twitter ВКонтакте facebook

ДРЕВНИЙ И СОВРЕМЕННЫЙ ГИМН

Страницы учебника: 4–6.

Цели: познакомиться с новым жанром – гимном, сравнив античный гимн, посвященный Природе, и Государственный гимн России; рассмотреть два полотна – болгарскую икону «Святой Димитрий» и картину Петрова-Водкина «Купание красного коня».

Оборудование: изображения герба, флага России, физическая карта России, картины природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

Учитель. Мы начинаем изучение шестой главы. Рассмотрите шмуцтитул. Прочитайте название. («Планета поэзии. От великого до малого».)

Предположите, о чем и что будем читать в этой главе? (Поэзия может говорить не только о внутреннем мире лирического героя, не только о глубоко интимном чувстве любви и переживаниях, о  красоте природы, но и о любви к Отечеству, об исторически значительных событиях – о войне, о мире.)

В календаре очень много праздников.

Я хочу, чтобы вы вспомнили день 12 декабря. Какой праздник отмечает наша страна в этот день? (День Конституции.)

– Что такое Конституция? (Основной закон государства, в котором прописаны все права и обязанности граждан.)

– Каждое развитое государство имеет свою Конституцию, а что еще отличает одно государство от множества других? (Символы.)

– Мы, жители России, обязаны знать символы нашего государства. Назовите их. (Герб, флаг, гимн.)

                   О России петь – что стремиться в Храм

                   По лесным горам – полевым коврам...

                   О России петь – что весну встречать,

                   Что невесту ждать, что утешить мать...

                   О России петь – что тоску забыть,

                   Что любовь любить, что бессмертным быть.

И. Северянин

III. Изучение нового материала.

1. Анализ гимнов.

Тема нашего урока «Древний и современный гимн».

? Самостоятельное чтение гимнов учащимися.

? Чтение учителем статьи (с. 5).

? Работа в группах.

Дети работают в группах, у каждой группы таблица, которую необходимо заполнить.

Сравните два гимна: современный российский и древнегреческий (древнегреческий вам уже знаком).

Древнегреческий гимн

Современный российский гимн

1

2

1. К кому обращен каждый из этих гимнов?

Обращение к великой природе, которая превыше всех богов

Обращение к России, то есть к Родине, к Отечеству

2. Сравните первые строфы в обоих гимнах.

Есть ли сходство в их построении?

Повторяющееся обращение к природе в первых двух строчках и вывод-утверждение о ее могуществе в последней строке

В первых двух строчках – обращение к России, а в последних двух – вывод-утверждение о ее могуществе

Вывод. Построение и содержание первых двух строчек греческого и российского гимнов сходны: таковы особенности древнейшего жанра – гимна

3. Чему посвящены первые две строчки в каждом гимне?

Непосредственное, повторяющееся обращение к природе, перед которой сразу же преклоняются и которой сразу же изъясняются в любви. «Владетельный демон» означает «всем владеющее божество»

Повторяющееся обращение к России. В первой строчке перед Россией преклоняются, а во второй – объясняются в любви

4. Обратите внимание на слова «священная» и «держава» в российском гимне.

Найдите однокоренные им слова в древнегреческом гимне

Святая

Державный

Священная

Держава

5. Сравните выделенные слова и выражения в обоих гимнах.

Обнаруживается ли сходство? О чем оно свидетельствует?

«Всемудрость», «мудрая»

«Предками данная мудрость»

«Ты одна лишь из всех»

«Одна ты»

«Всех укрощая, сама никому не подвластна»

«Могучая воля»

«Ты на земле, под землей, в небесах и на море владычишь»

«От южных морей до полярного края / Раскинулись наши леса и поля»


Окончание табл.

1

2

«Древняя с опытом многим»

«Предками данная мудрость...»

«Мать и отец ты всему»

«Хранимая Богом»

6. Если древний гимн – это гимн Природе, то современный гимн – это гимн...

Гимн Природе

Обращение к Отечеству, прославление Отечества

Вывод. Построение двух гимнов схоже: начало – обращение к силе, которая стоит над человеком, затем – прославление этой силы, в финале – вывод о ее могуществе. Задача гимна – прославить кого-то или что-то

– Какой характер носят слова, которыми пользуется Сергей Михалков? (Сравни: страна = держава; сильная = могучая; Родина = Отчизна; будущие = грядущие...) (Михалков пользуется словами, которые мы называем возвышенными, в каждом из них есть оттенок торжественности, их почти невозможно употреблять в обыденной речи.)

– Какие знаки препинания преобладают в тексте гимна? Почему? (В тексте российского гимна четыре раза использован знак тире и семь раз – восклицательный знак. Частое обращение к тире вызвано необходимостью создать впечатление распахнутости, пространственности, простора, шири, величия: после тире обязательно в речи предполагается пауза, а на письме – некое незаполненное пространство. Преобладание восклицательных знаков свидетельствует о желании создать особую возвышенную интонацию, придать тексту повышенную эмоциональность и патетику.)

