twitter ВКонтакте facebook

ПОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА В СТИХОТВОРЕНИИ К. БАЛЬМОНТА «АРОМАТ СОЛНЦА»

Страницы учебника: 92–93.

Цели: обнаружить необычный авторский взгляд на мир в стихотворении К. Бальмонта; увидеть общее во взгляде на мир у Бальмонта и Метерлинка; рассмотреть картину Анри Матисса «Красные рыбы», увидеть необычный взгляд художника.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение письменных ответов на вопрос: «Какую мысль вы считаете самой важной после прочтения пьесы М. Метерлинка?»

III. Объявление темы и постановка цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением К. Бальмонта, постараемся обнаружить его необычный взгляд на мир.

IV. Работа по теме урока.

1. Чтение стихотворения вслух.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое настроение создает стихотворение? Какие чувства вызывает? (Настроение радости, приподнятости, некоторой восторженности. Возникает чувство причастности к изображаемой поэтом красоте природы, сопереживание, со-вдыхание, со-виденье вместе с ним, чувство соединения и неразрывности с окружающим миром.)

– А вы согласны с тем, что у солнца есть аромат? Или вы на стороне «слепцов»? Кстати, а кто это такие? («Слепцами» поэт называет людей, которые не способны проникнуть в суть вещей, увидеть их душу; людей, обладающих поверхностным, «скользящим» взглядом на окружающий мир; людей, душа которых не желает трудиться, а пребывает в убаюкивающей дреме.)

– Кого  противопоставляет  поэт  «слепцам»?  Найдите  ответ в тексте. (Есть у солнца аромат, / сладко внятный только нам, / зримый птицам и цветам!»)

Таким образом, К. Бальмонт говорит, что аромат солнца чувствуют только родственные ему души (некие «мы»), а также цветы и птицы.

Люди, которые поэтически воспринимают мир и обладают тем внутренним взором постижения сути вещей, обретению которого посвящена пьеса Метерлинка, противопоставлены другим людям – прагматикам, с  банальным, бытовым восприятием мира.

– Как  вы  думаете,  это  стихотворение  понравилось  бы Метерлинку? (Высказывания детей.)

– Видите ли вы какое-нибудь сходство в том, как русский поэт и бельгийский  драматург (которые были современниками) воспринимают мир? (Сходство во взглядах на мир Бальмонта и Метерлинка очевидно. Это – чувство единения человека с миром природы, которое провозглашается и в пьесе Метерлинка, и в стихотворении Бальмонта. Лирический герой Бальмонта восторженно говорит о слиянии в единый хор, о сплетении в единый узор ароматов и цветов. Такое же единение – человека и природно-предметного мира есть и в пьесе Метерлинка. Там главный герой научился в результате путешествия по волшебному миру постигать голоса воды, огня, молока, хлеба.)

Физкультминутка

2. Международная выставка. Анри Матисс «Красные рыбы».

Картину «Красные рыбы» Матисс написал в Исси-де-Мулино, под Парижем, где у него была мастерская.

– Рассмотрите картину.

– Как вы думаете, есть у этого французского художника способность творить красочную, праздничную атмосферу из самых простых впечатлений?

– Что же именно создает такое радостное и праздничное настроение? (Матисс творит чудо из самых простых впечатлений: прозрачная банка с красными рыбками в сочетании с ярко-зелеными листьями создает ощущение свежего солнечного утра. Сочетание самых простых форм и чистых ярких цветов по-детски красиво, превращается в образ, который носит жизнеутверждающий характер.)

V. Итог урока.

Учитель. Вспомните слова Лиса из сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Раскрывайте глаза до самых глубин своего сердца, и необычный взгляд на мир станет для вас единственно возможным.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта «Аромат солнца».