twitter ВКонтакте facebook

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА В СТИХОТВОРЕНИИ М. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО»

Страницы учебника: 7–11.

Цель: показать, что языком лирики можно говорить и о переживаниях лирического героя, и о высоких патриотических чувствах.

Оборудование: репродукции картин, отражающих данную тему (П. Е. Заболотский «Старый солдат», «Бородинский бой»; В. В. Верещагин «Конец Бородинского боя»; С. Герасимов «М. И. Кутузов под Бородином»; панорама Ф. Рубо «Бородинская битва».

Ход урока

I. Организационный момент.

           Да, были люди в наше время,

           Могучее, лихое племя:

           Богатыри – не вы.

II. Постановка целей урока.

– Почему эти строчки повторяются в стихотворении два раза? (Выражают гордость за поколение воинов и вместе с тем сожаление о погибших в сражении.)

– Кто является рассказчиком в стихотворении? (Старый, бывалый солдат – участник сражения.)

– Сегодня нам предстоит разобраться, как выглядит «дядя» – герой, от лица которого ведется рассказ, его возраст, характер.

– Подумайте, какова роль автора в этом стихотворении. (Автор выступает в роли молодого солдата, который хочет узнать о подвигах русского народа, услышать правдивое описание Бородинского сражения.)

– Каково общее настроение стихотворения? (Торжественное, гордое.)

III. Работа по теме урока.

1. Выразительное чтение стихотворения детьми (наизусть по желанию).

2. Характеристика героев стихотворения.

– Каким вы себе представляете «дядю»? (Простодушный, благородный, храбрый, правдивый рассказчик, преданный Родине солдат, мужественный.)

– Найдите и прочитайте отрывки, которые помогают нам дать характеристику «дяде». (Во время сражения он был молод, ведь о других солдатах говорит: «Ворчали старики»; он был человек из народа, необразованный, так как в его речи много простонародных выражений: «тут как тут», «что толку в этакой безделке?», «ну ж был денек», «постой-ка, брат мусью»; храбрый: «досадно было, боя ждали».)

– Прочитайте рассказ старого солдата. Какие картины вам представляются? (Армия отступает, на лицах солдат грусть, сожаление; большое поле, солдаты строят укрепление, готовятся к бою; сражение; ночь; тяжелый бой, гибель полковника, рукопашный бой; вечером русские считают потери.)

– Каков личный вклад старого солдата в этом сражении? Прочитайте. («Забил снаряд я в пушку туго...»)

– Можно назвать нашего героя хорошим рассказчиком? (Да, хорошо описал обстановку сражения, эмоционален, рассказал кратко и об отступлении, и о героях, и о месте сражения.)

Вывод. Перед нами панорама Бородинского сражения, рассказчику удалось передать настроения и переживания участников, накал битвы, создать зрительные и слуховые образы.

– Как вы думаете, почему рассказ получился именно таким? (Бывалый солдат как бы заново был погружен в атмосферу сражения и снова пережил досаду от отступления, отвагу и смелость, решительность во время боя, уважение к полковнику и восхищение его подвигом, гордость за своих товарищей, готовых сложить головы за свободу родины.)

– Прочитайте, как бывалый солдат относится к своему поколению и как он называет молодое поколение.

– Сделайте вывод. (Восхищается подвигом своего поколения и испытывает разочарование и досаду по отношению к нынешнему.)

IV. Обобщение изученного материала.

– За что упрекает молодой воин бывалого солдата? (Москва отдана французам, русская армия отступила.)

– Как солдат ответил на этот упрек? (Бывалый солдат с гордостью говорит о славных людях – богатырях, сравнивает их с поколением молодых солдат, называя  «нынешним племенем».)

– Какими качествами, по вашему мнению, обладали солдаты-богатыри 1812 года? (Патриотизм, готовность отдать жизнь за родину, решительность, мужество, воинское братство, гордость.)

1. Слово о поэте (готовят учитель и ученик).

М. Ю. Лермонтов прожил короткую жизнь, но успел написать столько замечательных произведений! С некоторыми из них вы уже знакомы: «Парус», «Утро» и др.

Лермонтов писал стихи, поэмы, драмы. Его роман «Герой нашего времени» вы будете читать в старших классах.

Лермонтов очень много читал, знал наизусть множество стихов русских и иностранных поэтов. Среди них он выделял Байрона и особенно любил А. С. Пушкина.

Стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели Пушкина, сделало Лермонтова известным. Но по воле судьбы он сам погиб на дуэли всего через четыре года. Было Лермонтову тогда 26 лет.

2. Работа в группах.

Задание: из списка предложенных качеств личности выбрать те, которые были присущи воинам русской армии, и карточки с их названиями  прикрепить на доску.

Храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.

Оценивание.

Рефлексия: все эти качества необходимы и вам, чтобы добиться своей цели в жизни, осуществить свою мечту, быть готовым в любую минуту защитить родину.

V. Итог урока.

– О себе М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина» написал так:

           Люблю отчизну я,

           Но странною любовью!..

Попробуйте объяснить. (Высказывания детей.)

Вывод. Стихотворение М. Лермонтова «Бородино» – поэтическая летопись сражения, в центре которой не сама битва, а люди, их поведение, душевное состояние, отношение к происходящему, подвиг.

Домашнее задание: проиллюстрировать стихотворение М. Лермонтова «Бородино».