– Какие чувства предполагает вызвать в нас поэт? (Поэт хочет вызвать в нас чувство восхищения своим Отечеством, чувство гордости за него и за себя, поскольку мы также являемся его частью.)

– Вам приходилось испытывать подобные чувства? (Высказывания детей.)

– В каких случаях исполняется Государственный гимн России? (В особо торжественных случаях, в ознаменование каких-либо важных событий, в праздничные дни, в честь побед и достижений на соревнованиях, каждый день по радио в 6.00 и в полночь.)

Физкультминутка

2. «Софийская галерея».

Слово учителя. Посмотрите в «Софийской галерее» икону «Святой Димитрий», а в Третьяковской галерее – картину Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня».

«Купание красного коня» (1912). Вначале картина была задумана как жанровая сценка купания коней на Волге при закате солнца, которую однажды увидел художник около Хвалынска. Но в 1911–1912 годах произошла встреча Петрова-Водкина с искусством, которое произвело на него сильнейшее впечатление. Именно в это время он увидел в Москве в частных собраниях первые расчищенные иконы XIV–XV веков. Встреча с древнерусскими иконами была для него озарением, заставившим изменить первоначальный замысел полотна и его композицию. Центром ее стал пылающий, огнеподобный конь, вызывающий в памяти образы Георгия Победоносца на многих древнерусских иконах. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии.

Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно. В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил. Вначале конь мыслился рыжим, но потом рыжий цвет, доведенный до предела и очищенный от какого-либо взаимодействия с другими цветами, становится красным.

Художник отказался от линейной перспективы, его красный конь как будто наложен на изображение озера. И зрителю кажется, что красный конь и всадник находятся как бы уже и не в картине, а перед ней – перед зрителем и перед  самим полотном.

В этом произведении К. Петров-Водкин стремился не столько передать цвет того или иного предмета, сколько через цвет выявить смысл изображаемого.

Поэтому конь на переднем плане – красный, другие кони вдали – розовый, буланый и белый. Воскрешая и восстанавливая традиции древнерусской иконописи, К. Петров-Водкин пишет свою картину звонко, чисто, сталкивая цвета, а не смешивая их. Пламенеющий красный цвет коня, бледная золотистость юношеского тела, пронзительно синие воды, розоватый песок, свежая зелень кустов – все на этом полотне служит и неожиданности композиции, и самим живописным приемам мастера.

Картина К. Петрова-Водкина поразила и юного Сергея Есенина, который в 1919 году написал своего «Пантократора» под двойным впечатлением – и от картины, и от стихов Р. Ивнева. А еще через несколько лет он вспомнит:

                            Я теперь скупее стал в желаньях.

                            Жизнь моя, иль ты приснилась мне,

                            Словно я весенней гулкой ранью

                            Проскакал на розовом коне.

Святой Димитрий, или Димитрий Солунский, как и Георгий Победоносец (Чудотворец), был героем. Но своим копьем он поражает не змея, а нечестивого и злого царя Калояна.

– Чем похожи икона и картина? (Сходство композиций: Димитрий на коне и юноша тоже на коне; оба едут слева направо; кони одинаково развернуты в левый профиль; у коней одинаково поднята правая передняя нога, а остальные ноги одинаково «срезаны»: на иконе – границей между коричневато-зеленоватой «землей» и желтовато-золотистым основным фоном, а на картине – нижней горизонталью самого холста. Сходство цветового решения: конь и там, и здесь – красный; гармония красного, желтовато-золотистого и сине-зеленого в обоих случаях. Цветовая гамма и там, и здесь одинаково празднична и нарядна.)

Вывод. Открытие красоты и величия древнерусской иконной живописи и красоты родной земли было воспринято К. Петровым-Водкиным и нашло выражение в картине «Купание красного коня»

– В юноше на красном коне есть черты сходства со Святым Димитрием? (Лицо юноши на картине Петрова-Водкина своей чистотой напоминает лики святых. Впечатление чистоты усиливается оттого, что юноша изображен обнаженным на фоне воды. В его руке нет копья, но это не мешает созданию в целом героического впечатления: монументальный красный конь воспринимается как сказочный или былинный персонаж, как величественный волшебный помощник, способный оказать услугу юному герою в самой страшной битве. Мощь коня, его сдержанная сила и огромная внутренняя энергия как раз и подчеркиваются хрупкостью всадника, его мечтательной отрешенностью, словно он пребывает в особом внутреннем мире.)

IV. Итог урока.

– Подумайте, какой общей идеей связаны гимны с иконой и картиной Петрова-Водкина? (Их связывает глубокое чувство любви к красоте природы, к Отечеству, их воспевание, восхваление и прославление.)

Домашнее задание: выучить наизусть гимн Российской Федерации.