Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 22–37.
Цель:
обсудить характеры главных героев и
персонажей пьесы; выяснить, воззрения какого героя ближе всего к
авторской
позиции.
Оборудование:
иллюстрации учащихся к первой картине.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выставка
рисунков.
Учитель.
Ребята, что вам понравилось, запомнилось в первой картине? Поделитесь
своими
впечатлениями.
III.
Постановка целей урока.
Учитель.
Сегодня мы продолжим знакомство с пьесой-сказкой. Нам нужно понять
характеры
главных героев и персонажей пьесы.
–
Когда именно (месяц, число, время суток) начинается феерия? (Эта
феерия, как
и события «Щелкунчика» и «Ваньки
Жукова», начинаются в Рождественскую ночь, то
есть ночью 25 декабря. В связи с тем что именно в эту ночь (как считает
христианская традиция) произошло самое настоящее чудо –
рождение Иисуса Христа,
то есть Бога, эта ночь считается святой и волшебной, чудесной. В эту
ночь
возможны самые необыкновенные чудеса.)
–
Какие чудеса произошли в произведении в Рождественскую ночь? (Появилась
Фея,
и произошли волшебные превращения предметов.)
–
Что вы можете сказать о характерах детей? Чем Тильтиль похож на свою
сестренку
и чем отличается от нее? (Тильтиль более смелый и
решительный: он ослушался
родителей и встал ночью, с готовностью согласился на путешествие, более
грубый,
он достаточно резко общается с сестренкой. Сходство
между братом и
сестрой в том, что они – совершенно не завистливые, они умеют
бескорыстно
радоваться празднику других детей, наслаждаться чужим счастьем.)
–
Подтвердите
это словами текста. («Вставай!»,
«Много ты понимаешь!», «Да замолчи
ты!» и
т. д.; он не отдает свою птицу фее: «Я ее не отдам, потому
что она моя», – и
это не жадность, а скорее проявление грубости, собственничества:
Тильтиль не
завистливый и не жадный. Более умный и зрелый, он знает, что богатые
дети не
голодны, что они могут есть, когда захотят, то есть из факта социальных
различий умеет делать выводы.
Митиль
младше. Она – робкая и наивная девочка, которая еще не
понимает, какая пропасть
отделяет ее и ее брата от богатых детей; ее можно назвать
любознательной и
доброй. Она еще слишком мала, чтобы обсуждать какие-то серьезные вещи
со
взрослым человеком.)
Не
случайно Фея разговаривает в основном с Тильтилем и обсуждает с ним все
вопросы
путешествия.
–
Чьи Души присутствуют в произведении? Чьи Души вам понравились? Чьи не
понравились? Подтвердите отрывками из текста. (Души Караваев,
Душа Огня
имеют неприятный внешний вид. Душа Пса открыта, жизнерадостна, Кошка
жеманна и
недоверчива и т. д. Души животных и предметов отличаются не только
внешне, но и
по характеру, они все разные.)
–
Как выглядит Фея? (Старушонка в зеленом платье и красном
чепце. Она горбата,
хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой.)
–
Почему у Феи
Берилюны нет одного глаза? (Ответы детей.)
Вспомните крестного
Дроссельмейера из «Щелкунчика», у него
тоже отсутствовал один глаз: только
у Феи нет левого, а у крестного не было правого глаза.
–
В земной мир
вторгается другой мир – волшебный. Докажите это. (Приметы
волшебного мира –
это мир наоборот. Если для земного мира обычно быть двуглазыми, то для
волшебного – одноглазыми, многоглазыми и т. д. Волшебник уже
в своем внешнем
облике несет приметы принадлежности к волшебному миру.)
–
Почему у Феи
отсутствует именно левый глаз, а у крестного – правый? (Мифологическое
восприятие мира, которое отражается в волшебных сказках, делит мир
строго на
две части – земную и волшебную. Кроме этого, он
противопоставляет все важные
человеческие ориентиры: правое – левое, север – юг,
восток – запад, четное
число – нечетное число, квадрат – круг, мужчина
– женщина, добро – зло и т. д.
