twitter ВКонтакте facebook

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СТИХОТВОРЕНИЙ В. БЕРЕСТОВА «ПРОГУЛКИ С ЧУКОВСКИМ», «СИРОТСКАЯ ЗИМА», «В ЭВАКУАЦИИ», «А КАК МЫ ФРОНТУ ПОМОГАЛИ?», «МИР»

Страницы учебника: 12–18.

Цели: познакомиться с блоком стихотворений В. Берестова, воссоздать эпоху военного детства лирического героя; показать его судьбу на фоне крупных исторических событий; рассмотреть картины Кузьмы Петрова-Водкина «Смерть комиссара», «1919 год. Тревога», «Селедка».

Оборудование: выставка работ учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Чтение учителем статьи учебника (с. 12).

III. Изучение нового материала.

1. Чтение учителем стихотворения «Прогулки с Чуковским».

– Как вы думаете, Валентин Берестов и его лирический герой в этом стихотворении совпадают? (Нет, это воспоминание о прошлом, воспоминание грустное и очень дорогое одновременно. Лирическому герою, от лица которого читается текст, 14 лет: это, безусловно, сам Берестов, но в подростковой поре. Поэту же Берестову явно уже много – он смотрит на себя, подростка, со стороны, называя себя в последних строчках «этот хилый мальчишка».)

– К. Чуковский – тот самый Корней Чуковский, который написал «Мойдодыра», «Телефон», «Тараканище»? Или поэт рассказывает нам вымышленную историю?

– Как это можно проверить? Внимательно изучите «Историческую справку» и посчитайте, в каком году Берестову было 14 лет, а Чуковскому – 60. Валентин Берестов родился в 1928 году, а Корней Иванович Чуковский – в 1882 году. Великая Отечественная война продолжалась с 1941 по 1945 год. Подсчитайте. (1942 год – второй год Великой Отечественной войны. Поэт очень точен: он указывает нам точный год, пусть и иносказательно, указав май. Все это говорит о том, что история, рассказанная в стихотворении, – не вымышленная, а подлинная, реальная.)

– Рассмотрите фотографию Чуковского, обратите внимание на картинку к стихотворению. Представляете ли вы, как выглядел Чуковский? Верно ли описание поэта, которое есть в стихотворении Берестова? (Описание верное. В годы войны К. И. Чуковский уже старик, тогда как В. Берестов – подросток.)

– Почему сначала рассказ ведется от первого лица («Мне четырнадцать лет»), а в самом конце поэт говорит о своем герое в третьем лице: «Этот хилый мальчишка»? (Мы выяснили, что стихотворение носит автобиографический характер. Вначале повествование ведется от лица 14-летнего мальчика, то есть от лица лирического героя. В середине стихотворения становится понятным, что это воспоминание: «Завтра утром меня он помчится спасать. / А пока он покажет, как надо писать». То есть уже в середине стихотворения между лирическим героем и поэтом Берестовым появляется дистанция. В конце уже откровенно обозначается временная дистанция между лирическим героем и поэтом-повествователем: о лирическом герое говорится уже в третьем лице: «Этот хилый мальчишка», а тот вывод, которым заканчивается стихотворение («О поэзия! Души людей береди...»), не может принадлежать подростку, он может быть сделан только очень зрелым поэтом, который с чувством благодарности вспоминает своего учителя – учителя не только в поэтическом ремесле, но в жизни.)

– Прочитайте последние три строчки стихотворения. Неужели поэзии можно приписывать такую большую роль в жизни людей? (Обсуждение последних трех строчек стихотворения. Высказывания детей.)

Вывод. Искусство – это такая великая сила, которая сплачивает людей, побуждает их сочувствовать и помогать друг другу, совместно восхищаться великими произведениями и находить в этом красоту, силу и мужество жить.

– Можете теперь объяснить, почему и лирический герой, и сам поэт Берестов относятся к событию – разговору с Чуковским – как к драгоценности? (Ответы детей.)

Несмотря на трагедию и невзгоды войны, обрушившиеся на страну, несмотря на личные переживания, которые связывают двух поэтов (скорбь о сыне и об отце), оба они являются пленниками великого искусства. Оно сообщает им вдохновение, дает надежду и желание жить и писать стихи. Чуковский не абстрактно объясняет юному поэту законы стихосложения, но погружает его в музыку стиха, окутывает его волшебной силой, которая исходит от гениального поэта.

2. Чтение стихотворений «Сиротская зима», «В эвакуации».

Чтение учителем текста учебника (с. 13).

