Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 92–93.
Цели:
обнаружить необычный авторский взгляд
на мир в стихотворении К. Бальмонта; увидеть общее во взгляде на мир у
Бальмонта и Метерлинка; рассмотреть картину Анри Матисса
«Красные рыбы»,
увидеть необычный взгляд художника.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Чтение
письменных ответов на вопрос: «Какую мысль вы считаете самой
важной после
прочтения пьесы М. Метерлинка?»
III.
Объявление темы и постановка цели урока.
Учитель.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением
К. Бальмонта,
постараемся обнаружить его необычный взгляд на мир.
IV.
Работа по теме урока.
1.
Чтение стихотворения вслух.
–
Понравилось ли
вам стихотворение?
–
Какое настроение
создает стихотворение? Какие чувства вызывает? (Настроение
радости,
приподнятости, некоторой восторженности. Возникает чувство причастности
к
изображаемой поэтом красоте природы, сопереживание, со-вдыхание,
со-виденье
вместе с ним, чувство соединения и неразрывности с окружающим миром.)
–
А вы согласны
с тем, что у солнца есть аромат? Или вы на стороне
«слепцов»? Кстати, а кто это
такие? («Слепцами» поэт называет людей,
которые не способны проникнуть в
суть вещей, увидеть их душу; людей, обладающих поверхностным,
«скользящим»
взглядом на окружающий мир; людей, душа которых не желает трудиться, а
пребывает в убаюкивающей дреме.)
–
Кого противопоставляет поэт
«слепцам»?
Найдите ответ
в тексте. (Есть у солнца аромат, /
сладко внятный только нам, / зримый птицам и цветам!»)
Таким
образом,
К. Бальмонт говорит, что аромат солнца чувствуют только родственные ему
души
(некие «мы»), а также цветы и птицы.
Люди,
которые
поэтически воспринимают мир и обладают тем внутренним взором постижения
сути
вещей, обретению которого посвящена пьеса Метерлинка, противопоставлены
другим
людям – прагматикам, с банальным,
бытовым восприятием мира.
–
Как вы
думаете, это стихотворение
понравилось бы
Метерлинку? (Высказывания
детей.)
–
Видите ли вы
какое-нибудь сходство в том, как русский поэт и бельгийский драматург (которые были
современниками)
воспринимают мир? (Сходство во взглядах на мир Бальмонта и
Метерлинка
очевидно. Это – чувство единения человека с миром природы,
которое
провозглашается и в пьесе Метерлинка, и в стихотворении Бальмонта.
Лирический
герой Бальмонта восторженно говорит о слиянии в единый хор, о сплетении
в
единый узор ароматов и цветов. Такое же единение – человека и
природно-предметного мира есть и в пьесе Метерлинка. Там главный герой
научился
в результате путешествия по волшебному миру постигать голоса воды,
огня,
молока, хлеба.)
Физкультминутка
2.
Международная выставка. Анри Матисс «Красные рыбы».
Картину
«Красные
рыбы» Матисс написал в Исси-де-Мулино, под Парижем, где у
него была мастерская.
–
Рассмотрите
картину.
–
Как вы
думаете, есть у этого французского художника способность творить
красочную,
праздничную атмосферу из самых простых впечатлений?
–
Что же именно
создает такое радостное и праздничное настроение? (Матисс
творит чудо из
самых простых впечатлений: прозрачная банка с красными рыбками в
сочетании с
ярко-зелеными листьями создает ощущение свежего солнечного утра.
Сочетание
самых простых форм и чистых ярких цветов по-детски красиво,
превращается в
образ, который носит жизнеутверждающий характер.)
V.
Итог урока.
Учитель.
Вспомните слова Лиса из сказки Сент-Экзюпери «Маленький
принц»: «Самого
главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».
Раскрывайте
глаза до самых глубин своего сердца, и необычный взгляд на мир станет
для вас
единственно возможным.
Домашнее
задание:
подготовить выразительное чтение
стихотворения К. Бальмонта «Аромат солнца».