twitter ВКонтакте facebook

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. ЧИТАЮ ПЬЕСУ С. МАРШАКА «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»

Цели: познакомить с пьесой С. Маршака «Двенадцать месяцев»; развивать интерес к чтению; на материале прочитанных текстов поразмышлять над поставленными проблемами, обнаружить точку зрения автора.

Оборудование: выставка фотографий, открыток «Необычный взгляд на мир».

Ход урока

I. Организационный момент.

                   Одну простую сказку,

                   А может и не сказку,

                   А может, не простую,

                   Хотим вам рассказать.

   Э. Успенский

II. Актуализация опорных знаний.

– Чем драматическое произведение отличается от сказки? (Ответы детей.)

Обобщение ответов (вывод): содержание сказки в драматическом произведении передается в речи и поступках действующих лиц, отсутствуют описания.

III. Введение в тему.

Учитель. Сегодня на урок «Наедине с книгой» вы принесли произведение С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Поделитесь впечатлениями. (Высказывания детей о драматической сказке.)

Бродят по сказкам разных народов схожие сюжеты. История про бедную падчерицу и злую мачеху – один из таких «бродячих» сюжетов.

– Незадолго до войны С. Я. Маршак пересказал сказку «Двенадцать месяцев» по мотивам славянских сказок. Потом он превратил ее в пьесу. Подумайте, почему? (Маршак считал, что в пьесе можно говорить «не только словами, но и действием – языком, понятным всем».)

Пьесы – это драматические произведения, обычно для постановки в театре. Сыгранная на сцене пьеса – это спектакль.

IV. Объявление темы. Постановка целей урока.

– В какое время года происходит действие? (Зимой.)

             Величава Зима –

             Называть ее хочется

             Не по имени просто,

             А по отчеству.

             Ой, Зима, ты – Морозовна!

             Ой, Зима, ты – Метельевна!

             Утром кажется розовым

             Снег под синими елями.

             Ветер в ветках березовых

             Сыплет хлопья на головы...

                  К. Ибряев

– Подумайте, почему эта история случилась именно зимой? ( Высказывания детей.)

– Давайте выясним, что в этой сказке реально могло бы быть, а что является вымыслом.

 

             У природы живые краски,

             Миллионы лучистых соцветий,

             Для чего чудеса из сказки,

             Если в жизни их можно встретить?

– Сравним эту драматическую сказку с народной и определим ее основную мысль.

             Сказка – ложь, да в ней намек –

             Добрым молодцам урок.

             Проведем анализ пьесы,

             Чтоб ответить на вопросы.

V. Работа по содержанию пьесы.

Характеристика героев.

– Сколько действующих лиц в пьесе-сказке? Назовите их.

– Выделите среди них главных героев. (Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, 12 месяцев.)

– Укажите черты сходства и различия с народной сказкой. (Сходство: в народных сказках часто встречаются такие герои, как мачеха с дочкой и падчерица, солдат, королева, лесные звери; есть народная сказка про 12 месяцев. Различие: действующие лица литературного происхождения – Учитель Королевы, Гофмейстерина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и вся королевская свита.)

– Составьте словесную характеристику Падчерицы. (Добрая, милая, работящая, вежливая, верна слову.)

– Что вы узнали о Падчерице из рассказов братьев-месяцев? Прочитайте.

(Январь (вполголоса). Я её сразу узнал, как только увидел. И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днём на ней были. Мы, зимние месяцы, её хорошо знаем. То у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. И всегда она весёлая, приветливая, идёт себе – поёт. А нынче приуныла.

Июнь. И мы, летние месяцы, её не хуже знаем.

Июль. Как не знать! Ещё и солнце не встанет, она уже на коленях возле грядки – полет, подвязывает, гусениц обирает. В лес придёт – зря ветки не сломит. Спелую ягоду возьмёт, а зелёную на кусте оставит: пусть себе зреет.

Ноябрь. Я её не раз дождём поливал. Жалко, а ниче­го не поделаешь – на то я осенний месяц!

Февраль. Ох, и от меня она мало хорошего видела. Ветром я её пробирал, стужей студил. Знает она Февраль-месяц, да зато и Февраль её знает. Такой, как она, не жалко среди зимы весну на часок подарить.

Апрель. Отчего же только на часок? Я бы с ней век не расставался.

Сентябрь. Да, хороша девушка!.. Лучшей хозяйки нигде не найдёшь.

Апрель. Ну, если по нраву она вам всем, так подарю я ей своё обручальное колечко!

Декабрь. Что ж, дари. Дело твоё молодое!

(Из-за деревьев выходит Падчерица. В руках у неё корзинка, полная подснежников.)

Январь. Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.)

– У каждого месяца по сказке свой возраст, свой характер. Расскажите, как вы их себе представляете. (Январь – с белой бородой и посохом, в красивом узорчатом одеянии со снежинками; Май – нежно-зеленый, походка у него веселая, стремительная. У него нежно-зеленые кудри, голос звонкий, благодаря птичьим песням. Апрель – одет в зеленый плащ, в руке держит посох, который ему дал брат Январь.)

           Говорят, под Новый год,

           Что ни пожелается,

           Все всегда произойдет,

           Все всегда сбывается!

– Расскажите, как эти стихотворные строчки сочетаются с сюжетом сказки.

Королева – это человек, от которого зависит жизнь государства. Но Маршак нам показал другую Королеву – безответственную, своевольную, неблагодарную, в силу своих недостатков очень одинокую.

– Прочитайте отрывки из пьесы, из которых мы узнаем характер королевы. (Один из вариантов ответа:

Королева. Вы, конечно, опять заметили какую-нибудь ошибку. Надо писать «кознить», что ли?

Профессор. Нет, вы правильно написали это слово – и всё-таки сделали очень грубую ошибку.

