Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 110–114.
Цель:
познакомить с новым жанром – повестью,
написанной в форме дневника от лица собаки.
Оборудование:
запись песни «Это знает каждый» из кинофильма
«Приключения Электроника».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Звучит
песня «Это знает каждый» из к/ф
«Приключения Электроника».
II.
Проверка домашнего задания.
–
Почему автор
учебника поместил этот рассказ А. П. Чехова в данную главу? (Ответы
детей.)
III.
Введение в тему урока.
Слово
учителя.
Собаки... Сколько их и какие они все разные!
Есть
совсем
маленькие – они умещаются на ладони, есть великаны. Есть
длинноногие, и есть
коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят,
у других
– торчком.
Одни
быстрые,
подвижные, другие неуклюжие. И все они – самые верные наши
друзья. Самые верные
– потому что ни одно другое животное не предано человеку так,
как собака, не
служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.
Собаки
живут в
наших домах и выполняют свое главное предназначение – быть
друзьями человека,
делать его жизнь интереснее. Декоративных собак вы видели и в цирке.
А
на что способны шпицы,
Можно
в цирке убедиться:
Он танцует, и играет,
И по карточкам считает,
Прыгает через каркас.
А таблицу умноженья
Знает он не хуже вас.
...Размечтался зритель Вася,
Ученик второго класса:
«Вот бы мне такого шпица –
Ах, как стал бы я учиться!»
А в шестом ряду партера
Размечталась тётя Вера:
«Вот бы шерсть такого шпица
Мне попала бы на спицы!»
...Цирк грохочет:
«Браво! Бис!
Замечательный артист!»
IV.
Постановка целей урока.
Учитель.
Мы
начинаем знакомство с «Дневником фокса Микки». Это
новый жанр – повесть,
написанная в форме дневника от лица собаки, умеющей писать.
V.
Работа по теме урока.
1.
Чтение главы «О Зине, о еде, о корове и т. п.».
2.
Беседа по вопросам.
–
Покажите,
обращаясь к тексту «Дневника», что он действительно
написан от лица собачки. («Моя
хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку...».
«Гав. Я умею думать –
и это самое главное». «Читать я немножко умею:
детские книжки с самыми крупными
буквами и др.». Щенок – автор дневника, весь мир мы
видим его глазами.)
–
Какова форма повествования этого произведения? (Форма
повествования от
первого лица: я, мне, меня, моя и т. д.)
–
Любит ли фокс Микки свою хозяйку Зину? Из чего видно его отношение к
ней? (Фокс
сравнивает Зину с самим собой: она «больше похожа на фокса,
чем на девочку» –
это высший комплимент. Свидетельством любви совершенно необязательно
являются
слова «люблю Зину»; Зина присутствует во всех
размышлениях фокса Микки. Если он
говорит о своих успехах в письме, он сравнивает себя именно с Зиной.
Если
рассуждает о любви людей к еде, то тут же вспоминает Зину (даже
дважды!); когда
думает об удовольствиях (барахтаться и визжать на траве после обеда),
опять
вспоминает Зину. Потом вспоминает об общей нелюбви – своей и
Зининой – к яйцам.
Зина все время на языке у фокса Микки.)
–
Любит
ли Зина фокса Микки? (Конечно, любит. Она играет с фоксом,
показывает ему
свои тетрадки, визжит и барахтается вместе с Микки на траве перед
домом.)
–
Какими недостатками обладают люди, с точки зрения фокса? А ещё какими?
О чем
фокс мечтает? (Люди, с точки зрения фокса, все время едят,
они несправедливы
и невнимательны: обвиняют фокса в том, что он много ест, а сами почти
не кормят
его; обладают очень плохим вкусом – едят и пьют всякую
гадость; слишком много
говорят, точно у каждого граммофон в животе завели.)
–
О
чем же это говорит? «Зачем эти горошки, морковки, сельдерейки
и прочие гадости,
которыми они портят жаркое?» На какой же человеческий
недостаток намекает фокс
Микки в данном случае? (Плохой вкус: ничего не понимают в
настоящей еде.
«Меня называют обжорой... А сами...» –
несправедливость.)
Фокс
мечтает о том, чтобы ничего не варили и не жарили, чтобы «не
было кухарок, –
они совсем не умеют обращаться с порядочными собаками. Ели бы все на
полу, без
посуды, – мне было бы веселей. А то всегда сидишь под столом,
среди чужих ног.
Толкаются, наступают на лапы. Подумаешь, как весело!..
Или
еще лучше: ели бы на траве перед домом. Каждому по сырой котлетке. А
после
обеда все бы барахтались и визжали, как Зина со мной...
Гав-гав!»
–
Можно ли назвать Микки наблюдательным? (Фокс очень
наблюдателен. Он
отмечает, в чем ходит Зина («в девочкиных
попонках»); ставит три звездочки,
когда заканчивает какую-нибудь мысль (он заметил такую особенность в
детских
книжках); отмечает очень подробно, что именно едят люди: в том списке,
который
он составил путем наблюдений, есть и кисель, и суп, и мороженое, целый
ряд
напитков, включая вино, пиво, кофе, которые Фокс различает по цвету.
Фокс путем
наблюдений узнал, что корова дает очень много молока, в отличие от
кошки, например,
а куры несут много яиц.)
–
А можно ли назвать его ворчливым? (Ворчливость: ворчуны
повторяют одно и то
же по нескольку раз, выражают недовольство через повторы, например:
Микки
говорит: «Едят утром, едят в полдень, едят вечером!
»; «Как много они едят! Как
долго они едят! Как часто они едят!»; «Разве я
пристаю, разве я прошу... Разве
я ем сладкое?..»; «Зачем эти супы? Зачем эти
горошки, морковки?.. Зачем вообще
варить и жарить?»; «А сами... После супа, после
жаркого, после компота, после
сыра...» Такая манера речи характерна именно для ворчливых,
брюзгливых людей.)
–
Хвастливым? (Фокса
можно назвать и хвастливым. Это видно из его умозаключений и заявлений:
«Теперь
я пишу не хуже Зины»; «Я деликатнее всех собак,
потому что я породистый
фокс...»)
Физкультминутка
3.
Беседа по вопросам (продолжение).
–
Как вы
относитесь к рассуждениям Микки по поводу коровы и кур:
а)
Это глупость – у людей, которые смотрят на мир традиционно и
банально,
возникает вопрос: а почему мир устроен именно так, а не иначе? Так
заведено,
значит, так тому и быть. Они посчитали бы рассуждения фокса глупостью.
б)
Это логично – так сказали бы люди, обладающие подвижным и
рациональным складом
ума.
в)
Это свежий взгляд на мир – оценили бы необычность чужого
восприятия мира,
поняли ценность оригинального взгляда на мир те, кто обладает живым
поэтическим
взглядом на мир.
–
Объясните свою точку зрения по этому вопросу.
VI.
Итог урока.
–
Понравился ли вам фокс Микки? (Герой-рассказчик фокс Микки
– наблюдательный,
сообразительный, немного ворчливый пес, он гордится своими необычными
для
собаки умениями писать, думать, рассуждать и преданно любит свою
хозяйку,
девочку Зину.)
Домашнее
задание:
читать «Дневник...» (с. 115–119),
подготовить рассказ о своей или соседской собаке на тему
«Интересный случай в
моей жизни» (от лица собаки).