twitter ВКонтакте facebook

ИТОГ ПЬЕСЫ – ОБРЕТЕНИЕ ИСТИННОГО ЗРЕНИЯ

Страницы учебника: 81–91.

Цель: помочь учащимся понять саму идею пьесы: не надо ходить за Синей Птицей за тридевять земель; счастье поселится у тебя дома, если ты умеешь смотреть на мир открытыми глазами, то есть умеешь отличать истинное от поверхностного, искреннее от лживого, если несешь в этот мир добро.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эпиграф:

                                           Синяя птица

               Ночь. Мороз. Сверкают звезды

               С высоты небес.

               Весь в снегу, как в горностаях,

               Дремлет тихий лес.

               Тишина вокруг. Поляна

               Спит в объятьях сна.

               Из-за леса выплывает

               На дозор луна.

               Звезды гаснут. С неба льются

               Бледные лучи.

               Заискрился снег морозный

               Серебром парчи.

II. Проверка домашнего задания.

– Повстречают ли когда-нибудь дети Синюю Птицу?

– Какой конец феерии придумали вы?

(Высказывания детей.)

III. Изучение нового материала.

Учитель. Герои пьесы прошли через многие испытания в поисках Синей Птицы. Сегодня мы подведем итоги этого путешествия.

1. Картина двенадцатая. Чтение по ролям.

 – Изменилось ли что-нибудь с детьми за время путешествия? (Дети новыми глазами видят родной дом и то, что в нем находится: хлеб, воду, огонь, кошку и пса. По-другому они смотрят и на мать.)

– Прочитайте фрагменты (с. 82, 84).

Времена меняются, но прошлое, настоящее и будущее связаны тысячами незримых нитей. Вырастут Тильтиль и Митиль, но их отношение к родителям, родному дому останется неизменно добрым.  И самое главное – изменилось не только внешнее восприятие мира, изменилось отношение к людям. Тильтиль без колебаний отдает свою горлицу больной девочке, внучке соседки.

Дети долго искали Синюю Птицу, и вдруг оказывается, что она давно сидит в клетке, в комнате Тильтиль и Митиль. Это – горлица.

Мальчик отдает Птицу счастья не задумываясь, бескорыстно.

– Как вы понимаете слова Тильтиля, обращенные к матери: «Нет, мама, уверяю тебя: это ты спишь, а не я...»? (Тильтиль имеет в виду то, что он сильно изменился, стал другим, а мама пока еще воспринимает все по-прежнему.)

– Если дети отсутствовали в доме родителей целый год, то как вышло, что родители этого даже не заметили? (Дети вышли из дома через окно в Рождественскую ночь и попали в волшебный мир, где земное время не действует, там, где Тильтиль и Митиль находились целый год, земное время не течет.)

Во Дворце Ночи всегда ночь, в Стране Воспоминаний время уже не имеет никакого значения, в Садах Блаженств Тучные Блаженства не следят за ходом времени: им «надо пить, надо есть, надо спать. На это уходит все время...» Великие Радости и Материнская Любовь подчиняются другому ходу времени (с. 66–67). В Царстве Будущего Старик Время все время смотрит на песочные часы, но они показывают не земное время, а сколько времени осталось очередному Лазоревому Ребенку до его земного рождения.

Получается, один год волшебного времени равен одной ночи земного времени.

– Как вы думаете, случайно ли в пьесе 12 картин? (12 картин символизируют годовой круг: один год равен 12 месяцам. Тильтиль и Митиль отсутствовали в доме родителей ровно год, они пережили за этот срок много испытаний, научились смотреть на мир открытыми глазами, то есть отличать истинное от поверхностного, искреннее от ложного. Они на время стали жителями волшебного мира. У них были волшебные помощники (Фея, Душа Света) и волшебные предметы (зеленая шапочка с алмазом). Как обитатели волшебного мира они прожили целый год в сказочном измерении – год длиною в одну Рождественскую ночь.)

2. Картина первая. Чтение по ролям.

– Вернитесь к первой картине и прочитайте разговор феи Берилюны и Тильтиля о его птице.

3. Анализ картин. Беседа по вопросам.

– А теперь еще раз прочитайте разговор Тильтиля и соседки госпожи Берленго об этой же птице в последней картине. Берленго и Берилюна – это одно и то же лицо?

– Есть ли в тексте пьесы какие-нибудь намеки, указания на это? Почему раньше Тильтиль не отдавал птицу Фее Берилюне, а теперь сразу и без колебаний отдал ее госпоже Берленго? Почему птица стала синяя? (Имена Берилюна и Берленгo – очень похоже звучат. Фея Берилюна просила Синюю Птицу. Госпожа Берленго просит горлицу для своей больной внучки. Фея и соседка – это одно и то же лицо. Фея пришла испытать героя (как старушка из сказки «Морской царь и Василиса Премудрая»). В первый раз Тильтиль не выдержал экзамен – не отдал птицу, просто потому, что она принадлежит ему, а во вторую встречу, после длительных поисков счастья, выдерживает его – с готовностью отдает птицу. Горлица стала синей, так как мальчик отдает ее бескорыстно, отдает птицу, осознавая, что она Синяя, что это Птица счастья, которую он так долго искал. Он ее искал не для себя, но для Феи и ее больной внучки. Госпожа Берленго отрицает, что она Берилюна, но Тильтиля не проведешь. Ему искренне хочется, чтобы девочка поправилась, он не только отдает горлицу, но и торопит госпожу Берленго нести ее домой, пока она не изменила окраски.)

