twitter ВКонтакте facebook

ЗНАКОМЬТЕСЬ – ДНЕВНИК, НАПИСАННЫЙ СОБАКОЙ (С. Черный «Дневник фокса Микки»)

Страницы учебника: 110–114.

Цель: познакомить с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки.

Оборудование: запись песни «Это знает каждый» из кинофильма «Приключения Электроника».

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня «Это знает каждый» из к/ф «Приключения Электроника».

II. Проверка домашнего задания.

– Почему автор учебника поместил этот рассказ А. П. Чехова в данную главу? (Ответы детей.)

III. Введение в тему урока.

Слово учителя. Собаки... Сколько их и какие они все разные!

Есть совсем маленькие – они умещаются на ладони, есть великаны. Есть длинноногие, и есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других – торчком.

Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они – самые верные наши друзья. Самые верные – потому что ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.

Собаки живут в наших домах и выполняют свое главное предназначение – быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее. Декоративных собак вы видели и в цирке.

           А на что способны шпицы,

           Можно в цирке убедиться:

           Он танцует, и играет,

           И по карточкам считает,

           Прыгает через каркас.

           А таблицу умноженья

           Знает он не хуже вас.

           ...Размечтался зритель Вася,

           Ученик второго класса:

           «Вот бы мне такого шпица –

           Ах, как стал бы я учиться!»

           А в шестом ряду партера

           Размечталась тётя Вера:

           «Вот бы шерсть такого шпица

           Мне попала бы на спицы!»

           ...Цирк грохочет:

           «Браво! Бис!

           Замечательный артист!»

IV. Постановка целей урока.

Учитель. Мы начинаем знакомство с «Дневником фокса Микки». Это новый жанр – повесть, написанная в форме дневника от лица собаки, умеющей писать.

V. Работа по теме урока.

1. Чтение главы «О Зине, о еде, о корове и т. п.».

2. Беседа по вопросам.

– Покажите, обращаясь к тексту «Дневника», что он действительно написан от лица собачки. («Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку...». «Гав. Я умею думать – и это самое главное». «Читать я немножко умею: детские книжки с самыми крупными буквами и др.». Щенок – автор дневника, весь мир мы видим его глазами.)

– Какова форма повествования этого произведения? (Форма повествования от первого лица: я, мне, меня, моя и т. д.)

– Любит ли фокс Микки свою хозяйку Зину? Из чего видно его отношение к ней? (Фокс сравнивает Зину с самим собой: она «больше похожа на фокса, чем на девочку» – это высший комплимент. Свидетельством любви совершенно необязательно являются слова «люблю Зину»; Зина присутствует во всех размышлениях фокса Микки. Если он говорит о своих успехах в письме, он сравнивает себя именно с Зиной. Если рассуждает о любви людей к еде, то тут же вспоминает Зину (даже дважды!); когда думает об удовольствиях (барахтаться и визжать на траве после обеда), опять вспоминает Зину. Потом вспоминает об общей нелюбви – своей и Зининой – к яйцам. Зина все время на языке у фокса Микки.)

– Любит ли Зина фокса Микки? (Конечно, любит. Она играет с фоксом, показывает ему свои тетрадки, визжит и барахтается вместе с Микки на траве перед домом.)

– Какими недостатками обладают люди, с точки зрения фокса? А ещё какими? О чем фокс мечтает? (Люди, с точки зрения фокса, все время едят, они несправедливы и невнимательны: обвиняют фокса в том, что он много ест, а сами почти не кормят его; обладают очень плохим вкусом – едят и пьют всякую гадость; слишком много говорят, точно у каждого граммофон в животе завели.)

– О чем же это говорит? «Зачем эти горошки, морковки, сельдерейки и прочие гадости, которыми они портят жаркое?» На какой же человеческий недостаток намекает фокс Микки в данном случае? (Плохой вкус: ничего не понимают в настоящей еде. «Меня называют обжорой... А сами...» – несправедливость.)

Фокс мечтает о том, чтобы ничего не варили и не жарили, чтобы «не было кухарок, – они совсем не умеют обращаться с порядочными собаками. Ели бы все на полу, без посуды, – мне было бы веселей. А то всегда сидишь под столом, среди чужих ног. Толкаются, наступают на лапы. Подумаешь, как весело!..

Или еще лучше: ели бы на траве перед домом. Каждому по сырой котлетке. А после обеда все бы барахтались и визжали, как Зина со мной... Гав-гав!»

– Можно ли назвать Микки наблюдательным? (Фокс очень наблюдателен. Он отмечает, в чем ходит Зина («в девочкиных попонках»); ставит три звездочки, когда заканчивает какую-нибудь мысль (он заметил такую особенность в детских книжках); отмечает очень подробно, что именно едят люди: в том списке, который он составил путем наблюдений, есть и кисель, и суп, и мороженое, целый ряд напитков, включая вино, пиво, кофе, которые Фокс различает по цвету. Фокс путем наблюдений узнал, что корова дает очень много молока, в отличие от кошки, например, а куры несут много яиц.)

– А можно ли назвать его ворчливым? (Ворчливость: ворчуны повторяют одно и то же по нескольку раз, выражают недовольство через повторы, например: Микки говорит: «Едят утром, едят в полдень, едят вечером! »; «Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят!»; «Разве я пристаю, разве я прошу... Разве я ем сладкое?..»; «Зачем эти супы? Зачем эти горошки, морковки?.. Зачем вообще варить и жарить?»; «А сами... После супа, после жаркого, после компота, после сыра...» Такая манера речи характерна именно для ворчливых, брюзгливых людей.)

– Хвастливым? (Фокса можно назвать и хвастливым. Это видно из его умозаключений и заявлений: «Теперь я пишу не хуже Зины»; «Я деликатнее всех собак, потому что я породистый фокс...»)

Физкультминутка

3. Беседа по вопросам (продолжение).

– Как вы относитесь к рассуждениям Микки по поводу коровы и кур:

а) Это глупость – у людей, которые смотрят на мир традиционно и банально, возникает вопрос: а почему мир устроен именно так, а не иначе? Так заведено, значит, так тому и быть. Они посчитали бы рассуждения фокса глупостью.

б) Это логично – так сказали бы люди, обладающие подвижным и рациональным складом ума.

в) Это свежий взгляд на мир – оценили бы необычность чужого восприятия мира, поняли ценность оригинального взгляда на мир те, кто обладает живым поэтическим взглядом на мир.

– Объясните свою точку зрения по этому вопросу.

VI. Итог урока.

– Понравился ли вам фокс Микки? (Герой-рассказчик фокс Микки – наблюдательный, сообразительный, немного ворчливый пес, он гордится своими необычными для собаки умениями писать, думать, рассуждать и преданно любит свою хозяйку, девочку Зину.)

Домашнее задание: читать «Дневник...» (с. 115–119), подготовить рассказ о своей или соседской собаке на тему «Интересный случай в моей жизни» (от лица собаки).