twitter ВКонтакте facebook

МИР ГЛАЗАМИ ТРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА (по рассказу А. П. Чехова «Гриша»)

Уроки 73–74 (1–2)

Страницы учебника: 95–101.

Цели: помочь увидеть мир глазами трехлетнего ребенка, героя рассказа А. П. Чехова «Гриша»; оценить его живое, свежее, наивное мировосприятие.

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

– Рассмотрите шмуцтитул. Прочитайте название восьмой главы. («Вселенная прозы. Автор – и великий актер, и поэт».)

– Предположите, почему автора литературного произведения называют великим актером и поэтом. (Автор литературного произведения раскрывает характеры своих героев, их внутренний мир. Для этого ему необходимо перевоплощаться в тех, о ком он пишет, то есть как бы «проигрывать их жизнь» в своем воображении. Автор – единственный актер театра, имя которому – литературное произведение. Автор любит своих героев, смотрит на них не обыденным, прозаическим взглядом, а поэтически.)

III. Объявление темы уроков.

Чтение учителем (с. 96).

– Чтобы «открыть мир заново», то есть увидеть его как бы впервые, свежим взглядом, надо посмотреть на него глазами поэта или ребенка или еще как-нибудь необычно. Как же смотрит на мир Антон Чехов в рассказе «Гриша»? (А. П. Чехов смотрит на мир глазами трехлетнего мальчика Гриши.)

IV. Работа по теме уроков.

1. Беседа по содержанию. Анализ произведения.

– А вы помните себя в таком нежном возрасте? Есть ли в Гришином восприятии мира какие-то впечатления, которые сходны с вашими, совсем детскими? (Ответы детей.)

– Вы помните свое первое восприятие какого-нибудь года (вас ведь могла поразить какая-нибудь особенность), или какой-нибудь игрушки, или свое первое впечатление от животного? (Высказывания учащихся.)

– Можно ли по описанию «четырехугольного мира» понять, что он увиден глазами совсем маленького мальчика? (Конечно, можно. Для Гриши существует хорошо ему знакомое домашнее пространство, которое делится на обжитое (детская, столовая)  и просто знакомое.)

– Какие предметы знакомы Грише? (В обжитом пространстве Гриша знает все предметы. В детской это: сундук, стул, катушки от ниток, бумажки, коробка без крышки, кукла, сломанный паяц, в столовой: стул на высоких ножках, часы. В другой комнате: красные кресла, ковер с темным пятном. Поскольку Гриша довольно долго существует в этом домашнем пространстве, он знает все вещи, которые в нем находятся.)

– Как перечисляются все эти вещи? (Перечисляются все, более подробно перечисляются те, что лежат под кроватью и за нянюшкиным сундуком.)

– Почему? (Это взгляд ребенка, который  смотрит с нижней точки зрения, ползая по полу, для него не существует разницы между тем убранством комнаты, которое видно всем, и тем ее беспорядком, который виден только ему.)

– Какие живые существа окружают Гришу? (Что касается живых существ, которые окружают Гришу, то это нянька, мама, папа и кошка; причем Гриша не делает различий между мамой и кошкой: они при перечислении стоят рядом. «В этом мире, кроме няни и Гриши, часто бывают мама и кошка».)

– С чем сравнивает Гриша окружающие предметы? (Все, что окружает Гришу, он сопоставляет и сравнивает: мама похожа на куклу, а кошка – на папину шубу, «только у шубы нет глаз и хвоста».)

– Какое значение определил Гриша различным вещам? Почему? (Значение вещей Гриша понимает также в силу возраста: часы существуют только для того, «чтобы махать маятником и звонить». Кроме того, существование других людей Гриша оправдывает только теми их действиями, которые связаны с ним, с Гришей: «Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего существует папа – неизвестно. Еще есть другая загадочная личность – это тетя, которая подарила Грише барабан. Она то появляется, то исчезает». Все его восприятие мира замкнуто на нем самом, на Грише: есть комната, куда его, Гришу, не пускают. Есть мокрое пятно на ковре, за которое ему, Грише, «до сих пор грозят пальцем». Все это вместе – реконструкция взгляда ребенка на окружающий мир.)

