twitter ВКонтакте facebook

ЗНАКОМЬТЕСЬ – ДНЕВНИК, НАПИСАННЫЙ СОБАКОЙ (С. Черный «Дневник фокса Микки»)

Страницы учебника: 115–119.

Цель: продолжить знакомство с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки.

Оборудование: запись песни «Мой щенок».

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня «Мой щенок».

                   В нашем доме знают взрослые и дети

                   То, что я теперь счастливей всех на свете.

                   У меня на зависть всем собаководам

                   Есть собака удивительной породы.

II. Проверка домашнего задания.

Дети читают рассказы «Интересный случай в моей жизни» (от лица собаки).

– О каких особенностях характера собаки говорит этот случай?

III. Объявление темы урока и постановка целей.

Учитель. На прошлом уроке мы увидели, что фокс Микки наблюдательный, ворчливый, хвастливый. Посмотрим, какими еще качествами он наделен.

IV. Работа по теме урока.

1. Чтение главы «Осенний кавардак».

2. Беседа по вопросам.

– Как фокс Микки воспринимает приход весны? Какие его наблюдения и впечатления кажутся вам оригинальными? (Пepвoe же описание прихода весны сделано не просто от лица собачки, но глазами собачки: «вдруг потянет теплом», «налетят со всех сторон сумасшедшие птицы), «небо станет как вымытая Зинина голубая юбка», «на черных палках покажутся зеленые почки»: короткошерстный фокс чувствует прежде всего тепло, отмечает огромное количество птиц, сравнивает, ветки деревьев называет палками, а почки – комочками; деревья каждую весну молодеют, а люди и собаки – нет. Фокс размышляет о фантастической возможности: чтобы на лысом мужском черепе каждую весну зеленела травка, чтобы у каждой собаки в апреле на кончике хвоста распускался бутон.)

– Почему глава названа «Осенний кавардак»? (Закончилось лето, семья Зины собирается вернуться в город. Русский писатель и поэт Саша Черный, который жил в тот период во Франции, пишет о людях, живущих не в России, а во Франции. Поэтому поездка семьи Зины в Париж – это не поездка из России во Францию, но возвращение семьи из загородного дома, по сути с дачи, в город.)

В связи с этим в доме беспорядок, «кавардак» – так называет его фокс Микки. Он вспоминает свою поездку в Париж.

– Понравилось ли Микки в Париже?

3. Пересказ текста.

Перескажите текст, переводя прямую речь в косвенную. Например: «Фоксу не нравилось в Париже, потому что на улицах очень много людей, и он очень боялся, что ему оттопчут ноги». Или: «Фоксу не нравилось в Париже, потому что его пугали громкие автомобильные гудки, а сами автомобили казались ему свирепыми пьяными носорогами» и т. д.

Физкультминутка

4. Кроссворд.

По вертикали:

1. Ребёнок любой собаки. (Щенок.)

2. Охотничья собака, которая на охоте с громким лаем преследует зверя. (Гончая.)

3. Старинная английская порода легавых собак, которая в основном используется для охоты на пернатую дичь; когда дичь найдена, собака застывает в стойке. (Сеттер.)

4. И порода служебной собаки, которая очень любит детей, и специальность спортсмена. (Боксер.)

5. Одна из самых древних и самых быстрых пород охотничьих собак. Используется для охоты на зайцев, волков, лисиц, а порой и на кабанов, медведей. (Борзая.)

По горизонтали:

3. Собака-спасатель. Находит заблудившихся путников в горах. Людей, попавших в снежную лавину, откапывает лапами. На боку носит санитарную сумку с красным крестом. (Сенбернар.)

6. Когда-то были охотничьими собаками, а затем стали служебными. Бывают тигровыми, бывают мраморными, бывают королевскими. (Дог.)

7. Самый известный из спаниелей. Имеет выдающиеся охотничьи качества. Очень вынослив. Любит детей. (Коккер-спаниель.)

8. Охотничья собака. Длинная, на коротких ногах. Она выгоняет зверей из нор. Очень сообразительная и находчивая. (Такса.)

– Вы прекрасно знаете породы собак. Мог ли фокс составить этот кроссворд? (Нет, кроссворд составлен человеком, мы видим собак глазами людей.)

– Точные ли, на ваш взгляд, характеристики Микки дает парижским собакам? Расскажите, как же Микки представляет себе и описывает нам парижских собак. (Мопсы кажутся фоксу похожими на бульдогов; еще он сравнивает мопсов с жабами; бульдогов он описывает как каких-то страшилищ с растопыренными лапами; полосатые доги напоминают фоксу мясника; болоночек он сравнивает…)

5. Работа в парах.

– Составьте кроссворд о собаках фокса Микки. Можно воспользоваться текстом главы «Осенний кавардак».

Например:

 

Вопросы:

1. Собака вроде жабы.

2. Похожая на мясника полосатая собака.

3. Волосатые насекомые с висячими ушами и мокрыми глазами.

4. Длинная сосиска на коротких лапах.

5. Скромная и вежливая собака, умеющая писать.

6. Собаки с растопыренными лапами, вывороченными мордами и закушенными языками.

6. Беседа по вопросам.

– Видели ли вы собак данных пород?

– У кого из вас (или у друга, у соседей) есть какая-нибудь подобная собака?

– Похожие ли характеристики дает собакам автор словами фокса Микки? (Ответы детей.)

– Можно ли сказать, что фокс всегда помнит о Зине? (Присутствие Зины чувствуется во всем: вот Фокс вспомнил о весне – и цвет неба сравнивается с цветом юбки любимой Зины; вот Микки вспомнил, как его напугали парижские улицы, – и снова в его сознании всплывает Зина, ее спасительная юбка, за которую можно держаться зубами; фокс помнит Зинины высказывания (о том, что животные похожи на своих хозяев и наоборот); фокс уверен, что он и Зина тоже очень похожи («только бантики ... разные...»); наконец, Микки напрямую признается, что очень любит эту девочку.)

– Какие новые качества фокса Микки раскрыла глава «Осенний кавардак»? (Главный герой – философ и фантазер.)

– Подумайте, хотел ли фокс стать человеком? (Нет, он слишком себя любит и ценит. Фокс замечает, что братец Зины лежит в колясочке и визжит, как щенок, а он, фокс, кашляет, «как человек, скромно и вежливо». Из этого сравнения видно, что Микки доволен собой.)

– И все-таки фокс кое-что позаимствовал бы у людей. Чего ему не хватает? («Руки, иногда, вещь полезная», «без рук тяжело, а без языка – из лап вон плохо!..» – говорит Микки. Таким образом, фокс не завидует людям, но отмечает преимущества человека перед собакой.)

V. Итог урока.

– Выскажите свое отношение к герою повести. Какие сравнения, выводы фокса вызвали у вас улыбку? (Например: «А в доме – кавардак. Снимают ковры, пересыпают каким-то на-фта-ли-ном. Ух, как от него чихаешь!»)

Домашнее задание: чтение главы «Я один» (с. 119–124); подготовить рассказ от лица фокса Микки: какие невзгоды обрушились на него.