Правое в этой логике традиционно считалось правдой, мужским началом, и к нему же относится четное
число и квадрат.
Левое – вымыслом, сказкой, женским началом, и к нему
относится нечетное число и
круг.)
Чтобы
пуститься
в волшебное путешествие, нужно выйти из дома необычно, например в окно:
выйти в
дверь нельзя, потому что попадешь в обычный мир, в земное измерение.
–
Почему алмаз
на волшебной шапочке нужно повернуть справа налево, чтобы обрести
истинное
зрение? (По законам волшебной сказки, левое – это
вымысел, волшебство. В
сказке «Сивка-Бурка» Иванушка влезает в правое ухо,
а выходит в левое – и
происходит волшебство: он становится красавцем-удальцом. А чтобы вновь
стать
младшим братом, Иванушка входит Сивке-Бурке в левое ухо, а выходит из
правого.
В пьесе то же самое: алмаз поворачивается справа налево – из
земного измерения
в волшебное.)
–
Почему разговор с детьми вызывает у Феи Берилюны раздражение и
возмущение? Чем
она недовольна? (Дети не видят истинную сущность вещей и
людей – то есть
самое главное в них.)
–
Для чего Фея
отправляет в путешествие вместе с детьми других героев? (Они
случайно
оказались рядом.)
Раздается
сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком
быстро,
стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб,
Вода,
Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание,
Фея
приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им
гибель в
конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не
менее,
пообещав подобрать каждому подходящий наряд, Фея уводит их всех через
окно.
И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно
спящих
детей.
–
Что такое это истинное зрение? (Оно позволяет увидеть все
таким, каким оно
является на самом деле.)
«Надо
быть
смелым, чтобы видеть скрытое», – говорит Берилюна и
дает Тильтилю зеленую
шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть
«душу вещей». Как
только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее
чудесно
преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу,
бедная
обстановка хижины оживает, появляются Души вещей.
–
Где же в драме
находится автор? (Автора мы «видим» в
ремарках.)
–
Для чего нужны
авторские ремарки? Найдите их в тексте и прочитайте некоторые из них.
Автор
обнаруживает свою позицию, изображая сам процесс действия, делая
зрителя (или
читателя) живым свидетелем происходящего: герои драмы должны
характеризовать
себя своими поступками, речами, вызывать в зрителе сочувствие или
негодование,
уважение или презрение, тревогу или смех и т. д.
–
Автор живет
только в ремарках? Или он высказывает свое отношение к жизни,
присоединяясь к
какому-нибудь из своих героев?
–
К кому же
автор примкнул в первой картине первого действия?
–
Кто из героев
является рупором авторского мнения, авторских представлений о жизни,
авторской
системы ценностей?
–
Кто из героев
в первой картине самый умный, самый знающий? (Это Фея
Берилюна.)
–
Кто из героев
затевает это необыкновенное путешествие – за Синей Птицей,
Птицей счастья? (Это
Фея Берилюна.)
–
Кто из героев
обладает пониманием, что, кроме обыкновенного физического зрения,
человек
должен иметь и истинное, внутреннее зрение? (Фея Берилюна.)
–
Это красивая
идея (про истинное зрение)? Вам она нравится? Возможно ли, чтобы автор
высказал
свою заветную идею, вложив ее в уста феи? (Да, возможно...)
–
Знаете ли вы
другое произведение, где обсуждается проблема особого зрения,
способности
проникать в суть жизни? («Щелкунчик».
Мари разглядела в уродливости
Щелкунчика его необыкновенно богатый внутренний мир.)
IV.
Итог урока.
–
Если бы у вас
было право выбора, Души каких вещей и животных вы отправили бы с детьми
на
поиски Синей Птицы? Почему?
–
Кто вызывает у
вас недоверие? Почему?
–
Почему Фея
Берилюна не заботится о детях? Почему она допустила к путешествию
хитрую Кошку,
фальшивый Сахар, трусливый Хлеб, плаксивую Воду и др.? (Фея
знает, что добро
всегда победит зло.)
Домашнее
задание:
переделать первую картину драмы в
рассказ.