Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 12–18.
Цели:
познакомиться с блоком стихотворений
В. Берестова, воссоздать эпоху военного детства лирического героя;
показать его
судьбу на фоне крупных исторических событий; рассмотреть картины Кузьмы
Петрова-Водкина «Смерть комиссара», «1919
год. Тревога», «Селедка».
Оборудование:
выставка работ учащихся.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Вступительное слово учителя.
Чтение
учителем статьи учебника (с. 12).
III.
Изучение нового материала.
1.
Чтение учителем стихотворения «Прогулки с
Чуковским».
–
Как вы
думаете, Валентин Берестов и его лирический герой в этом стихотворении
совпадают? (Нет, это воспоминание о прошлом, воспоминание
грустное и очень
дорогое одновременно. Лирическому герою, от лица которого читается
текст, 14
лет: это, безусловно, сам Берестов, но в подростковой поре. Поэту же
Берестову
явно уже много – он смотрит на себя, подростка, со стороны,
называя себя в
последних строчках «этот хилый мальчишка».)
–
К. Чуковский –
тот самый Корней Чуковский, который написал
«Мойдодыра», «Телефон»,
«Тараканище»? Или поэт рассказывает нам вымышленную
историю?
–
Как это можно
проверить? Внимательно изучите «Историческую
справку» и посчитайте, в каком
году Берестову было 14 лет, а Чуковскому – 60. Валентин
Берестов родился в 1928
году, а Корней Иванович Чуковский – в 1882 году. Великая
Отечественная война
продолжалась с 1941 по 1945 год. Подсчитайте. (1942 год
– второй год Великой
Отечественной войны. Поэт очень точен: он указывает нам точный год,
пусть и
иносказательно, указав май. Все это говорит о том, что история,
рассказанная в
стихотворении, – не вымышленная, а подлинная, реальная.)
–
Рассмотрите
фотографию Чуковского, обратите внимание на картинку к стихотворению.
Представляете
ли вы, как выглядел Чуковский? Верно ли описание поэта, которое есть в
стихотворении Берестова? (Описание верное. В годы войны К. И.
Чуковский уже
старик, тогда как В. Берестов – подросток.)
–
Почему сначала
рассказ ведется от первого лица («Мне четырнадцать
лет»), а в самом конце поэт
говорит о своем герое в третьем лице: «Этот хилый
мальчишка»? (Мы выяснили,
что стихотворение носит автобиографический характер. Вначале
повествование
ведется от лица 14-летнего мальчика, то есть от лица лирического героя.
В
середине стихотворения становится понятным, что это воспоминание:
«Завтра утром
меня он помчится спасать. / А пока он покажет, как надо
писать». То есть уже в
середине стихотворения между лирическим героем и поэтом Берестовым
появляется
дистанция. В конце уже откровенно обозначается временная дистанция
между
лирическим героем и поэтом-повествователем: о лирическом герое
говорится уже в
третьем лице: «Этот хилый мальчишка», а тот вывод,
которым заканчивается стихотворение («О поэзия!
Души людей береди...»), не может принадлежать подростку, он
может быть сделан
только очень зрелым поэтом, который с чувством благодарности вспоминает
своего
учителя – учителя не только в поэтическом ремесле, но в
жизни.)
–
Прочитайте
последние три строчки стихотворения. Неужели поэзии можно приписывать
такую
большую роль в жизни людей? (Обсуждение последних трех
строчек
стихотворения. Высказывания детей.)
Вывод.
Искусство – это такая великая сила, которая сплачивает людей,
побуждает их
сочувствовать и помогать друг другу, совместно восхищаться великими
произведениями и находить в этом красоту, силу и мужество жить.
–
Можете теперь
объяснить, почему и лирический герой, и сам поэт Берестов относятся к
событию –
разговору с Чуковским – как к драгоценности? (Ответы
детей.)
Несмотря
на трагедию и невзгоды войны, обрушившиеся на страну, несмотря на
личные
переживания, которые связывают двух поэтов (скорбь о сыне и об отце),
оба они
являются пленниками великого искусства. Оно сообщает им вдохновение,
дает
надежду и желание жить и писать стихи. Чуковский не абстрактно
объясняет юному
поэту законы стихосложения, но погружает его в музыку стиха, окутывает
его
волшебной силой, которая исходит от гениального поэта.
2.
Чтение стихотворений «Сиротская
зима», «В эвакуации».
Чтение
учителем текста учебника
(с. 13).
–
Поделитесь
впечатлениями от стихов. (Лирический герой тоскует не только
по московской
зиме, со снегом, он тоскует по счастливому времени, которое осталось
очень
далеко: это счастливое время как раз пришлось на его детство.)
