twitter ВКонтакте facebook

МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ЯПОНСКОГО ПОЭТА КОБАЯСИ ИССЫ

Страницы учебника: 93–94.

Цель: помочь детям увидеть чуткое, трепетное и бережное отношение японского поэта к природе.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

                   Чужих меж нами нет!

                   Мы все друг другу братья

                   Под вишнями в цвету.

II. Объявление темы и постановка целей урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с японской поэзией – хокку. Вы познакомитесь с трехстишиями поэта Кобаяси Иссы.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение первого трехстишия.

– Какую картину нарисовало ваше воображение? (Удивительную картину праздника природы под ясной луной, где гости – цветы, деревья, даже маленький кустик – желанный гость.)

Поэт заступается за крошечный кустик; нетрудно понять, что тем самым он встает на защиту обездоленного человека, и мы узнаем в этих словах мечту о равенстве людей.

2. Чтение второго трехстишия.

– Вдумайтесь в строчки этого хокку. Как вы понимаете его смысл? (Лирический герой бережно относится к каждой травинке, к каждому живому существу на земле.)

Хокку – лирическое стихотворение о природе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.

– Какое восприятие мира – выраженное во впечатлении старика или из замечания его соседа – кажется тебе более поэтичным? (Первое хокку очень поэтично. Взошедшая луна льет свой загадочный волшебный свет на все предметы окружающего мира. Даже «мелкий кустик» – полноправный участник этого чуда. Второе хокку более поэтичное и утонченное.)

– Какое хокку Исса из этих двух, с твоей точки зрения, Метерлинк и Бальмонт оценили бы очень высоко, как выражающее их собственное восприятие мира? (Именно второе хокку понравилось бы Метерлинку и Бальмонту, потому что надо обладать «истинным зрением», чтобы увидеть и сохранить в памяти красоту, которая не видна явно. Сияние светлячков – это как видимая Душа Травы, которая днем не различима, если смотреть на траву обыденным взглядом.)

Хокку – это поэтическая картина, написанная одним-двумя штрихами. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого необязательно рисовать картину во всех ее деталях. «Японское трехстишие обязательно требует от читателя работы воображения, участия в творческом труде поэта. В этом главная особенность хокку. Все растолковывать до конца – это значит не только погрешить против японской поэзии, но и лишить читателя большой радости самому вырастить цветы из горсти семян, щедро рассыпанных японскими поэтами». (По В. Марковой.)

– Прочитаем хокку К. Иссы, постараемся понять их смысл и красоту...

3. Самостоятельная работа.

Ученики получают листки с написанными на них хокку К. Иссы.

           По дороге не ссорьтесь,

           Помогайте друг другу, как братья,

           Перелетные птицы!

           Наша жизнь – росинка,

           Пусть лишь капелька росы

           Наша жизнь – и все же.

           Чужих меж нами нет!

           Мы все друг другу братья

           Под вишнями в цвету.

           Тсс... Хоть на миг

           Замолчите, сверчки луговые.

           Начинается дождь.

           Верно, в прежней жизни

           Ты сестрой моей была,

           Грустная кукушка?

Дополнительное задание: сочинить хокку (при этом часть детей придумывают свое трехстишие полностью, кто-то сможет сочинить хокку по первой строке, кто-то допишет третью строку по двум готовым). Можно использовать следующие трехстишия Басё:

           Тишина кругом.

           Проникают в сердце скал

           Голоса цикад.

           Ей только девять дней.

           Но знают и поля и горы:

           Весна опять пришла.

           По горной тропинке иду.

           Вдруг стало мне отчего-то легко.

           Фиалки в густой траве.

Чтение детьми сочиненных хокку.

– Вы сочиняли хокку быстро, под влиянием непосредственного чувства. Вам это удалось.

Физкультминутка

4. «Картинная галерея». Международная выставка «Необычный взгляд на мир».

– Рассмотрите картину австрийского художника Густава Климта «Поле маков». Поделитесь впечатлениями о картине.

Живая река цветов... А может быть, это не цветы, а целое облако разноцветных бабочек, опустившихся на зеленый луг? Или драгоценная ткань, сотканная самой Природой?

– Как художнику удается создать впечатление трепетания, подрагивания многочисленных лепестков? (Художник пишет свой пейзаж, используя технику крошечных точек разного цвета. Это создает впечатление непрерывного движения, трепетания, будто каждая частичка картины – точка (травинка, листок, цветок, бабочка) – живет своей собственной жизнью, но в то же время чувствуется, что это единое целое сообщество – маковое поле. Каждый лепесток подвластен малейшему колебанию воздуха или движению, исходящему от другого лепестка, возникает впечатление непрерывного подрагивания цветов. Художник избегает симметрии – разноцветные точечки то сгущаются, то растекаются, то преобразуются в какие-то струйки. Это сродни японской философии.)

У зрителя возникает непреодолимое желание найти такое поле, ощутить аромат маков, ромашек, васильков, вдохнуть сочный запах молодой травы, полежать на шелковистом зеленом ковре. Наверное, в такие моменты над человеком пролетает Синяя Птица счастья и вспоминаются строки из стихотворения К. Бальмонта:

           Все слились в согласный хор,

           Все сплелись в один узор.

– Как вы думаете, «Поле маков» понравилось бы Морису Метерлинку? А Константину Бальмонту? (Безусловно, художник Г. Климт передал в картине свое видение окружающего мира. Он обнаружил обыкновенную красоту, которую многие люди не видят, потому что она рядом, ее не надо искать, нужно только повиноваться зову своего сердца. То же самое устами своего героя Блаженства говорит М. Метерлинк: «Посмотри повнимательнее, раскрой глаза до самых глубин твоей души!..» Призыв не быть слепым есть и в стихотворении К. Бальмонта «Аромат солнца».)

Взгляд на мир Метерлинка, Бальмонта, Климта схож. Их сближает влюбленность в окружающий мир, умение открыть зрителю, читателю новые грани знакомого мира.

IV. Итог урока.

Учитель. Мы закончили главу. Как бы вы ответили на вопрос, звучащий в ее названии: «Где искать автора?»

Домашнее задание: попробовать сочинить хокку о природе, о друзьях; принести фотографии, открытки для выставки «Необычный взгляд на мир».