twitter ВКонтакте facebook

Русская народная сказка «Крошечка-хаврошечка»

Цели: познакомить детей с древнейшим жанром устного народного творчества – сказкой; развивать умение понимать прочитанное; учить работать с текстом.

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. Часть I»; жетоны «Молодец!» (по количеству вопросов разминки).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вопросы разминки «Что за прелесть эти сказки!..».

За правильный ответ – жетон «Молодец!».

1. Дерево, чаще всего встречающееся в сказках. (Дуб.)

2. Яблоки, дарящие молодость. (Молодильные.)

3. Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга.)

4. Кот в русских сказках. (Баюн.)

5. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка.)

6. Сказочное  существо,  житель леса, так называемый Дух леса. (Леший.)

7. Какую награду обычно обещают сказочные цари героям? (Полцарства, дочь отдать в жены.)

8. Читали ли вы сказки, где в одну из комнат дома гостям не разрешалось входить? («Марья Моревна».)

III. Подготовка к восприятию.

Беседа по вопросам.

1. Какие виды устного народного творчества вы знаете? (Потешки, загадки, песни, пословицы, поговорки, сказки и другие.)

2. Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, о животных, бытовые.)

3. Какие русские народные сказки вам известны?

4. А хотите узнать, какой жанр устного народного творчества является древнейшим?

– Откройте учебник на с. 14,  прочитайте название произведения, с которым мы  будем  работать  на  уроке. (Это сказка «Крошечка-Хаврошечка».)

IV. Чтение и анализ произведения (с. 14–18).

1. Чтение сказки учащимися вслух по цепочке.

По ходу чтения  проводится словарная работа.

2. Беседа по содержанию.

– В этой сказке спрятано очень много древних представлений о мире и человеке. Проверим свои исследовательские способности?

1) Начнём с имени героини: почему её звали Крошечкой-Хаврошечкой? (Она маленькая, и уже этим отличается от обычных персонажей сказки. В названии «Хаврошечка» чувствуется связь с миром животных-предков, возможно, она была чумазенькая.)

2) Почему корову Хаврошечка называет «коровой-матушкой»? (Корова действительно заменяет ей матушку: она не просто утешает её, а помогает ей выжить в очень трудных условиях, выполняя за девочку огромную работу.)

3) С какими древними представлениями связано то, что Хаврошечке необходимо влезть в одно ухо коровы, а вылезти из другого, чтобы немыслимо большая работа была выполнена? (Это связано с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно: с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него.)

4) Почему из косточек коровы вырастает яблонька? (Древнее сознание верило, что всё может превращаться во всё.)

5) Случайно ли, что листья на яблоньке золотые, а веточки серебряные? (И золото, и серебро – признаки волшебного мира. Давая задание сорвать яблоко с такого дерева, герой проверяет, кто из персонажей настоящая героиня, то есть человек, обладающий поддержкой волшебного мира.)

6) От чего же засыпают Одноглазка, Двуглазка, Триглазка: от того, что на солнышке разморились? (Настоящая причина сна – магия волшебного слова, которое знает Хаврошечка. Именно Хаврошечка усыпляет девушек. И именно потому, что Хаврошечка забыла о существовании у Триглазки третьего глаза и не «заговорила» его, Триглазка этим неуснувшим глазом всё и видела.)

V. Итог урока.

– Хорошо или плохо заканчивается сказка?

– Какова основная мысль сказки?

Домашнее задание.

Выразительное чтение понравившегося отрывка из сказки (по выбору детей); вспомнить, что такое загадка.