Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 20–22.
Цели:
познакомить с новым жанром литературы
– пьесой; рассмотреть ее структуру; учить читать пьесу по ролям.
Оборудование:
портрет М. Метерлинка, выставка книг писателя «Жизнь
пчел», «Жизнь муравьев»,
фонограмма – «Вальс» Г. В. Свиридова.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Под Рождество, под Рождество,
Когда снежинок полотно
Земле добавит белизны,
Приходят сказочные сны.
Не
стой в раздумье на пороге,
Тебе открыты все дороги:
Налево песни звонко льются,
Там губы сами запоют.
Пойдешь направо – там смеются,
А прямо – сказки оживут.
Звучит
фонограмма: «Вальс» Г. В.
Свиридова.
II.
Постановка целей урока.
–
Вы знаете, что
накануне Рождества обязательно происходят удивительные события и
замечательные
знакомства. Хотите стать участниками обыкновенного чуда –
«открытия» нового
произведения и его автора?
III.
Изучение нового материала.
1.
Лексическая работа.
–
Прочитайте
название главы (с. 19 «Мир драмы. Где искать
автора?»).
–
Какие слова
вам не понятны?
Драма
(от греч. drama – действие) –
род литературы. Основу драмы, как на это указывает изначальный смысл
слова,
составляет действие: объективное изображение жизни через события,
поступки,
столкновения героев, борьбу, то есть через явления, составляющие
внешний мир.
Драма предстает в качестве живого, развертывающегося в настоящем
времени (на
глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты и в форме
диалога. Драма
в узком смысле слова – пьеса с острым конфликтом.
2.
Работа по учебнику
(с. 20).
–
Прочитайте
название произведения. Подумайте, почему оба слова в названии написаны
с
заглавной буквы? (Слово «Синяя» в данном
случае не обозначает лишь цвет
птицы.)
–
Вспомните, в
каких оборотах речи говорится о синей птице? («Искать
синюю птицу», «Синяя
птица счастья». Возможно, что в произведении говорится о
поиске счастья.)
3.
Рассказ об авторе.
Морис
Метерлинк
родился 29 августа 1862 года в Бельгии, в г. Генте, в семье нотариуса,
изучал
юриспруденцию в Париже, да так и остался верен Франции на всю жизнь.
Писал на
французском языке. Создал несколько сборников стихов, пьесы.
В произведениях Метерлинка исследуются тайны духа
человеческого, трагизм
повседневности, обреченность человека перед силами смерти, беды,
одиночества.
Его пьесы наполняет символическая поэтика как протест против
приземленности,
излишней натуралистичности, царившей в литературе того времени. Но в то
же
время Метерлинк был очень талантлив, писал о любви и смерти так
проникновенно,
что его пьесы были приняты читателями. За свой литературный труд Морис
Метерлинк в 1911 году получил высшую мировую награду в области
литературы
– Нобелевскую премию. Его перу принадлежат также и книги
наблюдений за
природой: «Жизнь пчел», «Жизнь
муравьев» и мемуары. Умер писатель во Франции, в
г. Ницца, 5 мая 1949 года.
«Синяя
Птица» –
так называется произведение Метерлинка.
Это
вершина
творчества Метерлинка, самая лучшая и известная его вещь, написанная в
1908
году. Пьеса-сказка проникнута верой в доброту и силу человека.
4.
Работа по учебнику (продолжение).
–
Что означает
слово «феерия»?
Феерия
(фр.
feerie, от fee – фея, волшебница): 1)
жанр
театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются
постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII веке;
2) цирковое
представление с использованием различных эффектов.
–
Чем текст
пьесы (драмы) принципиально отличается от текста рассказа или сказки?
Он создан
для чтения?
–
Из каких
разных частей он состоит?
–
Откройте
начало пьесы – первый разворот текста «Синей
Птицы». Что вы сразу заметили? (Особенность
пьесы (драмы) в том, что текст делится на действия, а внутри действий
есть
отдельные картины, каждая картина имеет свое название, которое
указывает место,
где будет происходить действие или данная часть действия.)
–
Сколько
предполагается действий и сколько картин в этой пьесе? (6
действий, 12
картин.)
–
Особенно
сильное воздействие драма оказывает в том случае, если она ставится в
театре,
где актеры своим искусством придают драматическим персонажам облик
живых людей.
Перед зрителем предстает сама жизнь, только происходящие на сцене
события не
случаются, а разыгрываются. Поэтому действующие лица указаны в порядке
их
выхода на сцену.
–
Рассмотрите
список действующих лиц. Назовите сказочных героев. (Души
Часов, Душа Света и
др.)
–
Морис
Метерлинк сумел оживить вещи, наделить персонажей сказочными чертами,
заставил
читателя фантазировать. Произведение пронизано верой в человека. Какими
вы себе
представляете Душу Часов, Душу Кошки, Душу Пса? (Высказывания
детей.)
–
Для чего нужен
текст, набранный мелким шрифтом, который предшествует собственно
высказываниям
действующих лиц? (Особенностью драматического произведения
– пьесы –
является то, что драматическое произведение принадлежит не только
литературе,
но и театру, поэтому необходимы авторские указания, то есть ремарки.)
–
Что такое
«ремарка»?
Ремарка
(от
франц. remarque – замечание, примечание)
–
авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого
уточняются
место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные
психологические состояния, переживаемые ими.
–
Полистайте
текст пьесы. Отыщите начало второй, третьей и четвертой картины,
найдите
авторские ремарки.
–
Вернемся к
началу первой картины и полистаем текст именно первой картины.
–
Ремарки
представлены в двух вариантах: набранные мелким шрифтом, они
располагаются
между высказываниями героев, и,
набранные курсивом и помещенные в скобки, они следуют
сразу за именами
героев пьесы, но перед их высказываниями. Подумайте, что означают
каждые из
них? Приведите примеры. (Они обозначают те действия, которые
совершают
герои, например: «хлопает в ладоши» или
«Дети встают, бегут к окну...»;
указывают на выражение лица или эмоциональные реакции героев, например:
«в
ужасе», «вне себя от радости»,
«вдруг вспылив»; указывают на те внешние шумы,
которыми сопровождается действие, например: «стук в
дверь».)
Вывод.
Автор не имеет другой возможности, кроме ремарок, говорить от себя
– главная
особенность пьесы в том, что основной текст состоит из высказываний
(диалогов)
действующих лиц, которые общаются между собой прямо на наших глазах.
Основной
текст пьесы – это прямая
речь.
Физкультминутка
5.
Чтение пьесы по ролям
(с.
20–22).
–
Как будем
читать пьесу? Распределим роли.
IV.
Итог урока.
–
С каким жанром
литературы познакомились на уроке?
–
Расскажите о
структурных особенностях пьесы.
Домашнее
задание:
нарисовать хижину дровосека, Тильтиля,
Митиль; подготовиться читать картину первую по ролям.