twitter ВКонтакте facebook

ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИННОГО СМЫСЛА ВЕЩЕЙ. ЕЩЕ ОДИН ШАГ К ПОЗНАНИЮ ИДЕИ ПЬЕСЫ

Страницы учебника: 57–68.

Цель: выявить и обсудить идею автора об истинном зрении, об умении смотреть и видеть, различать истинную сущность вещей.

Оборудование: выставка детских рисунков.

Ход урока

I. Организационный момент.

               В доме добрыми делами занята,

               Тихо ходит по квартире доброта.

               Утро доброе у нас,

               Добрый день и добрый час,

               Добрый вечер, ночь добра,

               Было доброе вчера.

               И откуда, спросишь ты,

               В доме столько доброты?

               ...........................................

               Я тебе отвечу прямо:

               Это – мама, мама, мама!

II. Проверка домашнего задания.

На доске выставка детских рисунков.

– Сравните свои рисунки: Синяя Птица до начала изучения пьесы и Синяя Птица, которую ищут дети. (В первый раз мы нарисовали птицу синего цвета, во второй – птица тоже синяя, но с разными оттенками этого цвета. Птица неуловима, недосягаема – это мы пытались передать в своих рисунках.)

– Где дети искали Синюю Птицу? (В Стране Воспоминаний, во Дворце Ночи.)

– Почему она не была найдена? (В Стране Воспоминаний птица была синей, но это счастье бабушки и дедушки. Во Дворце Ночи дети на смогли отыскать нужную птицу, они не смогли отличить ее от других, Тильтиль не научился еще видеть истинную сущность вещей.)

III. Постановка целей урока.

Учитель. Сегодня мы с персонажами пьесы сделаем еще один шаг к постижению истинного смысла вещей. Мы отправимся в Сады Блаженств. (Блаженство – самое большое удовольствие, наслаждение.)

IV. Изучение нового материала.

1. Чтение картины восьмой по ролям.

– Как вы думаете, почему многие Блаженства не выносят Душу Света? (Существуют такие Блаженства (слабости людей), которые хотелось бы скрыть от других. Например, Блаженство спать до обеда, когда все работают, и т. п.)

2. Чтение картины девятой по ролям.

Выносят свет алмаза те Блаженства, которые радуют душу, а не желудок, которые открывают Человеку прелесть окружающего мира: синеву неба, прозрачность воздуха, зелень леса, красоту заката, звезд, дождя и т. д.; и те Блаженства, которые открывают человеку разнообразные радости человеческого общения: радость и уют родного дома, радость быть добрым, радость любить родителей, радость материнской любви, радость любить... Выносят свет алмаза Блаженства, открывающие человеку богатства его собственной души: Радость Мыслить, Радость Понимать, Радость Завершенного Труда, Радость Созерцать Прекрасное и т. д. Все эти Блаженства и Радости родственны Синей Птице тем, что нелегко даются Человеку. Попасть в плен к Тучным Блаженствам много проще: достаточно просто распустить себя. А научиться замечать почти прозрачные, то есть почти невидимые простым глазом, духовные радости и блаженства, не просто. Для этого надо обладать особым зрением, которое может исходить только из доброго и любящего сердца.

– Как вы понимаете слова одного из Блаженств: «В каждом доме, где живут с открытыми глазами, все дни недели – воскресные...»? (Мы часто не замечаем красоту, доброту, благополучие, которые нас окружают. Принимая все это как неизбежное, мы лишаемся великой радости быть счастливым тем, что имеем.)

– Как понять то, что рядом с тем местом, где живут Блаженства, находится пещера Несчастий? Каким Блаженствам грозит опасность туда попасть? (Тучным Блаженствам недалеко до несчастий: объешься – попадешь в больницу, ведь излишества в еде, питье, сне вредны для здоровья.)

– А еще каким? Найдите объяснение в самом тексте пьесы. (Проявление доброты также приводит к несчастьям. «...Радость быть добрым – самая счастливая, но и самая печальная. Ее так и тянет к Несчастьям...».)

– Какие Блаженства встретились с детьми? Какие из них знакомы вам? (Блаженства: любить родителей, видеть зажигающие звёзды на голубом небе, дождь и зимний очаг, бегать по росе босиком, дышать свежим воздухом и, наконец, блаженство – Быть Здоровым.)

