Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить с лирикой периода Великой
Отечественной войны (стихотворение Александра Твардовского
«Рассказ танкиста»,
других поэтов); помочь учащимся проникнуться настроением военной
поэзии,
увидеть великую трагедию народа и его несгибаемую силу, веру в победу.
Оборудование:
запись песни «Священная война» (музыка А.
Александрова, слова В.
Лебедева-Кумача); выставка книг по теме «Военная
лирика».
Примечание.
На уроке могут звучать песни военных
лет.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Звучит
песня «Священная война» (музыка А. Александрова,
слова В. Лебедева-Кумача).
Учитель.
Эта песня написана 22 июня 1941 года, в первый день войны. Каждое ее
слово
звало людей на борьбу, поднимало в бой, чтобы дать отпор фашистам.
Говорят:
когда грохочут пушки, музы молчат, но от первого дня до последнего не
умолкал
голос поэтов.
II.
Объявление темы урока.
–
Рассмотрите
книги, представленные на выставке.
–
Прочитайте
имена авторов и названия книг. (Выставка составлена из книг
по теме: «Лирика
военных лет».)
–
Что объединяет
все эти книги? (Это стихи о Великой Отечественной войне.)
III.
Выразительное чтение стихотворений.
–
Кто из авторов
вам знаком? Какие стихи о войне вы знаете?
Чтение
стихотворений наизусть.
IV.
Актуализация опорных знаний.
Война
– это
смерть, страдание, страх, ужас. Объясните, почему поэты и писатели
пишут о ней.
(Показать великую трагедию народа, рассказать о героях, о вере
в победу.)
Люди! Покуда сердца стучатся,
помните,
Какою ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Р.
Рождественский
–
Расскажите о
подвигах, совершенных во время войны. (Высказывания детей.)
V.
Изучение нового материала.
1.
Вступительное слово учителя.
Дети
и война –
самое скорбное сочетание, какое только можно себе представить.
Тяжелейшие
испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод,
страх
потерять родных или самим потеряться. Были дети, которые проявили себя
стойкими
патриотами. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, – особая
страница в истории
Великой Отечественной войны.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
–
Назовите героев войны, которые вам
известны. (Ответы детей.)
–
А неизвестных
героев было гораздо больше. О подвиге одного из них рассказал А.
Твардовский,
который сам прошел войну с первых ее дней до победы. Ему знакома судьба
солдата, поэтому, когда читаешь его стихи о войне, ярко представляешь
картины
боев, подвиги.
Сегодня
мы будем
читать его стихотворение «Рассказ танкиста».
2.
Первичное чтение стихотворения
учителем.
РАССКАЗ
ТАНКИСТА
Был трудный бой. Всё нынче как
спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет
десяти – двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках
прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину
обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами – не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шел
бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из
башен,
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут
угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, – столько всяких
дыр.
И вдруг к машине подбежал парнишка:
– Товарищ командир, товарищ
командир!
Я
знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
– Да где же, где?.. – А дайте я
поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что
ж, бой не ждет. – Влезай сюда, дружище!
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
Подъехали.
– Вот здесь. – И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Я
вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал: – Спасибо,
хлопец.
И
руку, как товарищу, пожал...
Был
трудный бой. Всё нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
–
Что
представлялось вам, когда слушали стихотворение? (Ответы
детей.)
3.
Самостоятельная работа.
–
Прочитайте
стихотворение самостоятельно.
–
Отметьте
описание боя.
–
Подчеркните
слова, которые передают действия танкистов. (Катим, заходим в
тыл, полный
газ даем, вмяли в чернозем.) На эти слова при чтении падает
логическое ударение.
–
Прочитайте
начало и конец стихотворения. С каким чувством надо читать эти строки? (С
сожалением.)
–
Почему? (Ответы
детей.)
4.
Проверка самостоятельной работы.
–
Прочитайте о
самых опасных моментах боя. (Разведка немецкой пушки, минуты
разговора с командиром
танка, во время движения танка к пушке: «Стоит парнишка
– мины, пули свищут, и
только рубашонка пузырем».)
–
Расскажите о
характере мальчика. (Мужественный, бесстрашный, настоящий
патриот.) Докажите
словами из текста.
5.
Словарная работа.
Все
нынче, как спросонку
– бой вспоминается как страшный
невероятный сон.
Гвоздит
– бьет изо всех сил.
Расчет
– группа солдат, обслуживающих пушку.
Катим
вчетвером
– командир, радист-пулеметчик,
механик-водитель, мальчик.
6.
Выразительное чтение стихотворения.
–
Какой показана война в стихотворении
Твардовского? (Война – тяжелая, страшная работа,
где нужна смелость,
сообразительность и упорство.)
VI.
Итог урока.
–
О ком это стихотворение? (О
неизвестном безымянном герое.)
–
Почему рассказчик не может себе
простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут? (Ответы
детей.)
В
исполнении учащегося звучит
стихотворение М. Исаковского:
Могила неизвестного
солдата
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но
здесь остановись,
Могиле
этой дорогой
Всем
сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый
иль пастух,
Навек
запомни; здесь лежит
Твой
самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он
сделал все, что мог:
Себя
в бою не пожалел,
А
Родину сберег.