Вывод. Взгляд на мир Гриши по-детски наивен: существование других людей оправдывается только тем, что они обслуживают его, Гришу; предметы сравниваются с людьми и животными; мама и кошка стоят в одном ряду.

– Как Гриша воспринимает «новый мир» людей, животных? (Всех людей, которые встречаются Грише на улице, он считает папами, мамами, нянями: «в этом же новом мире, где солнце режет глаза, столько пап, мам, теть, что не знаешь, к кому и подбежать», – сравнивая их с собственными папой и мамой, тетей и няней.)

– Как Гриша воспринимал лошадей? А солдат? А кошек? А человека, который подошел к его няне? Тот дом, куда он попал вместе с няней? Печку? (Гришу пугают лошади, они «странные и нелепее всего» того, что он знает. «Гриша глядит на их двигающиеся ноги и ничего не может понять». При виде солдат «Гриша весь холодеет от ужаса и глядит вопросительно на няньку: не опасно ли?», потом, убедившись, что опасности нет, «начинает шагать им в такт». Человека, подошедшего к няне, Гриша сразу приравнивает к папе, маме и кошке, то есть все, что он видит в «новом мире», не страшно и наполняет Гришину душу чувством наслаждения.)

Вывод. Новый мир понравился Грише, в нем много непонятного, но притягательного. Взрослые (няня) не пытаются открыть этот мир для Гриши, ответить на вопросы ребенка.

– Можно ли сказать, что главное в его крошечном опыте – СРАВНЕНИЕ и ПОДРАЖАНИЕ? (Все реакции на новое носят подражательный характер. Так, Гриша всегда смотрит на няню: если няня не боится, значит, и ему не страшно. Гриша думает, глядя на перебегающих дорогу собак, что это «две большие кошки с длинными мордами, с высунутыми языками и с задранными вверх хвостами», – поскольку в его детском опыте нет собак, но есть только кошки. Гриша уверен, что раз эти «кошки» бегут, то и ему нужно бежать.)

– Пытаются  ли  понять  Гришу  окружающие  его  люди:  няня,  мама? (Взрослые полностью игнорируют внутренний мир ребенка. Особенно это касается няни, с которой Гриша проводит большую часть времени. Няня не понимает, почему Гриша вдруг бросился бежать. «Стой! – кричит ему нянька, грубо хватая его за плечи. – Куда ты? Нешто тебе велено шалить?» Няня не понимает, что у Гриши пока не сформировано понятие «чужого», и когда он берет чужой апельсин, она очень грубо его одергивает: кричит на него, вырывает апельсин и называет дураком. Няня не понимает и того, что Грише душно и жарко стоять около печки, что он пугается печки, она просто не обращает на него внимания: «Ну, ну, ну! – кричит нянька. – Подождешь!» Няня каждый раз не обращает на Гришу внимания до тех пор, пока он не начинает мешать. Она вся в своих делах, Гриша для нее не предмет душевной заботы и привязанности, а что-то вроде чужой собачки, которую нужно выгуливать. Именно поэтому она не запрещает кухарке дать ему отпить водки, хотя это и вредно совсем маленькому ребенку. Няня даже и не пытается понять Гришу. Мама же хочет понять Гришу, но не может. Она не понимает Гришу потому, что не была рядом с ним в течение всего дня, не наблюдала его: она не может разделить и понять его впечатлений.)

