Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить
детей с древнейшим жанром устного народного
творчества – сказкой; развивать умение понимать прочитанное;
учить работать с
текстом.
Оборудование:
учебник
Н. А. Чураковой «Литературное
чтение. 3 класс. Часть I»; жетоны
«Молодец!» (по количеству вопросов разминки).
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Вопросы разминки «Что за прелесть
эти сказки!..».
За
правильный ответ – жетон «Молодец!».
1.
Дерево, чаще
всего встречающееся в сказках. (Дуб.)
2.
Яблоки,
дарящие молодость. (Молодильные.)
3.
Сказочная
героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга.)
4.
Кот в русских
сказках. (Баюн.)
5.
Животное, в
которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка.)
6.
Сказочное существо, житель леса, так
называемый Дух леса. (Леший.)
7.
Какую награду
обычно обещают сказочные цари героям? (Полцарства, дочь отдать
в жены.)
8.
Читали ли вы
сказки, где в одну из комнат дома гостям не разрешалось входить? («Марья
Моревна».)
III.
Подготовка к восприятию.
Беседа
по вопросам.
1.
Какие виды
устного народного творчества вы знаете? (Потешки, загадки,
песни, пословицы,
поговорки, сказки и другие.)
2.
Какие виды
сказок вам известны? (Волшебные, о животных, бытовые.)
3.
Какие русские
народные сказки вам известны?
4.
А хотите
узнать, какой жанр устного народного творчества является древнейшим?
–
Откройте
учебник на с. 14, прочитайте
название
произведения, с которым мы будем работать
на уроке.
(Это сказка
«Крошечка-Хаврошечка».)
IV.
Чтение и анализ произведения (с.
14–18).
1.
Чтение сказки
учащимися вслух по цепочке.
По
ходу чтения проводится
словарная работа.
2.
Беседа
по содержанию.
–
В этой сказке
спрятано очень много древних представлений о мире и человеке. Проверим
свои
исследовательские способности?
1)
Начнём с
имени героини: почему её звали Крошечкой-Хаврошечкой? (Она
маленькая, и уже
этим отличается от обычных персонажей сказки. В названии
«Хаврошечка»
чувствуется связь с миром животных-предков, возможно, она была
чумазенькая.)
2)
Почему корову
Хаврошечка называет «коровой-матушкой»? (Корова
действительно заменяет ей
матушку: она не просто утешает её, а помогает ей выжить в очень трудных
условиях, выполняя за девочку огромную работу.)
3)
С какими
древними представлениями связано то, что Хаврошечке необходимо влезть в
одно
ухо коровы, а вылезти из другого, чтобы немыслимо большая работа была
выполнена? (Это связано с одним из моментов обряда посвящения
подростков в
мир взрослых, а именно: с пребыванием внутри тотемного зверя, с
прохождением
сквозь него.)
4)
Почему из
косточек коровы вырастает яблонька? (Древнее сознание верило,
что всё может
превращаться во всё.)
5)
Случайно ли,
что листья на яблоньке золотые, а веточки серебряные? (И
золото, и серебро –
признаки волшебного мира. Давая задание сорвать яблоко с такого дерева,
герой
проверяет, кто из персонажей настоящая героиня, то есть человек,
обладающий
поддержкой волшебного мира.)
6)
От чего же
засыпают Одноглазка, Двуглазка, Триглазка: от того, что на солнышке
разморились? (Настоящая причина сна – магия
волшебного слова, которое знает
Хаврошечка. Именно Хаврошечка усыпляет девушек. И именно потому, что
Хаврошечка
забыла о существовании у Триглазки третьего глаза и не
«заговорила» его,
Триглазка этим неуснувшим глазом всё и видела.)
V.
Итог урока.
–
Хорошо или
плохо заканчивается сказка?
–
Какова
основная мысль сказки?
Домашнее
задание.
Выразительное
чтение понравившегося отрывка из сказки (по выбору детей); вспомнить,
что такое
загадка.