отыскать там
картины русских художников: «Василий Блаженный»
Аристарха Лентулова и «Два
овала» Василия Кандинского. Рассмотрите картины художников.
1)
Вступительное слово
учителя.
Аристарх
Васильевич Лентулов
(1882–1943), российский живописец. В
1910-е годы стремился, используя
традиции лубка и иконы, придать живописи национальный характер.
Василий
Васильевич Кандинский
(1866–1944), русский живописец и график,
один из основоположников и
теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных
композиций,
построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий. Кандинский
происходил
из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские годы
путешествовал с
родителями по странам Европы и по России. В 1871 году семья осела в
Одессе,
здесь будущий художник закончил гимназию. В 1885–1893 годах
(с перерывом в
1889–1891 годах) учился на юридическом факультете Московского
университета. В
1889 году ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии,
где
углубленно изучал древнерусскую иконопись и народное творчество. Ритм,
эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных
композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с
чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных
ландшафтов.
2)
Беседа по картинам
художников.
–
Создается ли у
вас впечатление, что храм на картине Лентулова необыкновенно пестрый и
красочный? Назовите цвета и сочетания цветов. (Учащиеся
называют яркие цвета
и сочетания цветов, благодаря которым храм воспринимается как пестрый и
красочный.)
–
А кажется, что
он колышущийся и словно живой? (Необычность изображения.
Художник
деформирует, искажает объемы храма, смещает плоскости: стены храма
косые,
кривые, наезжающие друг на другa, храм как будто не дописан или не
достроен.)
–
В чем смысл
такой художественной манеры? (Художник создает не
фотографически точное
изображение храма, ему важно, чтобы у нас осталось от него яркое
впечатление,
чтобы мы воспринимали его не только как яркий и красочный, но и как
живой,
одухотворенный, дышащий, раскачивающийся.)
–
А есть
впечатление колокольного звона? (Впечатление движущихся
плоскостей (стены
храма как будто ходят ходуном) и звучности цветовых контрастов,
цветовой
насыщенности и звонкости может быть дополнено воображаемым звуковым
впечатлением: стены колышутся от звона и гула колоколов.)
–
Теперь
рассмотрим картину Кандинского. Какие миры вам видятся, когда вы
смотрите на
«Два овала»: океанские глубины с рыбами, медузами,
осьминогами? Космические
высоты с инопланетянами? Другие? (Высказывания детей.
Объяснение необычного
мира, изображенного на картине.)
V.
Итог уроков.
–
Что
понравилось на уроке?
–
Что нового узнали
о поэзии?
Домашнее
задание:
составить рассказ по одной из
картин художника (по выбору учащихся).