twitter ВКонтакте facebook

Тайны мира природы и способ жизни древнего человека

Цели: формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы; развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства и умение связно выражать свои впечатления.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков учащихся на тему «Каким я представляют себе хозяина леса: похож ли он на образ, созданный Врубелем?».

III. Подготовка к восприятию.

Слово учителя.

– В древности люди поклонялись животным и растениям, считая их своими родственниками и даже прародителями. Они были уверены, что Часть всегда сохраняет силу Целого, например  отдельная веточка и медвежья лапа сохраняют силу, присущую всему дереву и целому медведю.

Имя (или название) каждого зверя, растения и человека – это тоже их часть, а значит, обладает и душой, и силой.

– Сегодня мы будем работать с «Картинной галереей». Откройте в «Картинной галерее» Зал 1 и найдите картинку из Бестиария «Адам даёт имена животным». Для древнего человека дать имя – это священный обряд.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по картине «Адам даёт имена животным».

– Рассмотрите картину.

– Что скажете? (Звери, которые «только что» были сотворены Богом из земли, выстроились в очередь к Адаму, который даёт им имена. Силуэты животных лишь слегка подцвечены: окраску и все остальные качества они получат после того, как Адам произнесёт их имена, то есть обозначит тем самым, кто есть кто.)

– Понаблюдайте: есть ли среди животных хоть одно, которому уже дали имя? (Это белочка. Она уже ярко окрашена и повёрнута навстречу всем остальным животным.)

– Ребята, обратите внимание: в руках у Адама свиток – это листы Божественной Книги Жизни, в которой есть имена для всего, что сотворил Бог.

– Эта картинка «Адам даёт имена животным» из Бестиария.

– Что такое Бестиарий, нам поможет узнать консультант Баба Яга в разделе «Совет консультантов» на с. 148.

Дети читают объяснение.

2. Работа с картинками, на которых изображены фантастические звери.

– А теперь найдите здесь же, в Зале 1, картинки с изображением фантастических зверей: гидры, онокентавра, мантикоры.

– Нашим консультантом будет Кентавр Хирон в разделе «Совет консультантов» на с. 150.

– Рассмотрите эти картинки и прочитайте у Кентавра Хирона к ним объяснение.

Дети работают самостоятельно.

– Почему фантазия людей, живших в древности, так свободно соединяла в одном существе части, принадлежащие разным породам птиц и животных? (Древний человек не различал часть и целое: часть обладала для него таким же большим смыслом, как и целое. А раз часть мыслилась как нечто отдельное, самостоятельное, у неё предполагалась и своя жизнь: она могла соединяться с другими частями в другое целое.)

– Почему такие фантастические звери считались самыми непобедимыми? (Поскольку часть являлась полноценным представителем целого, значит, зверь, состоящий из частей разных животных и птиц, обладал мощью и способностями всех этих животных и птиц.)

3. Чтение обращения автора учебника Н. А. Чураковой на с. 13 учебника.

Помощники-консультанты Баба Яга (с. 147) и Кентавр Хирон (с. 150–151) в разделе «Совет консультантов».

– Как вы думаете, какие деревья считались тотемными у древних славян? (Дуб, яблоня.)

– А бывают ли в наше время случаи особого отношения к дереву? (Разъяснение даёт консультант Баба Яга (с. 147) в разделе «Совет консультантов».)

– Вы уже знаете, что в древности люди считали животных и растения своими предками. Конечно, у разных народов разные звери и разные деревья считались прародителями, то есть тотемами.

– А вы знаете, от кого себя считали происходящими древние славяне? (От медведя. Вспомните сказку «Морозко», где герой превращается в Медведя и наоборот. Ещё вариант: сказка «Финист – ясный сокол» и т. д.)

– Считалось, что тот, кто побывал внутри (в брюхе) у тотемного зверя, зарядился его силой, совершенно непобедим. В древности верили в возможность превращения человека в зверя, птицу, дерево и обратно.

V. Итог урока.

– Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

– Что вас особенно заинтересовало?

– На следующем уроке вы узнаете, какой ещё жанр устного народного творчества является древнейшим.

Спасибо за работу на уроке.