Королева. Какую же?

Профессор. Вы решили судьбу человека, даже не задумавшись!

Королева. Ещё чего! Не могу же я писать и думать в одно и то же время.

Профессор. И не надо. Сначала надо подумать, а потом писать, Ваше величество!

Королева. Если бы я слушалась вас, я бы только и делала, что думала, думала, думала и под конец, наверно, сошла бы с ума или придумала бог знает что... Но, к счастью, я вас не слушаюсь... Ну, что у вас там дальше? Спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из классной!

Профессор. Осмелюсь спросить Ваше величество: сколько будет семью восемь?

Королева. Не помню что-то... Это меня никогда не интересовало... А вас?

Профессор. Разумеется, интересовало, Ваше величество!

Королева. Вот удивительно!.. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел.

Профессор. Как угодно Вашему величеству!.. (Грустно и покорно собирает книги.)

Королева (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним). Право же, хорошо быть королевой, а не простой школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель.)

– Почему встреча Падчерицы и Королевы произошла в лесу? (Королеве самой захотелось посмотреть все, о чем она услышала от Мачехи; во дворце Королева не была бы так наказана.)

Братья-месяцы заставили Королеву задуматься о том, что такое доброта.

– За что были наказаны Мачеха и ее дочка? Докажите.

(1. Они были очень завистливыми.

Дочка. До того она мне надоела, сказать не могу. За ворота выйти нельзя – все соседи только про нее и говорят: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница – золотые руки!», «Красавица – глаз не отвести!» А чем я хуже ее?

Старуха. Что ты, доченька, по мне ты лучше, а не хуже. Ведь она хитрая – подольститься умеет. Тому поклонится, этому улыбнется.

2. Плохо относились к Падчерице, желали ей смерти.

Старуха. Платок свой ей отдала, совсем хороший платок, и семи лет его не проносила, а потом разве что квашню укутывала. Башмачки твои позапрошлогодние донашивать ей позволила, – жалко, что ли? А уж хлеба сколько на нее идет! Утром кусок, да за обедом краюшка, да вечером – горбушка.

Старуха. Отчего бы ее не послать? Лес недалеко, сбегать недолго. Наберет она цветочков – мы с тобой их во дворец снесем, а замерзнет – ну, значит, такая ее судьба. Кто о ней плакать станет?

3. Подлые, лживые.

Старуха. Колечко! Да какое! Откуда оно у тебя?

Дочка. То-то откуда! Зашла я к ней, стала ее будить, а она и не слышит. Схватила я ее за руку, разжала кулак, глядь, а на пальце у нее колечко светится. Я потихоньку колечко стянула, а будить больше не стала – пускай себе спит!

* * *

Старуха (выступая вперёд, откашливается и кланяется). Рассказывать-то, Ваше величество, дело нетрудное. Труднее было подснежники в лесу отыскать. Как услышали мы с дочкой королевский указ, так и подумали обе: живы не будем, замёрзнем, а волю её величества исполним. Взяли мы по метёлке да по лопатке и пошли себе в лес. Метёлками перед собой тропинку расчищаем, лопатками сугробы разгребаем. А в лесу-то темно, а в лесу-то холодно... Идём мы, идём – краю леса не видать. Смотрю я на дочку свою, а она вся окоченела, руки-ноги трясутся. Ох, думаю, пропали мы обе...

Королева. Ну, а дальше что было?

Старуха. Дальше, ваше величество, было ещё хуже. Сугробы всё выше, мороз всё крепче, лес всё темнее. Как дошли, сами не помним. Прямо сказать, на коленках доползли...

Гофмейстерина (всплёскивает руками). На коленках? Ах, как страшно!

Королева. Не перебивайте, гофмейстерина! Рассказывай дальше.

Старуха. Извольте, Ваше величество. Ползли мы, ползли да и добрались до самого этого места. И уж такое чудесное место, что и рассказать нельзя. Сугробы стоят высокие, выше деревьев, а посерёдке озеро, круглое, как тарелочка. Вода в нём не мёрзнет, по воде белые уточки плавают, а по берегам цветов видимо-невидимо.

Королева. И всё подснежники?

Старуха. Всякие цветы, Ваше величество. Я таких и не видывала.)

Физкультминутка

VI. Продолжение работы над пьесой.

Анализ эпизодов.

– Определите ключевые эпизоды в пьесе. (Указ Королевы, встреча Падчерицы и Королевы.)

– Объясните свой выбор.

– Какие эпизоды показались вам смешными? Прочитайте.

(1-й эпизод. Разговор лесных жителей. 2-й эпизод. Превращение Мачехи с дочкой в собак.)

– Что в пьесе, по вашему мнению, реально, а что вымысел? (Реально: капризная Королева, злоба и жадность Мачехи, доброта Солдата, сердечность и порядочность Падчерицы; фантастично: существование братьев-месяцев в облике людей, встреча с ними у костра, превращение зимы в весну.)

VII. Закрепление изученного.

– В чем заключается основная идея пьесы? (Добро всегда побеждает зло, силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.)

Падчерица побеждает суровые законы Времени, так как она способна жить в гармонии со Временем и природой, которая открывает ей всю свою красоту, свою тайну.

      Цветок весны, идущий к нам по снегу, –

      Простой цветок,

      Но сколько он несет

      Добра и радости, и счастья человеку.

VIII. Итог урока.

Дети заранее объединились в творческие группы и подготовили инсценировки эпизодов пьесы.

Инсценирование отрывка пьесы-сказки (встреча у костра, приход в зимний лес и др.).

      Пришла пора сказать:

      – До новой встречи!

      Окончен новогодней сказки бал!

      В гостях мы побывали у друзей сердечных,

      Счастливый случай подлых наказал!