– Как изменилось внутреннее зрение Тильтиля, его видение вещей? (Тильтиль видит, как необходима его горлица внучке госпожи Берленго. Он, ни на секунду не задумываясь, отдает свою горлицу.)

– Почему поправилась Девочка? (Девочка выздоровела потому, что неожиданно исполняется ее мечта о птице. По законам волшебной сказки бескорыстный подарок Тильтиля стал исцеляющим «лекарством» для внучки госпожи Берленго.)

– Почему она так похожа на Душу Света? (Говорят: «Глаза – зеркало души». Конечно, глаза Девочки сияли от счастья, ведь сбылась мечта. Тильтиль и Митиль сразу заметили это, ощутили свет, «исходящий» из ее души. Именно этим внучка госпожи Берленго похожа на Душу Света. Сказать: «Ой, как она похожа на Душу Света!..» – это все равно что сказать: «Как она прекрасна!»)

– Как вы понимаете смысл финала пьесы: почему улетела Синяя Птица? Можно ли владеть Синей Птицей? (Синяя Птица улетела, потому что не может жить в неволе. Вспомните, в конце путешествия клетка так и осталась пустой, дети не смогли поймать и запереть туда птицу. К тому же Синяя Птица одна на весь мир, она не может принадлежать кому-то одному постоянно, она может лишь, как Душа Света, освещать путь Человека, помогать ему переживать мгновения счастья, но ею нельзя владеть.)

Внучка госпожи Берленго испытала огромное счастье – счастье исполнения мечты, которое поставило ее на ноги, вылечило. Синяя Птица ей больше не нужна. Теперь она снова свободна. Тильтиль обращается к публике, а автор – к читателям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдёт, то пусть принесёт нам – она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…»

– Выходит, что поиск нужно продолжать? Звучит скрытый вопрос Мориса Метерлинка: «А вы счастливы, здесь сидящие? А где же ваша Синяя Птица?»

– Поразмышляйте над вопросом: где искать счастье? (Высказывания детей.)

Прежде чем искать счастье, оглянись вокруг: может, оно где-то рядом, а ты его не видишь.

– Была ли это настоящая Синяя Птица? (Настоящая Синяя Птица только одна – та, которая выносит солнечный свет, и живет она в одной из пещер Дворца Ночи. Горлинка Тильтиля – синяя, потому что она окрашена светом любви к людям, искренностью, теплом доброго сердца мальчика.)

– Вспомните, Великие Радости знали об этом, поэтому удивлялись, что Тильтиль ищет птицу, которая всегда была рядом с ним. Но Фея Берилюна не взяла себе горлицу в начале пьесы, тогда она еще не была Синей Птицей.

– Если она была настоящая, то был ли смысл так далеко и долго за ней ходить? (Да, чтобы простая горлица стала Синей Птицей, нужно было научиться новому взгляду на вещи, научиться быть нежадным, быть внимательным и заботливым, научиться сочувствовать людям: соседке – потому что у нее больна внучка; самой внучке – потому что она больна.)

– Понравилась ли вам пьеса Метерлинка? Содержание каких картин показалось особенно интересным? («Мне понравилось содержание первой картины, где Тильтиль и Митиль впервые встречаются с Феей Берилюной, Душами вещей и животных». Или: «Мне понравилось содержание второй картины, где Кошка возглавляет заговор против детей и характеры Душ вещей становятся понятны».)

– Можно ли в пьесе обнаружить Душу Автора? Какие герои выражают его заветные мысли? Какие из этих мыслей стали близкими вам? (Автора можно услышать не только в ремарках: он передоверяет свои взгляды героям пьесы – Фее, Душе Света. Всем ходом пьесы он убеждает нас искать счастье в себе. Интересна мысль о существовании особого внутреннего зрения, мысль о том, что любовь, искренность и доброта способны творить чудеса (исцелить больного человека), мысль о том, что окружающий нас мир природы и человеческих отношений богат и красив, надо лишь научиться замечать и сопереживать. Это любимые авторские мысли, это выражение Души Автора.)

IV. Итог урока.

– О чём же пьеса-сказка Мориса Метерлинка «Синяя Птица»? (Эта пьеса-сказка о поиске счастья. Автор показал, что надежда, мечта, счастье для человека – в бесконечности познания жизни. «"Синяя Птица"» – это ритм, имя которому Жизнь», – сказал Александр Блок. И каждое новое поколение будет вновь и вновь мучительно искать и открывать для себя что-то новое, ещё непознанное.)

– Сегодня я счастлива, потому что счастье сейчас заключено в словах: «Мы понимаем друг друга, автора, себя». А через десять минут? А через сутки? Это будет уже другое счастье. Счастье не удержишь в руках, нечего и пытаться. Оно изменяется вместе с нами, становится новым, отличным от того, которое мы уже испытали. Меняется человек – изменяется его представление о счастье.

Домашнее задание: написать рекомендации на тему «Счастье поселится у тебя дома, если ты умеешь...».