twitter ВКонтакте facebook

В «ЧУЖОМ» МИРЕ СТРАНЫ ВОСПОМИНАНИЙ

Страницы учебника: 38–48.

Цели: увидеть сходство феерии с народной волшебной сказкой; обсудить вопрос о том, почему дети не нашли Птицу счастья в Стране Воспоминаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

               Не стой в стороне равнодушно,

               Когда у кого-то беда.

               Рвануться на выручку нужно

               В любую минуту, всегда.

               И если кому-то, кому-то поможет

               Твоя доброта, улыбка твоя,

               Ты счастлив, что день

           не напрасно был прожит,

               Что годы живешь ты не зря!

 

II. Проверка домашнего задания.

Переделать первую картину драмы в рассказ.

Вывод. При переделке драмы в рассказ теряются характеры героев, требуется вмешательство автора.

III. Постановка целей урока.

Учитель. Сегодня в поисках Синей Птицы мы побываем во Дворце Феи и в Стране Воспоминаний.

IV. Работа по теме урока.

1. Чтение второго действия, картины второй по ролям.

– Как разделились спутники детей: кто им друг, кто враг, а кто может подвести в трудную минуту? (Преданный друг – только Пес. Враждебна Кошка. Хлеб не имеет собственного мнения: то разделяет мнение Пса, то разделяет двуличное мнение Сахара, а значит, Хлеб относится к числу тех, на которых нельзя рассчитывать в трудную минуту. Двуличным и фальшивым является Сахар, который считает, что и Пес прав, и Кошка права. Сахар ведет себя с детьми заискивающе и «слащаво», а значит, на него также нельзя положиться.)

– Кто является предводителем заговора против детей? (Кошка.)

– Чего боится Кошка? (Она напоминает всем, что раньше, «до человека», которого она именует «деспотом», все были свободны, и высказывает опасение, что, завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий и окончательно поработит их. Пес яростно возражает.)

– Почему никто не должен сопровождать Тильтиля и Митиль в Страну Воспоминаний? (Фея призвала Души предметов и животных не мешать детям, проявить деликатность. Дедушка и бабушка живут лишь в памяти детей, Души животных и вещей их не помнят.)

2. Картина третья. Чтение по ролям.

– Отчего в Стране Воспоминаний просыпаются бабушка с дедушкой, дрозд, часы? (Оказывается, что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них, пробуждаются.

«Б а б у ш к а  Т и л ь. Ну вот, всякий раз, как вы о нас подумаете, мы просыпаемся и снова видим вас...».)

Слова бабушки – это волшебное знание, которым обладают покойные бабушка с дедушкой, но которого лишены Тильтиль и Митиль, поскольку они живут на земле, в обыденном мире. Бабушка Тиль даже говорит: «Чудные они там... Ничего-то они не знают!.. И чему их только учат!..», «Дедушка Тиль. Беда с этими живыми! Вечно они куда-то спешат, суетятся», – имея в виду, что там, на земле, люди не знают самого важного: не понимают волшебной силы человеческой памяти, которая способна творить чудеса – оживлять мертвых.

Поскольку Тильтиль вспомнил о часах, у которых он отломал кончик большой стрелки, часы тоже ожили: Тильтиль оживил их в своем воображении, представил их, и они тут же появились. То же самое случилось и с дроздом. «Митиль. А вон старый дрозд!.. Он еще поет?..»

– Права ли оказалась Фея, которая сказала детям об их бабушке и дедушке: «Раз они живут в вашей памяти, значит, они не умерли»? (Дедушка и бабушка действительно оживают и постепенно набираются сил, общаясь с внуками, то есть будучи воскрешенными их воспоминаниями и любовью. «Бабушка Тиль. У нас только и радости! Когда ваши мысли навещают нас – это для нас праздник...»)

Вывод. Наши близкие, которые уже ушли от нас, все те люди, которые нам дороги, но которых уже нет в живых, живут до тех пор, пока о них сохраняется память. Память имеет животворящую силу.

– Как вы думаете, почему синий дрозд почернел, когда дети ушли из Страны Воспоминаний? Есть какие-нибудь версии?

«Дедушка Тиль. Только вот что: я за птицу не отвечаю... Боюсь, как бы она не испугалась вашей суеты и при первом удобном случае не вернулась обратно... Ну, там видно будет... Клетку ты пока поставь – пойдем, поглядим на корову...»

«Дедушка Тиль (подает ему клетку). Держи!.. Но только я за нее не ручаюсь: если она полиняет...»

(Дедушка Тиль говорит о том, что птица, которая кажется совершенно синей в Стране Воспоминаний, может испугаться суеты земли и либо вернуться обратно, либо полинять. Дети, находясь в волшебной стране, по-другому видят. Обыкновенная птица представляется им совершенно синей, потому что так им захотелось ее видеть. «Тильтиль (к своему изумлению, замечает, что дрозд совершенно синий). Да он синий!.. Это и есть та Синяя Птица, которую я должен принести Фее!.. Что же вы мне не сказали, что она у вас?.. Ах, какой же он синий! Синий-синий, точно шар из синего стекла!.. (С мольбой.) Дедушка, Бабушка, подарите мне его!..»)

В Стране Воспоминаний дети счастливы в кругу семьи, в той стране дрозд – Птица счастья.

– Вспомните, что говорила Фея о камнях в первой картине? Фея. Все камни одинаковы, все драгоценны, но человек видит лишь некоторые из них...»)

С птицей то же самое: все птицы – синие, если ты обладаешь волшебным зрением, то есть можешь проникнуть в суть вещей. В Стране Воспоминаний у детей появляется эта чудесная способность – видеть суть вещей. Страна Воспоминаний – это волшебный мир.

– Каков вход в эту волшебную страну? (Вход в нее – это огромный могучий дуб, окутанный туманом, Мировое дерево.)

– Вспомните стихотворение А. С. Пушкина: «У лукоморья дуб зеленый... / Идет направо – песнь заводит, / Налево – сказку говорит...»

V. Итог урока.

– Подумайте, Фея знала, что дети не найдут Синюю Птицу в Стране Воспоминаний?

– Для чего она их отправила туда? (Дети нашли Синюю Птицу, но не ту, которую искали. Синюю Птицу невозможно вынести из Страны Воспоминаний, потому что эта Птица счастья принадлежит Бабушке и Дедушке, они познали счастье в своей жизни: у них были дети, внуки, был дом, в котором царило согласие. Но это их счастье, и его невозможно вынести из Страны Воспоминаний.

Возможно, Фея отправила детей в Страну Воспоминаний для того, чтобы они обрели истинное зрение.)

– Изменилось ли ваше зрение после посещения Страны Воспоминаний? Автор достиг своей цели?

Домашнее задание: нарисовать Дворец Феи, Страну Воспоминаний, Дедушку Тиля и Бабушку Тиль, дрозда; подготовиться читать действие третье четвертой картины по ролям.