twitter ВКонтакте facebook

ПРОЩАНИЕ С ДУШАМИ ПРЕДМЕТОВ. ОБРАЗЫ ДУШИ СВЕТА, КОШКИ, ПСА

Страницы учебника: 76–81.

Цель: рассмотреть характеры тех героев, с которыми дети вот-вот расстанутся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают мини-сочинения «Счастье – это...».

Вывод. У каждого человека свое представление о счастье. Чтобы быть счастливым, надо прилагать определенные усилия, хотя бы научиться видеть и ценить то хорошее, что его окружает.

– Удалось ли Душе Света вынести под своим покрывалом Синюю Птицу из Царства Будущего? (Нет, птица стала красной. Она принадлежит будущему, а не настоящему времени.)

III. Постановка целей урока.

Учитель. Сегодня Тильтиль и Митиль расстаются с Душами вещей и животных. Нам предстоит подвести итог их путешествия.

IV. Изучение нового материала.

1. Действие 6, картина 11. Чтение по ролям.

2. Беседа по содержанию.

– Почему Тильтиль не узнает калитку и дом своих родителей? (Тильтиль увидел все другими глазами. Он внимательно рассматривает то, мимо чего проходил, не обращая внимания. «Душа Света. Да, да, это уютный домик твоих родителей…» Возможно, что раньше Тильтиль не замечал, насколько уютным и красивым выглядит их дом.)

– За время своего путешествия дети не нашли Синюю Птицу, почему они не продолжили поиски? К какому выводу пришла Душа Света? Прочитайте. («Душа Света. Да, так надо... Больше мне тут нечего делать. Минул год, скоро придёт Фея и спросит, нашёл ли ты Синюю Птицу...

Тильтиль. Да ведь у меня же нет Синей Птицы!.. Птица из Страны Воспоминаний почернела, птица из Царства Будущего стала красная, птицы из Дворца Ночи умерли... Кто же виноват, что они то изменят окраску, то не выживут, то упорхнут? Фея на меня не рассердится? Что она скажет?

Душа Света. Мы сделали всё, что от нас зависело... Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку...»)

– В чем заключается смысл слов, сказанных Душой Света? (Синяя Птица – символ счастья. Значит, счастья, видимо, или вовсе нет, или оно неуловимо.)

– Так, может быть, поиск Синей Птицы был напрасен? (Нет. Герои Метерлинка обрели многое. Они поняли, что значат для человека родители, как прекрасна мама, какое счастье – быть добрым.)

И теперь они смогут видеть все таким, какое оно есть, видеть суть вещей, явлений, чувств. Вот и вы смогли увидеть вместе с ними Души Кошки, Пса, Воды, Огня, Сахара, Молока, Хлеба.

– Рассмотрим характеры героев, с которыми дети вот-вот расстанутся. Изменилось ли ваше впечатление о них с начала знакомства? (Мне не понравилась Душа Сахара.)

Читает отрывки (с. 40):

а)Сахар (подходит к детям). Позвольте вас угостить леденцами... (Ломает один за другим все пять пальцев на левой руке и предлагает их детям.)

Митиль. Что он делает?. Он ломает себе пальцы!..

Сахар (заискивающе). Попробуйте, как вкусно... Это настоящие леденцы...

Митиль (сосёт один из пальцев). Какие сладкие!.. У тебя их много?

Сахар (скромно). Сколько угодно...

Митиль. И тебе не больно, когда ты их ломаешь?..

Сахар. Нисколько... Напротив, это очень удобно. Они сейчас же отрастают, и, таким образом, у меня всегда новые и чистые пальцы...

б) Сахар (слащаво). Позвольте!.. Не надо так горячиться... С известной точки зрения, права и та и другая сторона... Есть доводы и «за», и «против»...

в) Сахар – слащавое фальшивое существо в синей с белым одежде.

Аналогично рассматриваются остальные Души предметов и животных.

– Как проявляются характеры героев при прощании? (Души Предметов и Животных прощаются с детьми по-разному. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова. Пес порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Преданный, добрый Пес воспринимает свое будущее молчание, уход в мир неговорящих предметов как огромную трагедию. Кошка – совершенно другой характер, она прощается с детьми холодно и загадочно: «Я люблю вас обоих, насколько вы этого заслуживаете...» Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в её власти. Она может лишь пообещать им быть с ними «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе», в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми.)

– Почему дети не хотят расставаться с Душой Света? Согласишься ли ты с мыслью, что дети и расстанутся с Душой Света навсегда, и не расстанутся с ней никогда? (Душа Света сопровождала детей в их поисках Синей Птицы, она напутствовала их, подбадривала, защищала, постоянно объясняла им смысл происходящего, учила их заглядывать в суть вещей. Душа Света заменила детям Фею и Материнскую Любовь. Тильтиль и Митиль привыкли к ее опеке, ласке и заботе. Она открыла им глаза, помогла увидеть по-новому собственную калитку и свой дом, окружающий мир. Дети расстанутся с Душой Света как с близким другом – она уйдет в Страну Молчания.)

Но в то же время Душа Света не покинет детей никогда. Она не просто свет лампы, солнечный свет, это еще и свет человеческой души. Светлы души тех людей, кто занимается любимым делом, кто несет в мир только радость, добро, мудрость и любовь. О таких людях говорят: светлая душа, светлый человек, светлая голова.

V. Итог урока.

– Кого из участников путешествия вы можете назвать «светлым человеком»? (Тильтиль, Митиль. Они были «светлыми», то есть добрыми, открытыми, независтливыми с самого начала путешествия. Душа Света помогла раскрыться тем наилучшим качествам, которые были заложены в характерах детей.)

Домашнее задание: придумайте свой конец феерии – повстречают ли когда-нибудь дети Синюю Птицу?