Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 38–48.
Цели:
увидеть сходство феерии с народной
волшебной сказкой; обсудить вопрос о том, почему дети не нашли Птицу
счастья
в Стране Воспоминаний.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И
если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
II.
Проверка домашнего задания.
Переделать
первую картину драмы в рассказ.
Вывод.
При переделке драмы в рассказ теряются характеры героев, требуется
вмешательство автора.
III.
Постановка целей урока.
Учитель.
Сегодня в поисках Синей Птицы мы побываем во Дворце Феи и в Стране
Воспоминаний.
IV.
Работа по теме урока.
1.
Чтение второго действия, картины второй по ролям.
–
Как
разделились спутники детей: кто им друг, кто враг, а кто может подвести
в
трудную минуту? (Преданный друг – только Пес.
Враждебна Кошка. Хлеб не имеет
собственного мнения: то разделяет мнение Пса, то разделяет двуличное
мнение
Сахара, а значит, Хлеб относится к числу тех, на которых нельзя
рассчитывать в
трудную минуту. Двуличным и фальшивым является Сахар, который считает,
что и
Пес прав, и Кошка права. Сахар ведет себя с детьми заискивающе и
«слащаво», а
значит, на него также нельзя положиться.)
–
Кто является предводителем заговора против детей? (Кошка.)
–
Чего боится Кошка? (Она напоминает всем, что раньше,
«до человека», которого
она именует «деспотом», все были свободны, и
высказывает опасение, что,
завладев Синей Птицей, человек постигнет Душу Вещей, Животных и Стихий
и
окончательно поработит их. Пес яростно возражает.)
–
Почему никто
не должен сопровождать Тильтиля и Митиль в Страну Воспоминаний? (Фея
призвала Души предметов и животных не мешать детям, проявить
деликатность.
Дедушка и бабушка живут лишь в памяти детей, Души животных и вещей их
не
помнят.)
2.
Картина третья. Чтение по ролям.
–
Отчего в Стране Воспоминаний просыпаются бабушка с дедушкой, дрозд,
часы? (Оказывается,
что умершие как бы погружены в сон, а когда близкие вспоминают о них,
пробуждаются.
«Б
а б у ш к а Т и л
ь. Ну вот, всякий раз,
как вы о нас подумаете, мы просыпаемся и снова видим вас...».)
Слова
бабушки – это волшебное знание, которым обладают покойные
бабушка с дедушкой,
но которого лишены Тильтиль и Митиль, поскольку они живут на земле, в
обыденном
мире. Бабушка Тиль даже говорит: «Чудные они там... Ничего-то
они не знают!.. И
чему их только учат!..», «Дедушка Тиль.
Беда с этими живыми! Вечно они куда-то спешат, суетятся»,
– имея в виду, что
там, на земле, люди не знают самого важного: не понимают волшебной силы
человеческой памяти, которая способна творить чудеса –
оживлять мертвых.
Поскольку
Тильтиль вспомнил о часах, у которых он отломал кончик большой стрелки,
часы
тоже ожили: Тильтиль оживил их в своем воображении, представил их, и
они тут же
появились. То же самое случилось и с дроздом. «Митиль. А вон
старый дрозд!.. Он еще поет?..»
–
Права ли оказалась Фея, которая сказала детям об их бабушке и дедушке:
«Раз они
живут в вашей памяти, значит, они не умерли»? (Дедушка
и бабушка
действительно оживают и постепенно набираются сил, общаясь с внуками,
то есть
будучи воскрешенными их воспоминаниями и любовью. «Бабушка Тиль. У нас
только и радости! Когда ваши мысли навещают нас – это для нас
праздник...»)
Вывод.
Наши близкие, которые уже ушли от нас, все те люди, которые нам дороги,
но
которых уже нет в живых, живут до тех пор, пока о них сохраняется
память.
Память имеет животворящую силу.
–
Как вы думаете, почему синий дрозд почернел, когда дети ушли из Страны
Воспоминаний? Есть какие-нибудь версии?
«Дедушка Тиль.
Только вот что: я за птицу
не отвечаю... Боюсь, как бы она не испугалась вашей суеты и при первом
удобном
случае не вернулась обратно... Ну, там видно будет... Клетку ты пока
поставь –
пойдем, поглядим на корову...»
«Дедушка Тиль (подает
ему клетку).
Держи!.. Но только я за нее не ручаюсь: если она полиняет...»
(Дедушка
Тиль говорит о том, что птица, которая кажется совершенно синей в
Стране
Воспоминаний, может испугаться суеты земли и либо вернуться обратно,
либо
полинять. Дети, находясь в волшебной стране, по-другому видят.
Обыкновенная
птица представляется им совершенно синей, потому что так им захотелось
ее
видеть. «Тильтиль
(к своему
изумлению, замечает, что дрозд совершенно синий). Да он синий!.. Это и
есть та
Синяя Птица, которую я должен принести Фее!.. Что же вы мне не сказали,
что она
у вас?.. Ах, какой же он синий! Синий-синий, точно шар из синего
стекла!..
(С мольбой.) Дедушка, Бабушка, подарите мне его!..»)
В
Стране Воспоминаний дети счастливы в кругу семьи, в той стране дрозд
– Птица
счастья.
–
Вспомните, что говорила Фея о камнях в первой картине? («Фея. Все камни
одинаковы, все драгоценны,
но человек видит лишь некоторые из них...»)
С
птицей то же самое: все птицы – синие, если ты обладаешь
волшебным зрением, то
есть можешь проникнуть в суть вещей. В Стране Воспоминаний у детей
появляется
эта чудесная способность – видеть суть вещей. Страна
Воспоминаний – это
волшебный мир.
–
Каков вход в эту волшебную страну? (Вход в нее –
это огромный могучий дуб,
окутанный туманом, Мировое дерево.)
–
Вспомните стихотворение А. С. Пушкина: «У лукоморья дуб
зеленый... / Идет
направо – песнь заводит, / Налево – сказку
говорит...»
V.
Итог урока.
–
Подумайте, Фея знала, что дети не найдут Синюю Птицу в Стране
Воспоминаний?
–
Для чего она их отправила туда? (Дети нашли Синюю Птицу, но
не ту, которую
искали. Синюю Птицу невозможно вынести из Страны Воспоминаний, потому
что эта
Птица счастья принадлежит Бабушке и Дедушке, они познали счастье в
своей жизни:
у них были дети, внуки, был дом, в котором царило согласие. Но это их
счастье,
и его невозможно вынести из Страны Воспоминаний.
Возможно,
Фея отправила детей в Страну Воспоминаний для того, чтобы они обрели
истинное
зрение.)
–
Изменилось ли ваше зрение после посещения Страны Воспоминаний? Автор
достиг
своей цели?
Домашнее
задание:
нарисовать
Дворец Феи, Страну Воспоминаний, Дедушку Тиля и Бабушку Тиль, дрозда;
подготовиться читать действие третье четвертой картины по ролям.