Follow @Pyccstudy |
Уроки
75–76
(3–4)
Страницы
учебника: 102–110.
Цели:
учить смотреть на мир глазами героя;
находить в подобных текстах точку зрения автора.
Ход
уроков
I.
Организационный момент.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться...
II.
Постановка целей уроков.
–
Посмотрите на
мир глазами героев рассказа Антона Чехова
«Белолобый» и попытайтесь
проникнуть в мир «больших» и мир
«маленьких», увидеть отличия и разобщенность
этих двух миров.
III.
Изучение нового материала.
–
Что вам
понравилось в рассказе «Белолобый»? (А.
П. Чехов использует широко
распространенный в фольклоре и литературе прием очеловечивания
животных. Но у
писателя внутренний мир волчицы воспроизводится подробно, каждый ее
поступок
объясняется, мотивируется.)
–
Покажите,
обращаясь к тексту, что автор понимает заботы волчихи и ее трудности,
что он
очень хорошо знает ее повадки и особенности поведения. (Волчиха
«была уже не
молода, и чутье ее ослабело», но ей необходимо прокормить не
только себя, но и
троих волчат. Поиск пищи – главная забота волчицы. Трудностей
у волчихи было
много. Самая большая – утрата чутья. «Волчиха была
слабого здоровья,
мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как
бы дома
без нее кто не обидел волчат». «Она была уже не
молода и чутье у нее ослабело,
так что, случалось, лисий след она принимала за собачий и иногда даже,
обманутая чутьем, сбивалась с дороги, чего с нею никогда не бывало в
молодости.
По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов,
как
прежде, и уже далеко обходила лошадей с жеребятами, а питалась одною
падалью;
свежее мясо ей приходилось кушать очень редко, только весной, когда
она,
набредя на зайчиху, отнимала у нее детей или забиралась к мужикам в
хлев, где
были ягнята».)
–
А. П. Чехов
хорошо знает повадки волчихи. Какие это повадки? Перечислите. (Прежде
чем
идти на охоту, она облизывала своих волчат; при мысли о еде
«зубы у нее щелкали
и глаза светились в потемках, как два огонька»,
«жила она с волчатами в
неглубокой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем
высокую
старую сосну, отчего и образовалась эта яма. Теперь на дне ее были
старые
листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли
волчата»,
«обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им
поиграть добычей; и
теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с
ним,
волчиха думала: «Пускай приучаются». Все эти
описания основаны на очень точных
и достоверных наблюдениях. Чехов пишет так, что саму волчиху, ее
поведение, ее
самоощущение читатель хорошо представляет.)
–
Покажите, что
автор сочувствует и сопереживает волчихе, что он награждает ее
совершенно
человеческими характеристиками. (Чехов сочувствует волчихе,
на это указывают
прилагательные: «мнительная», «слабого
здоровья», «вздрагивала от малейшего
шума», «обманутая чутьем» и т. п. Во
втором абзаце текста читаем: «едва
высунешь язык, как его начинало сильно щипать» –
автор говорит не о собственном
языке. Он проникается ощущениями волчихи. Чехов пишет о волчихе:
«думала»,
«помнила», «соображала»:
«волчиха... все думала о том, как бы дома без нее кто
не обидел волчат»; наблюдая за шатающимся Игнатом,
«волчиха думала, что это от
ветра». Или: «Зачем он бежит за мной? –
думала волчиха с досадой. – Должно
быть, он хочет, чтобы я его съела». «Думала... с
досадой» – так можно сказать о
человеке или о звере, если награждаешь его человеческими эмоциями и
переживаниями. «Съем-ка его...» – решила
волчиха. Она подошла к нему, а он
лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть с ним. В
былое время
она едала собак, но от щенка сильно пахло псиной, и, по слабости
здоровья, она
уже не терпела этого запаха; ей стало противно, и она отошла
прочь...»)