– Впечатлительный  ли  мальчик  Гриша?  Сочувствует  ли  ему  автор? («Блеск солнца, шум экипажей, лошади, светлые пуговицы, всё это так поразительно ново и не страшно, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения, и он начинает хохотать». А потом и другие строчки: «Вернувшись домой, Гриша начинает рассказывать маме, стенам и кровати, где он был и что видел. Говорит он не столько языком, сколько лицом и руками. Показывает он, как блестит солнце, как бегают лошади, как глядит страшная печь и как пьет кухарка...»; «Вечером он никак не может уснуть. Солдаты с вениками, большие кошки, лошади, стеклышко, корыто с апельсинами, светлые пуговицы, – все это собралось в кучу и давит на его мозг. Он ворочается с боку на бок, болтает и в конце концов, не вынося своего возбуждения, начинает плакать». Все эти характеристики, которые дает автор мальчику, его поведению и его реакциям,  говорят о том, что это очень восприимчивый и впечатлительный ребенок. Все поведение Гриши описано с большим сочувствием. Автор обозначает контраст между свежим детским восприятием, жадно впитывающим всякое новое впечатление, распахнутым  навстречу миру, и банальными, равнодушными реакциями взрослых людей. Именно поэтому так символично звучит последнее предложение, завершающее рассказ: «И Гриша, распираемый впечатлениями новой, только что изведанной жизни, получает от мамы ложку касторки».)

Вывод. Необычное свежее восприятие мира ребенком сталкивается с равнодушием взрослых, которые не могут или даже не пытаются понять его внутренний мир.

Физкультминутка

2. «Международная выставка».

– Посетим  «Международную выставку» «Необычный взгляд на мир» и посмотрим там «Семейный портрет» Анри Матисса. Как вам кажется, художнику удалось сохранить детский взгляд на мир? (Конечно, удалось. Яркие цветовые отношения сообщают картине праздничный характер.)

– Отметьте отдельные детали картины, которые делают ее по-детски наивной и трогательной. (Упрощенность в изображении фигур и обстановки комнаты. Намеренная плоскостность и специальное легкое нарушение пропорций делают изображение свежим, наивным и непосредственным. Детский взгляд на мир выражается и в том, что каждая плоскость (стены, диванчиков, камина, ковра) заполнена своим узорчиком, очень тщательно написанным. Нет ни одного пустого, незаполненного, скучного сантиметра холста. Глядя на эту картину, зритель ощущает необычную насыщенность цветов, напоминающих пестрый восточный ковер, и нарядный и жизнерадостный характер всего произведения.)

А. Матисс сознательно отвергал современные художественные приемы, в живописи искал простоту и доходчивость.

– Возникло ли у вас ощущение уюта, домашнего тепла? С чем это связано? (Каждый в семье занят своим делом, но все члены собрались в одной комнате, чтобы быть ближе друг к другу, – в семье царит гармония и любовь.)

Художник изобразил свою семью: Амели (жена художника), дочь Маргерит и играющих в шахматы сыновей Пьера и Жана.

– Почему именно после рассказа Чехова «Гриша» мы рассматриваем картину А. Матисса? (Взгляд художника здесь сродни взгляду ребенка на мир: так ярки и насыщенны краски, так проста и вместе с тем гармонична композиция.)

– Найдите на выставке и картину Павла Филонова «Семья крестьянина». Видите, что все окружающее людей пространство заполнено растениями, цветами, птицами и животными? Как вы думаете, что хочет этим сказать художник? (Весь мир крестьянских забот плотно обступает крестьянскую семью. Семья крестьянина – это не только его жена и ребенок, но и лошадь, собака, куры, цветы и растения. Все сплетается в единое изображение, все составляет неразрывное целое. Каждый кусочек воздуха одухотворен: все пронизано цветением и жизнью, которая буквально напирает. Художнику Филонову, безусловно, близко то, как воспринимают мир дети: мир почти не делится на главное и не главное – все является главным; все одинаково прекрасно; все – сразу целый огромный мир.)

– Случайно ли, что в центре картины изображен ребенок? Обратите внимание на то, что невинная нагота ребенка контрастирует с окружающим миром. (В центре картины дитя как центр вселенной. Светящаяся чистая нагота символизирует чистую душу ребенка, в которой каждый взгляд, каждое слово, каждое движение оставит вой неизгладимый след.)

V. Итог уроков.

– Чей взгляд на мир вам близок? Трехлетнего Гриши? Его няни? Других взрослых? А. Матисса? П. Филонова? (Высказывания детей.)

Домашнее задание: попробуйте перевести в слова язык лица и рук, которыми Гриша рассказывал о своих впечатлениях; составьте рассказ «Новый мир» от лица Гриши.