Follow @Pyccstudy |
Цели:
формировать
общее представление о мифе как способе жизни
древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы;
развивать
речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства и
умение
связно выражать свои впечатления.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выставка
рисунков учащихся на тему «Каким я представляют себе
хозяина леса: похож ли он на образ, созданный Врубелем?».
III.
Подготовка к восприятию.
Слово
учителя.
–
В древности люди поклонялись животным
и растениям, считая их своими родственниками и даже прародителями. Они
были
уверены, что Часть всегда сохраняет силу Целого, например отдельная веточка и
медвежья лапа сохраняют
силу, присущую всему дереву и целому медведю.
Имя
(или название) каждого зверя,
растения и человека – это тоже их часть, а значит, обладает и
душой, и силой.
–
Сегодня мы будем работать с
«Картинной галереей». Откройте в
«Картинной галерее» Зал 1 и найдите картинку
из Бестиария «Адам даёт имена животным». Для
древнего человека дать имя – это
священный обряд.
IV.
Работа по теме урока.
1.
Работа по картине
«Адам даёт имена
животным».
–
Рассмотрите
картину.
–
Что скажете? (Звери,
которые «только что» были сотворены Богом из земли,
выстроились в очередь к
Адаму, который даёт им имена. Силуэты животных лишь слегка подцвечены:
окраску
и все остальные качества они получат после того, как Адам произнесёт их
имена,
то есть обозначит тем самым, кто есть кто.)
–
Понаблюдайте:
есть ли среди животных хоть одно, которому уже дали имя? (Это
белочка. Она
уже ярко окрашена и повёрнута навстречу всем остальным животным.)
–
Ребята,
обратите внимание: в руках у Адама свиток – это листы
Божественной Книги Жизни,
в которой есть имена для всего, что сотворил Бог.
–
Эта картинка
«Адам даёт имена животным» из Бестиария.
–
Что такое
Бестиарий, нам поможет узнать консультант Баба Яга в разделе
«Совет
консультантов» на с. 148.
Дети
читают объяснение.
2.
Работа с картинками,
на которых изображены
фантастические звери.
–
А теперь
найдите здесь же, в Зале 1, картинки с изображением фантастических
зверей:
гидры, онокентавра, мантикоры.
–
Нашим
консультантом будет Кентавр Хирон в разделе «Совет
консультантов» на с. 150.
–
Рассмотрите
эти картинки и прочитайте у Кентавра Хирона к ним объяснение.
Дети
работают самостоятельно.
–
Почему
фантазия людей, живших в древности, так свободно соединяла в одном
существе
части, принадлежащие разным породам птиц и животных? (Древний
человек не
различал часть и целое: часть обладала для него таким же большим
смыслом, как и
целое. А раз часть мыслилась как нечто отдельное, самостоятельное, у
неё
предполагалась и своя жизнь: она могла соединяться с другими частями в
другое
целое.)
–
Почему такие
фантастические звери считались самыми непобедимыми? (Поскольку
часть
являлась полноценным представителем целого, значит, зверь, состоящий из
частей
разных животных и птиц, обладал мощью и способностями всех этих
животных и птиц.)
3.
Чтение обращения
автора учебника Н. А.
Чураковой на с. 13 учебника.
Помощники-консультанты
Баба Яга (с. 147) и Кентавр Хирон (с. 150–151) в разделе
«Совет консультантов».
–
Как вы
думаете, какие деревья считались тотемными у древних славян? (Дуб,
яблоня.)
–
А бывают ли в
наше время случаи особого отношения к дереву? (Разъяснение
даёт консультант
Баба Яга (с. 147) в разделе «Совет консультантов».)
–
Вы уже знаете,
что в древности люди считали животных и растения своими предками.
Конечно, у
разных народов разные звери и разные деревья считались прародителями,
то есть
тотемами.
–
А вы знаете,
от кого себя считали происходящими древние славяне? (От
медведя. Вспомните
сказку «Морозко», где герой превращается в Медведя
и наоборот. Ещё вариант:
сказка «Финист – ясный сокол» и т. д.)
–
Считалось, что
тот, кто побывал внутри (в брюхе) у тотемного зверя, зарядился его
силой,
совершенно непобедим. В древности верили в возможность превращения
человека в
зверя, птицу, дерево и обратно.
V.
Итог урока.
–
Пригодятся ли
вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
–
Что вас особенно
заинтересовало?
–
На следующем
уроке вы узнаете, какой ещё жанр устного народного творчества является
древнейшим.
Спасибо
за
работу на уроке.