Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 4–6.
Цели:
познакомиться с новым жанром – гимном,
сравнив античный гимн, посвященный Природе, и Государственный гимн
России;
рассмотреть два полотна – болгарскую икону «Святой
Димитрий» и картину
Петрова-Водкина «Купание красного коня».
Оборудование:
изображения герба, флага России, физическая карта России, картины
природы.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Введение в тему.
Учитель.
Мы
начинаем изучение шестой главы. Рассмотрите шмуцтитул. Прочитайте
название.
(«Планета поэзии. От великого до малого».)
Предположите,
о
чем и что будем читать в этой главе? (Поэзия может говорить
не только о
внутреннем мире лирического героя, не только о глубоко интимном чувстве
любви и
переживаниях, о красоте
природы, но и о
любви к Отечеству, об исторически значительных событиях – о
войне, о мире.)
В
календаре
очень много праздников.
Я
хочу, чтобы вы
вспомнили день 12 декабря. Какой праздник отмечает наша страна в этот
день? (День
Конституции.)
–
Что такое
Конституция? (Основной закон государства, в котором прописаны
все права и
обязанности граждан.)
–
Каждое
развитое государство имеет свою Конституцию, а что еще отличает одно
государство от множества других? (Символы.)
–
Мы, жители
России, обязаны знать символы нашего государства. Назовите их. (Герб,
флаг,
гимн.)
О
России петь – что стремиться в Храм
По лесным горам – полевым
коврам...
О России петь – что весну
встречать,
Что невесту ждать, что
утешить мать...
О России петь – что тоску
забыть,
Что любовь любить, что
бессмертным быть.
И.
Северянин
III.
Изучение нового материала.
1.
Анализ гимнов.
Тема
нашего
урока «Древний и современный гимн».
?
Самостоятельное чтение гимнов учащимися.
?
Чтение учителем статьи (с. 5).
?
Работа в группах.
Дети
работают в группах, у каждой группы таблица, которую необходимо
заполнить.
Сравните
два гимна: современный
российский и древнегреческий (древнегреческий вам уже знаком).
Древнегреческий
гимн |
Современный
российский гимн | |
1 | 2 | |
1.
К кому обращен каждый из этих гимнов? | ||
Обращение
к великой природе, которая превыше всех богов | Обращение
к России, то есть к Родине, к Отечеству | |
2.
Сравните первые строфы в обоих гимнах. Есть
ли сходство в их построении? | ||
Повторяющееся
обращение к природе в первых двух строчках и вывод-утверждение о ее
могуществе в последней строке | В
первых двух строчках – обращение к России, а в последних двух
– вывод-утверждение о ее могуществе | |
Вывод.
Построение и содержание первых двух строчек греческого и российского
гимнов сходны: таковы особенности древнейшего жанра – гимна | ||
3.
Чему посвящены первые две строчки в каждом гимне? | ||
Непосредственное,
повторяющееся обращение к природе, перед которой сразу же преклоняются
и которой сразу же изъясняются в любви. «Владетельный
демон» означает «всем владеющее божество» | Повторяющееся
обращение к России. В первой строчке перед Россией преклоняются, а во
второй – объясняются в любви | |
4.
Обратите внимание на слова «священная» и
«держава» в российском гимне. Найдите
однокоренные им слова в древнегреческом гимне | ||
Святая Державный | Священная Держава | |
5.
Сравните выделенные слова и выражения в обоих гимнах. Обнаруживается
ли сходство? О чем оно свидетельствует? | ||
«Всемудрость»,
«мудрая» | «Предками
данная мудрость» | |
«Ты
одна лишь из всех» | «Одна
ты» |
|
«Всех
укрощая, сама никому не подвластна» | «Могучая
воля» |
|
«Ты
на земле, под землей, в небесах и на море владычишь» | «От
южных морей до полярного края / Раскинулись наши леса и поля» | |
Окончание
табл.
1 | 2 |
«Древняя
с опытом многим» | «Предками
данная мудрость...» |
«Мать
и отец ты всему» | «Хранимая
Богом» |
6.
Если древний гимн – это гимн Природе, то современный гимн
– это гимн... |
|
Гимн
Природе | Обращение
к Отечеству, прославление Отечества |
Вывод.
Построение двух гимнов схоже: начало – обращение к силе,
которая стоит над человеком, затем – прославление этой силы,
в финале – вывод о ее могуществе. Задача гимна –
прославить кого-то или что-то |
–
Какой характер носят слова, которыми
пользуется Сергей Михалков? (Сравни: страна = держава; сильная
= могучая;
Родина = Отчизна; будущие = грядущие...)
(Михалков пользуется
словами, которые мы называем возвышенными, в каждом из них есть оттенок
торжественности, их почти невозможно употреблять в обыденной речи.)
–
Какие знаки
препинания преобладают в тексте гимна? Почему? (В тексте
российского гимна
четыре раза использован знак тире и семь раз –
восклицательный знак. Частое
обращение к тире вызвано необходимостью создать впечатление
распахнутости,
пространственности, простора, шири, величия: после тире обязательно в
речи
предполагается пауза, а на письме – некое незаполненное
пространство.
Преобладание восклицательных знаков свидетельствует о желании создать
особую
возвышенную интонацию, придать тексту повышенную эмоциональность и
патетику.)
