twitter ВКонтакте facebook

Урок 59 (1) ЧТО ТАКОЕ ПЬЕСА (на примере феерии М. Метерлинка «Синяя Птица»)

Страницы учебника: 20–22.

Цели: познакомить с новым жанром литературы – пьесой; рассмотреть ее структуру; учить читать  пьесу по ролям.

Оборудование: портрет М. Метерлинка, выставка книг писателя «Жизнь пчел», «Жизнь муравьев», фонограмма – «Вальс» Г. В. Свиридова.

Ход урока

I. Организационный момент.

               Под Рождество, под Рождество,

               Когда снежинок полотно

               Земле добавит белизны,

               Приходят сказочные сны.

               Не стой в раздумье на пороге,

               Тебе открыты все дороги:

               Налево песни звонко льются,

               Там губы сами запоют.

               Пойдешь направо – там смеются,

               А прямо – сказки оживут.

Звучит фонограмма: «Вальс» Г. В. Свиридова.

II. Постановка целей урока.

– Вы знаете, что накануне Рождества обязательно происходят удивительные события и замечательные знакомства. Хотите стать участниками обыкновенного чуда – «открытия» нового произведения и его автора?

III. Изучение нового материала.

1. Лексическая работа.

– Прочитайте название главы (с. 19 «Мир драмы. Где искать автора?»).

– Какие слова вам не понятны?

Драма (от греч. drama – действие) – род литературы. Основу драмы, как на это указывает изначальный смысл слова, составляет действие: объективное изображение жизни через события, поступки, столкновения героев, борьбу, то есть через явления, составляющие внешний мир. Драма предстает в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты и в форме диалога. Драма в узком смысле слова – пьеса с острым конфликтом.

2. Работа по учебнику (с. 20).

– Прочитайте название произведения. Подумайте, почему оба слова в названии написаны с заглавной буквы? (Слово «Синяя» в данном случае не обозначает лишь цвет птицы.)

– Вспомните, в каких оборотах речи говорится о синей птице? («Искать синюю птицу», «Синяя птица счастья». Возможно, что в произведении говорится о поиске счастья.)

3. Рассказ об авторе.

Морис Метерлинк родился 29 августа 1862 года в Бельгии, в г. Генте, в семье нотариуса, изучал юриспруденцию в Париже, да так и остался верен Франции на всю жизнь. Писал на французском языке. Создал несколько сборников стихов, пьесы. В произведениях Метерлинка исследуются тайны духа человеческого, трагизм повседневности, обреченность человека перед силами смерти, беды, одиночества. Его пьесы наполняет символическая поэтика как протест против приземленности, излишней натуралистичности, царившей в литературе того времени. Но в то же время Метерлинк был очень талантлив, писал о любви и смерти так проникновенно, что его пьесы были приняты читателями. За свой литературный труд Морис Метерлинк в 1911 году получил высшую мировую награду в области литературы – Нобелевскую премию. Его перу принадлежат также и книги наблюдений за природой: «Жизнь пчел», «Жизнь муравьев» и мемуары. Умер писатель во Франции, в г. Ницца, 5 мая 1949 года.

«Синяя Птица» – так называется произведение Метерлинка.

Это вершина творчества Метерлинка, самая лучшая и известная его вещь, написанная в 1908 году. Пьеса-сказка проникнута верой в доброту и силу человека.

4. Работа по учебнику (продолжение).

– Что означает слово «феерия»?

Феерия (фр. feerie, от fee – фея, волшебница): 1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII веке; 2) цирковое представление с использованием различных эффектов.

– Чем текст пьесы (драмы) принципиально отличается от текста рассказа или сказки? Он создан для чтения?

– Из каких разных частей он состоит?

– Откройте начало пьесы – первый разворот текста «Синей Птицы». Что вы сразу заметили? (Особенность пьесы (драмы) в том, что текст делится на действия, а внутри действий есть отдельные картины, каждая картина имеет свое название, которое указывает место, где будет происходить действие или данная часть действия.)

– Сколько предполагается действий и сколько картин в этой пьесе? (6 действий, 12 картин.)

– Особенно сильное воздействие драма оказывает в том случае, если она ставится в театре, где актеры своим искусством придают драматическим персонажам облик живых людей. Перед зрителем предстает сама жизнь, только происходящие на сцене события не случаются, а разыгрываются. Поэтому действующие лица указаны в порядке их выхода на сцену.

– Рассмотрите список действующих лиц. Назовите сказочных героев. (Души Часов, Душа Света и др.)

– Морис Метерлинк сумел оживить вещи, наделить персонажей сказочными чертами, заставил читателя фантазировать. Произведение пронизано верой в человека. Какими вы себе представляете Душу Часов, Душу Кошки, Душу Пса? (Высказывания детей.)

– Для чего нужен текст, набранный мелким шрифтом, который предшествует собственно высказываниям действующих лиц? (Особенностью драматического произведения – пьесы – является то, что драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру, поэтому необходимы авторские указания, то есть ремарки.)

– Что такое «ремарка»?

Ремарка (от франц. remarque – замечание, примечание) – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.

– Полистайте текст пьесы. Отыщите начало второй, третьей и четвертой картины, найдите авторские ремарки.

– Вернемся к началу первой картины и полистаем текст именно первой картины.

– Ремарки представлены в двух вариантах: набранные мелким шрифтом, они располагаются между высказываниями героев, и,  набранные курсивом и помещенные в скобки, они следуют сразу за именами героев пьесы, но перед их высказываниями. Подумайте, что означают каждые из них? Приведите примеры. (Они обозначают те действия, которые совершают герои, например: «хлопает в ладоши» или «Дети встают, бегут к окну...»; указывают на выражение лица или эмоциональные реакции героев, например: «в ужасе», «вне себя от радости», «вдруг вспылив»; указывают на те внешние шумы, которыми сопровождается действие, например: «стук в дверь».)

Вывод. Автор не имеет другой возможности, кроме ремарок, говорить от себя – главная особенность пьесы в том, что основной текст состоит из высказываний (диалогов) действующих лиц, которые общаются между собой прямо на наших глазах. Основной текст пьесы – это прямая речь.

Физкультминутка

5. Чтение пьесы по ролям (с. 20–22).

– Как будем читать пьесу? Распределим роли.

IV. Итог урока.

– С каким жанром литературы познакомились на уроке?

– Расскажите о структурных особенностях пьесы.

Домашнее задание: нарисовать хижину дровосека, Тильтиля, Митиль; подготовиться читать картину первую по ролям.