– Перечислите все Великие Радости. (Радость: быть справедливым; понимать, созерцать Прекрасное; мыслить; любить; радость Материнской любви.)

– Какая из Великих Радостей кажется вам самой важной?

3. Действие четвертое. Картина восьмая. Картина девятая.

– Как вы думаете, почему у Тучных Блаженств бесполезно искать Синюю Птицу? (Тучные Блаженства «только и делают, что ничего не делают», они беспрерывно едят, пьют и спят. К Синей Птице они относятся исключительно как к продукту питания. Они начисто лишены стремления двигаться, то есть искать смысл жизни, искать счастье, исследовать. Смысл жизни и счастье они уже давно нашли: он в удовлетворении самых простых человеческих потребностей – в еде, питье и сне. А это как раз то, что мало отличает Человека от представителей животного мира.)

– Почему Синяя Птица может быть только у тех Блаженств, которые выносят свет алмаза? Чем они родственны Синей Птице? (Блаженства незаметны, неуловимы, как Синяя Птица, если не умеешь видеть истинную красоту вещей, то не увидишь и их тоже. Ведь счастье не в том, чтобы быть сытым, а в любви, в созидании, в познании нового. Надо жить не с тем, что преходяще, а тем, что вечно и прекрасно.)

– Как понять то, что дети знают многие Блаженства, но не узнают их; видят каждый день Материнскую Любовь, но не умеют разглядеть ее? (Радость Материнской Любви кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее… Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Дети постоянно чувствуют Материнскую Любовь. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и честное сердце, в котором никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным, но дети настолько привыкли к этому, что просто не замечают. Также они относятся и к остальным Духовным Блаженствам.)

– Как вы думаете, что изменится в жизни детей после того, как они вернутся домой? Материнская Любовь. Там, у нас, я очень занята, мне всегда некогда. Но и недосказанное можно услышать... Ну  а после нашей сегодняшней встречи ты узнаешь меня завтра в нашей хижине, когда я покажусь тебе в моём дырявом платье?.. Тильтиль. Я не хочу домой... Раз ты здесь, я останусь с тобой... Материнская Любовь. Да ведь и я живу там, мы все там живём, разницы нет никакой... Ты пришёл сюда, только чтобы научиться видеть меня, когда ты смотришь на меня там... Понимаешь, Тильтиль?.. У каждого ребёнка есть одна-единственная, всегда одна и та же мать, прекраснее которой ни у кого нет... Надо только хорошо знать её и уметь на неё смотреть...». «Блаженство. ... Посмотри повнимательнее, раскрой глаза до самых глубин твоей души!..». Дети по-другому будут смотреть на Блаженства, которые их окружают, так как они научились видеть их на земле, узнавать в своей хижине, потому что постигли истинный смысл вещей.)

V. Итог урока.

– Так может ли этот опыт изменить отношение детей к их близким, например к их матери? Может ли этот опыт побудить детей по-другому посмотреть на окружающий их мир, например на убранство собственного дома? Тильтиль. На то они и богатые... Ах, до чего же у них красиво!.. Фея. У тебя не хуже. Тильтиль. Ну да! У нас темно, тесно, пирожков нет... Фея. Никакой разницы, только ты этого не видишь... Тильтиль. Я хорошо вижу, у меня отличное зрение. Я вижу, который час на церковных часах, а отец не видит...» Теперь Тильтиль и Митиль увидят все по-другому – так же, как это видит Фея Берилюна в начале пьесы.)

– Подумайте, знают ли Домашние Блаженства, где Синяя Птица? Тильтиль. Где Синяя Птица?.. Блаженство. Он не знает, где Синяя Птица!.. Тильтиль (уязвлен). Да, не знаю... Ничего тут смешного нет... Блаженство. Полно, не сердись!.. А вы перестаньте смеяться!.. Не знает – и не знает, что ж тут поделаешь! Не он первый, не он последний... Но вот маленькое Блаженство Бегать По Росе Босиком известило Великие Радости, и они направляются к нам». Да, Домашние Блаженства об этом знают.)

– Почему они не рассказали детям, где Синяя Птица? (Видно, не пришло время для того, чтобы дети нашли Синюю Птицу, они должны сами увидеть и распознать ее.)

Домашнее задание: вспомнить пословицы, в которых говорится о счастье; читать с. 68–75 по ролям; нарисовать Блаженства и Радости.