– Поделитесь впечатлениями от стихов. (Лирический герой тоскует не только по московской зиме, со снегом, он тоскует по счастливому времени, которое осталось очень далеко: это счастливое время как раз пришлось на его детство.)

– Стихи носят автобиографический характер. Как Чуковский спас мальчика? (Будучи очень известным и знаменитым, Чуковский помог семье Берестовых эвакуироваться из Москвы.)

– Чем занимается поэт в эвакуации? Прочитайте стихотворение «А как мы фронту помогали?».

3. Самостоятельное чтение стихотворения «А как мы фронту помогали?».

– В чем заключалась помощь фронту? (Борьба с сорняками.)

4. Работа в группах.

Выполнить анализ стихотворений по вопросам учебника (с. 14–16).

5. Отчет групп о проделанной работе.

6. Работа с «лентой времени».

На доске:

1812

 

1941

– Посмотрите на «ленту времени». Что вам известно об истории России в период с 1812 г. по 1941 г.? Какие исторические события приходятся на этот период? (Образование Красной армии, СССР, Гражданская война, Первая мировая война и т. д.)

7. «Русский музей».

Учитель. Отправимся в «Русский музей», рассмотрим картины К. Петрова-Водкина «Смерть комиссара», «1919 год. Тревога», «Селедка».

– Можно ли рассказать о жизни людей в конкретный исторический период истории? (Ответы детей.)

– Что вам известно об этом тревожном времени?

– Рассмотрите картину «Смерть комиссара». Куда смотрит умирающий комиссар? (Комиссар смотрит вслед уходящему отряду.)

– Каким чувством проникнут его прощальный взгляд? (У него очень сложное выражение лица: он как будто прислушивается к себе, к тому, что жизнь уходит, и вместе с тем в его взгляде есть какая-то сосредоточенность, воплощено последнее волевое усилие и сожаление, что он уже не может встать, не может следовать за товарищами. Правая рука его по-прежнему сжимает винтовку.)

– Создается ли впечатление, что земля, которую защищают эти люди, круглая? Почему художник создает именно такой образ земли? (Впечатление круглой земли создается целым рядом приемов: самим взглядом художника несколько сверху вниз; тем, что земля (как ее изображает художник) от нижнего горизонтального края картины вглубь холста как будто приподнимается, из горизонтальной поверхности превращается почти в вертикальную (поэтому фигурка упавшего бойца как будто скатывается по горке); к тому же диагональ, пересекающая изображение слева направо, постепенно закругляется в правой части картины.)

– Художник создает именно такой образ земли, – не простой. Почему? (С одной стороны, возможно, потому, что земля как будто живая для художника, дышащая, вспучивающаяся от напряжения... С другой стороны, земля – это не нечто абстрактное, но что-то родное, обозримое, присвоенное, круглое: это родная земля, и художник ищет какую-то метафору, какой-то образ, чтобы это подчеркнуть.)

– Внимательно рассмотрите картину «Тревога». Как вы думаете, что происходит в данный момент за окном? (Проходят отряды красноармейцев; бегут в смятении люди, поскольку в город входят отряды врага; бесконечная стрельба, разрывы снарядов и т. д.)

– Как художнику удается передать напряжение, в котором находятся члены семьи? Ощущается ли физически медленное протекание времени? (Напряжение передается прежде всего через застывшие позы людей: отец напряженно вглядывается в темное ночное окно, явно пытаясь разобрать, что же именно происходит. Мать застыла, прижимая к себе старшую дочь, и с тревогой смотрит на отца, как будто прислушивается. Девочка тоже застыла, безжизненно опустив ручки и сжимая в левой руке игрушку. Малютка спит в колыбели, что также подчеркивает общую атмосферу всеобщего молчания и напряженной тишины.)

IV. Итог урока.

– Откройте шмуцтитул к главе 6, найдите и назовите предметы, которые говорят о 1812, 1918, 1941 годах.

– Как они расположены?

– Символом чего является вставленная в центр иллюстрация? (Счастливое мирное детство.)

Чтение учителем стихотворения «Мир».

– Назовите значения слова «мир».

Происхождение мира

Звёздные миры

Чемпион мира

Мир звуков

МИР             

Научный мир

Жизнь

Заключить мир

Жить в мире

– Какое значение имеет в виду автор? (Жизнь.)

– Поэт снова мечтает о будущем, в котором война – всего лишь детская игра. Верите ли вы в возможность такого будущего для человечества? (Высказывания, рассуждения детей.)

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихов, посвященных определенной исторической теме.