–
Какие чувства
предполагает вызвать в нас поэт? (Поэт хочет вызвать в нас
чувство
восхищения своим Отечеством, чувство гордости за него и за себя,
поскольку мы
также являемся его частью.)
–
Вам
приходилось испытывать подобные чувства? (Высказывания детей.)
–
В каких
случаях исполняется Государственный гимн России? (В особо
торжественных
случаях, в ознаменование каких-либо важных событий, в праздничные дни,
в честь
побед и достижений на соревнованиях, каждый день по радио в 6.00 и в
полночь.)
Физкультминутка
2.
«Софийская галерея».
Слово
учителя.
Посмотрите в «Софийской галерее» икону
«Святой Димитрий», а в Третьяковской
галерее – картину Кузьмы Петрова-Водкина «Купание
красного коня».
«Купание
красного коня» (1912). Вначале картина была задумана как
жанровая сценка
купания коней на Волге при закате солнца, которую однажды увидел
художник около
Хвалынска. Но в 1911–1912 годах произошла встреча
Петрова-Водкина с искусством,
которое произвело на него сильнейшее впечатление. Именно в это время он
увидел
в Москве в частных собраниях первые расчищенные иконы XIV–XV
веков. Встреча с
древнерусскими иконами была для него озарением, заставившим изменить
первоначальный замысел полотна и его композицию. Центром ее стал
пылающий,
огнеподобный конь, вызывающий в памяти образы Георгия Победоносца на
многих
древнерусских иконах. В картине он прозвучал как символ могучей воли,
благородства и энергии.
Образ
коня в
русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. В
образно-поэтическом строе славянской мифологии конь был советчиком и
спасителем
человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое
значил.
Вначале конь мыслился рыжим, но потом рыжий цвет, доведенный до предела
и
очищенный от какого-либо взаимодействия с другими цветами, становится
красным.
Художник
отказался от линейной перспективы, его красный конь как будто наложен
на
изображение озера. И зрителю кажется, что красный конь и всадник
находятся как
бы уже и не в картине, а перед ней – перед зрителем и перед самим полотном.
В
этом
произведении К. Петров-Водкин стремился не столько передать цвет того
или иного
предмета, сколько через цвет выявить смысл изображаемого.
Поэтому
конь на
переднем плане – красный, другие кони вдали –
розовый, буланый и белый.
Воскрешая и восстанавливая традиции древнерусской иконописи, К.
Петров-Водкин
пишет свою картину звонко, чисто, сталкивая цвета, а не смешивая их.
Пламенеющий красный цвет коня, бледная золотистость юношеского тела,
пронзительно синие воды, розоватый песок, свежая зелень кустов
– все на этом
полотне служит и неожиданности композиции, и самим живописным приемам
мастера.
Картина
К.
Петрова-Водкина поразила и юного Сергея Есенина, который в 1919 году
написал
своего «Пантократора» под двойным впечатлением
– и от картины, и от стихов Р.
Ивнева. А еще через несколько лет он вспомнит:
Я
теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя, иль ты
приснилась мне,
Словно я весенней
гулкой ранью
Проскакал на розовом
коне.
Святой
Димитрий, или Димитрий
Солунский, как и Георгий Победоносец (Чудотворец), был героем. Но своим
копьем
он поражает не змея, а нечестивого и злого царя Калояна.
–
Чем похожи
икона и картина? (Сходство композиций: Димитрий на коне и
юноша тоже на
коне; оба едут слева направо; кони одинаково развернуты в левый
профиль; у
коней одинаково поднята правая передняя нога, а остальные ноги
одинаково
«срезаны»: на иконе – границей между
коричневато-зеленоватой «землей» и
желтовато-золотистым основным фоном, а на картине – нижней
горизонталью самого
холста. Сходство цветового решения: конь и там, и здесь –
красный; гармония
красного, желтовато-золотистого и сине-зеленого в обоих случаях.
Цветовая гамма
и там, и здесь одинаково празднична и нарядна.)
Вывод.
Открытие красоты и величия древнерусской иконной живописи и красоты
родной
земли было воспринято К. Петровым-Водкиным и нашло выражение в картине
«Купание
красного коня»
–
В юноше на
красном коне есть черты сходства со Святым Димитрием? (Лицо
юноши на картине
Петрова-Водкина своей чистотой напоминает лики святых. Впечатление
чистоты
усиливается оттого, что юноша изображен обнаженным на фоне воды. В его
руке нет
копья, но это не мешает созданию в целом героического впечатления:
монументальный красный конь воспринимается как сказочный или былинный
персонаж,
как величественный волшебный помощник, способный оказать услугу юному
герою в
самой страшной битве. Мощь коня, его сдержанная сила и огромная
внутренняя
энергия как раз и подчеркиваются хрупкостью всадника, его мечтательной
отрешенностью, словно он пребывает в особом внутреннем мире.)
IV.
Итог урока.
–
Подумайте,
какой общей идеей связаны гимны с иконой и картиной Петрова-Водкина? (Их
связывает глубокое чувство любви к красоте природы, к Отечеству, их
воспевание,
восхваление и прославление.)
Домашнее
задание:
выучить наизусть гимн Российской
Федерации.