–
Перечитайте
внимательно четвертый и пятый абзацы рассказа. Кто так воспринимает
сторожа
Игната? Автор? Волчиха? (Это восприятие волчихи. В скобках
уточнение:
«волчиха думала, что это от ветра».)
–
Расскажите об
отношениях Белолобого и волчат. (Ответы детей.)
–
Кто наблюдает
за игрой малышей? А еще кто? (За игрой волчат наблюдала
мать-волчиха и
вороны, которые «очень беспокоились».)
–
Перескажите
отрывок текста от момента первого впечатления щенка от волчат и волчат
от
щенка: когда волчата не обращали на щенка внимания, а он лаял до
хрипоты.
–
Какую
целостную картину рисует автор? («Стало шумно и
весело. Солнце припекало уже
по-весеннему…» – пишет Чехов, тем самым
показывая, что даже природа принимает и
одобряет игру малышей.)
–
Каким вы
представляете себе Белолобого? Устно нарисуйте его. («Теперь,
при дневном
свете, легко уже было рассмотреть его... Белый лоб у него был большой,
а на лбу
бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие,
голубые,
тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое».)
–
Кто считает, что Белолобый глупый? (Уточнение
«теперь, при дневном свете»
указывает, что это волчиха рассматривает щенка и считает его глупым.
Ночью
волчиха не успела рассмотреть Белолобого.)
–
А
ещё кто? Щенок действительно очень глупый? (Странник и сторож
Игнат считают
щенка глупым. «– Ничего... – ответил
Игнат. – Пустое дело. Повадился наш
Белолобый с овцами спать, в тепле. Только нет того понятия, чтобы в
дверь, а
норовит все как бы в крышу. Намедни ночью разобрал крышу и гулять ушел,
подлец,
а теперь вернулся и опять разворошил крышу. – Глупый.
– Да пружина в мозгу
лопнула. Смерть не люблю глупых, – вздохнул Игнат, полезая на
печь...»)
–
Какое
отношение вызывает Белолобый у читателя (у вас)? (Щенок
маленький, он не
делает ничего предосудительного.)
–
Видите ли вы какое-нибудь сходство в рассказах
«Гриша» и «Белолобый»: трудно
ли
в мире быть маленьким? (Малыши в рассказе – волчата
и Белолобый. Волчата
любимы своей матерью, она не прогоняет Белолобого, а позволяет волчатам
играть
с ним. Но Белолобому она не сочувствует, в нем она видит причину
неудачной
охоты. Никто не желает понять щенка. «Повадился наш Белолобый
с овцами спать, в
тепле, – говорит Игнат.» Он даже не задумывается,
почему щенок, который всегда
входил в сарай через дверь, вдруг ни с того ни с сего полез туда через
крышу.
«А утром он подозвал к себе Белолобого, больно оттрепал его
за уши и потом,
наказывая его хворостиной, все приговаривал: ходи в дверь! Ходи в
дверь! Ходи в
дверь!» Финалы рассказов «Гриша» и
«Белолобый» похожи: «маленькие»
безвинно
наказаны; «большие» не потрудились разобраться в
ситуации.)
IV.
Итог уроков.
–
Можно ли сказать, что рассказ «Гриша» написан от
лица Гриши, а рассказ
«Белолобый» – от лица волчицы? (Нет.
Рассказ «Гриша» написан от лица автора,
но мир в этом рассказе показан глазами ребенка. Рассказ
«Белолобый» написан от
лица волчицы, и читатель смотрит на мир глазами волчицы.)
С
постоянным
интересом и вниманием обращался А. П. Чехов к проблеме детства. Его
глубоко
волновала мысль о разобщенности двух миров – мира
«больших» и мира «маленьких».
Об этом он написал много рассказов: «Беглец»,
«Ванька», «Спать хочется»,
«Мальчики»,
«Каштанка» и др.
Домашнее
задание: подумать
над вопросом: почему автор
учебника поместил этот рассказ А. П. Чехова в данную главу?