twitter ВКонтакте facebook

В ЦАРСТВЕ БУДУЩЕГО

Страницы учебника: 68–75.

Цель: выяснить, могут ли герои найти Птицу счастья в Будущем, могут ли принести ее в Настоящее и почему.

Оборудование: выставка рисунков, иллюстрации к пословицам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков.

– Рассмотрите Радости и Блаженства, они получились все разные, непохожие друг на друга.

– Чьими глазами вы увидели этих персонажей? (Тильтиль повернул волшебный алмаз и увидел истинную сущность Тучных Блаженств, Домашних Блаженств и Радостей.)

– Можно ли утверждать, что внутреннее зрение Тильтиля совпадало с точкой зрения автора? Докажи текстом пьесы.

Вся картина десятая – это описание внешности, характеров, поведения, речи Блаженств и Радостей.

– О Тучных Блаженствах Тиль сказал: «Какие же они уроды!» Почему? (Дети дают ответы, подтверждая их отрывками из учебника: Они вредны, они расслабляют волю. С Тучными Блаженствами приходят несчастья.)

– К чему должен стремиться человек, по-вашему? Какой немой вопрос задаёт автор? (Человек стремится к тому, что незыблемо: к Домашним Блаженствам, тем, о существовании которых он порою не задумывается.)

– Кто из вас хотел бы побывать в будущем? Что вас там интересует? (Высказывания детей.)

– Писатели создали много литературных произведений, режиссеры сняли много художественных фильмов, в которых герои отправляются в прошлое или будущее. Все герои возвращаются домой в настоящее, почему им нет места в прекрасном будущем? (Каждому человеку предназначено свое время и место в жизни. У каждого своя судьба, которую невозможно обменять на другую. Каждой минутой, часом, днем, годом человек без чьей-либо помощи сам приближается к будущему.)

И все-таки любопытно узнать, что ждет Человечество впереди. М. Метерлинк приоткрыл завезу Царства Будущего для своих героев, а значит, и для нас.

III. Изучение нового материала.

1. Действие пятое. Картина десятая.

– Почему Синяя Птица может быть в Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей? (Синяя Птица может быть там, где благородные мечты и намерения, где ищут счастье, смысл жизни. В Царстве Будущего все это и происходит, поэтому там может быть Синяя Птица.)

– Пьеса была написана в начале ХХ века, когда в мире только что появился первый самолет и еще не было ракет; когда не умели бороться со многими болезнями, которые сейчас не считаются очень опасными... Какие изобретения малышей из Царства Будущего стали реальностью нашего времени? Какие изобретения кажутся вам фантастическими и несбыточными? (Реальные изобретения: «тридцать три способа продления жизни», поскольку за истекшие почти сто лет со времени написания «Синей Птицы» человечество изобрело огромное количество чудодейственных лекарств, которые вылечивают те болезни, которые прежде считались неизлечимыми, и продлевают жизнь человека. Реальностью является изобретение «машины без крыльев» – ракеты; запуск лунохода на Луну. Несбыточной мечтой человечества являются Машина Счастья и уничтожение на Земле Несправедливости.)

– Как ты понимаешь трагедию двух Влюбленных, которые разошлись во времени? (Любовь – бесценное сокровище, но найти ее трудно. Где твоя единственная половинка? Где ее искать? Случается, что человек так и не обретает любовь, не находит свою вторую половинку. Значит, он просто разошелся с любимым во времени, значит, его половинка либо уже жила в какие-то прошлые времена, либо родится много позже, когда его уже не будет.)

2. Чтение отрывка (с. 72–75).

– Какой образ Времени создается в пьесе (обратите внимание на его атрибуты, внешний облик и поведение)? (Время – худой старик с косой, с песочными часами. С ключами. Песочные часы символизируют непрерывное течение времени. Коса – символ смерти. Смерть принято изображать в виде скелета с косой в руках. Старик-Время тоже худой и высокий, он не только кладет начало жизни, но и прекращает ее в положенный срок.)

– Но в данном случае в Царстве Будущего, среди Лазоревых Детей, чем занимается Время? (Кладет начало жизни: позволяет детям рождаться, выпускает их на свет – строго по времени.)

– Почему у Времени в руках ключи? (Старик Время – хозяин Царства Будущего, только он отпирает врата в нужное время: в то время, когда рождается новая жизнь.)

Характер Старика Время определяет его поведение – отношение к детям, к влюбленным, к незваным гостям. Старик бесцеремонно отталкивает ребенка: «Твоя очередь еще не пришла!..»

«Я соединяю и разлучаю, как мне приказано... (хватает первого ребенка) Ступай!..»

Он, как военный, выполняет все строго в соответствии с приказом, и с детьми обращается, как с солдатами, строго, без поблажек.

«Время (проходящим мимо него детям). По одному!.. Всегда вас больше, чем нужно!.. Опять та же история!.. Ну да меня не проведете!.. (отталкивает ребенка.) Твоя очередь еще не пришла!.. Приходи завтра... А ты приходи через десять лет... Не напирать, детвора!.. Пошли отсюда, любопытные!.. »

Время внешне не проявляет жалости по отношению к двум Влюбленным, но напоследок говорит: «Вместо того чтобы предаваться отчаянию, вы бы лучше надеялись...»

Дети просят Время не разлучать их, обращаясь к нему: «Дедушка Время...», значит, они надеются его уговорить. Дети понимают, что Время – старик не злой, он просто выполняет свою работу добросовестно и честно.

В то же время старик очень грозен для тех, кто не выполняет принятых правил, заметив Тильтиля и Митиль, «наступает на них, грозя косой».

Душа Света понимает, что объяснять что-то старику бесполезно, он неумолим в вопросах долга и законов жизни.

IV. Итог урока.

Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу. Она успела ее поймать.

– Подумайте, действительно ли пойманная птица та, которую они долго искали? Может быть, вам помогут слова Тильтиля: «Синей она будет непременно – здесь все такое синее!» (Высказывания детей.)

Домашнее задание: создать и защитить свой проект «Я художник-оформитель театральной афиши», «Я декоратор», «Я художник по костюмам», «Я соавтор феерии» и др. (можно использовать рисунки к предыдущим урокам).