–
Стихи носят
автобиографический характер. Как Чуковский спас мальчика? (Будучи
очень
известным и знаменитым, Чуковский помог семье Берестовых эвакуироваться
из
Москвы.)
–
Чем занимается
поэт в эвакуации? Прочитайте стихотворение «А как мы фронту
помогали?».
3.
Самостоятельное чтение стихотворения
«А как мы фронту помогали?».
–
В чем
заключалась помощь фронту? (Борьба с сорняками.)
4.
Работа в группах.
Выполнить
анализ
стихотворений по вопросам учебника (с. 14–16).
5.
Отчет групп о проделанной работе.
6.
Работа с «лентой времени».
На
доске:
1812 | | 1941 |
–
Посмотрите на «ленту времени». Что
вам известно об истории России в период с 1812 г. по 1941 г.? Какие
исторические события приходятся на этот период? (Образование
Красной армии,
СССР, Гражданская война, Первая мировая война и т. д.)
7.
«Русский музей».
Учитель.
Отправимся в «Русский музей», рассмотрим картины
К. Петрова-Водкина
«Смерть комиссара», «1919 год.
Тревога», «Селедка».
–
Можно ли
рассказать о жизни людей в конкретный исторический период истории? (Ответы
детей.)
–
Что вам
известно об этом тревожном времени?
–
Рассмотрите
картину «Смерть комиссара». Куда смотрит умирающий
комиссар? (Комиссар
смотрит вслед уходящему отряду.)
–
Каким чувством
проникнут его прощальный взгляд? (У него очень сложное
выражение лица: он
как будто прислушивается к себе, к тому, что жизнь уходит, и вместе с
тем в его
взгляде есть какая-то сосредоточенность, воплощено последнее волевое
усилие и
сожаление, что он уже не может встать, не может следовать за
товарищами. Правая
рука его по-прежнему сжимает винтовку.)
–
Создается ли
впечатление, что земля, которую защищают эти люди, круглая? Почему
художник
создает именно такой образ земли? (Впечатление круглой земли
создается целым
рядом приемов: самим взглядом художника несколько сверху вниз; тем, что
земля
(как ее изображает художник) от нижнего горизонтального края картины
вглубь
холста как будто приподнимается, из горизонтальной поверхности
превращается
почти в вертикальную (поэтому фигурка упавшего бойца как будто
скатывается по горке);
к тому же диагональ, пересекающая изображение слева направо, постепенно
закругляется в правой части картины.)
–
Художник
создает именно такой образ земли, – не простой. Почему? (С
одной стороны,
возможно, потому, что земля как будто живая для художника, дышащая,
вспучивающаяся от напряжения... С другой стороны, земля – это
не нечто
абстрактное, но что-то родное, обозримое, присвоенное, круглое: это
родная
земля, и художник ищет какую-то метафору, какой-то образ, чтобы это
подчеркнуть.)
–
Внимательно
рассмотрите картину «Тревога». Как вы думаете, что
происходит в данный момент
за окном? (Проходят отряды красноармейцев; бегут в смятении
люди, поскольку
в город входят отряды врага; бесконечная стрельба, разрывы снарядов и
т. д.)
–
Как художнику удается передать напряжение, в котором находятся члены
семьи?
Ощущается ли физически медленное протекание времени? (Напряжение
передается
прежде всего через застывшие позы людей: отец напряженно вглядывается в
темное
ночное окно, явно пытаясь разобрать, что же именно происходит. Мать
застыла,
прижимая к себе старшую дочь, и с тревогой смотрит на отца, как будто
прислушивается. Девочка тоже застыла, безжизненно опустив ручки и
сжимая в
левой руке игрушку. Малютка спит в колыбели, что также подчеркивает
общую атмосферу
всеобщего молчания и напряженной тишины.)
IV.
Итог урока.
–
Откройте
шмуцтитул к главе 6, найдите и назовите предметы, которые говорят о
1812, 1918,
1941 годах.
–
Как они
расположены?
–
Символом чего
является вставленная в центр иллюстрация? (Счастливое мирное
детство.)
Чтение
учителем стихотворения
«Мир».
–
Назовите значения слова «мир».
Происхождение
мира |
Звёздные
миры |
Чемпион
мира |
Мир
звуков |
МИР
|
Научный
мир |
Жизнь | Заключить
мир |
Жить
в мире |
–
Какое значение имеет в виду автор? (Жизнь.)
–
Поэт снова мечтает о будущем, в
котором война – всего лишь детская игра. Верите ли вы в
возможность такого
будущего для человечества? (Высказывания, рассуждения детей.)
Домашнее
задание:
подготовить выразительное чтение
стихов, посвященных определенной исторической теме.