twitter ВКонтакте facebook

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ. ЕГО ХАРАКТЕР

Страницы учебника: 119–122.

Цель: продолжить чтение дневника Микки, открыть новые грани характера главного героя.

Оборудование: запись песни «Если с другом вышел в путь».

Ход урока

I. Организационный момент.

             Если с другом вышел в путь,

             Если с другом вышел в путь,

             Веселей дорога.

             Без друзей меня чуть-чуть,

             Без друзей меня чуть-чуть,

             А с друзьями много.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают рассказы, составленные от лица фокса Микки.

– Какие невзгоды обрушились на фокса?

III. Объявление темы урока.

– Любите ли вы бывать дома одни? Чем занимаетесь в это время? Как долго вы любите находиться в одиночестве?

– Вспомните фокса Микки. Любит ли он одиночество? (Фокс Микки не любит одиночество, он тоскует по Зине. «Зина меня забыла», – повторяет фокс.)

– На уроке мы постараемся открыть новые черты характера фокса Микки, попробуем увидеть Микки-философа.

IV. Изучение нового материала.

Беседа по вопросам.

– Как фокс Микки воспринимает ветер: удается ли автору, Саше Черному, показать, что это не просто оригинальное, но именно собачье восприятие? (Это, говоря в шутку, не о-ЛИЦЕ-творение, но о-МОРДО-творение. Фокс вспомнил, как люди обычно называют такой ветер: «собачий ветер». Фокс воспринимает ветер как обычное живое существо и совершенно по-бытовому, как о само собой разумеющемся факте, говорит: «Вообще, ветер – дурак». Причина, по которой фокс считает именно так, состоит в том, что ветер дует в голом парке, где взять (сорвать) нечего. Фокс называет ветер также бандитом, поскольку он врывается в дом и дует повсюду и поскольку от него никуда не спрячешься. Но главное в этом восприятии даже не то, что ветер – живой для фокса Микки, но то, что он «пищит... скулит... и подвывает так, точно его мама была собакой». Фокс поражен, что при всех этих абсолютно собачьих звуках у ветра нет «ни морды, ни глотки, ни живота, ни зада...».)

– Понимает ли фокс эти выражения?

– Порассуждайте, что Микки хотел бы видеть на страницах журнала для собак? На какие вопросы хотел бы получить ответ? (На страницах журнала фокс хотел бы видеть ответы на те вопросы, которые он себе задает. Например, «зачем осень», «зачем зима», «почему елки всю зиму зеленые» и т. п.)

– Как характеризует Микки его отношение к мышатам? (Фокс добрый и любит мышат, умный: он сдерживает проявление своих чувств любви, боясь напугать мышонка; сдерживает и свое желание поиграть с мышонком в любимую игру по тем же соображениям. Фокс благородный: он готов защищать мышат, если им будет угрожать опасность со стороны кошки.)

– Какие невзгоды обрушились на Микки? (Фоксу холодно: «Во все щели дует собачий ветер… А в комнате никуда от этого бандита не спрячешься». Свечку, которую фокс нашел, он не в состоянии зажечь, от этого ему гадко в темноте и сырости. Фоксу скучно, одна радость – вести свой дневник и наблюдать за мышатами. Микки голодает, он исхудал, его кормят только овсянкой, да дворовый пес делится костями и супом с черствым хлебом.)

– Какой выход нашел Микки? (Чтобы справиться с голодом, фокс ищет выход: он подружился с дворовым псом, и тот даже делится с ним, но еда пса не по зубам и не по вкусу избалованному маленькому породистому фоксу. Фокс подружился и с коровой, но не умеет ее подоить. И наконец, Фокс придумал бегать в бистро и танцевать там фокстрот. (Английское слово «фокстрот» не переводится как «собачий танец». Просто у слов ФОКСтрот и ФОКСтерьер (а фокс Микки – это именно фокстерьер) первая часть слова в переводе с английского означает «лиса». «Терьер» – это английская порода охотничьих собак: бывают ведь не только фокстерьеры, но и эрдельтерьеры и другие; а «трот» – это в переводе «быстрый шаг».) Танцы в бистро представляются фоксу унизительным занятием, но занятием, позволяющим очень вкусно и досыта поесть. Чтобы справиться с холодом, Микки забирается под диванную подушку, закрывает глаза и старается не слушать ветер. Чтобы справиться со скукой и тоской, фокс, во-первых, наблюдает за мышатами и очень боится испортить себе это удовольствие неосторожным поведением; во-вторых, ведет дневник – он разыскал коробку с карандашами и стянул приходно-расходную книгу.)

– Продолжает ли Микки философствовать, несмотря на трудные условия, в которых он находится? (Рассуждения фокса о ветре: «Ни морды, ни глотки» – это образец философствования. Рассуждение на тему: «Почему елки всю зиму зеленые?» – еще один образец.)

«Философствовать» в данном случае означает рассуждать на совершенно абстрактные темы, проявляя искреннюю любознательность и совершенно бескорыстное любопытство. Так, рассуждать на темы: «Где раздобыть еды?», «Как спастись от ветра?», «Как подружиться с коровой?» – это не философствование, поскольку в этом есть корыстный умысел: покушать, погреться, подружиться. А вот порассуждать на темы: «Почему корова дает много молока, а кошка мало?», «Почему у собак на кончике хвоста весной не распускаются бутоны?», «Почему у лысых людей весной не зеленеет на черепе травка?», «Почему елки всю зиму зеленые?» – это и есть философствовать. Философствовать – это один из способов поэтически воспринимать мир.

V. Итог урока.

– Подумайте, если бы можно было вернуть время немного назад, какой выбор сделал бы Микки: одиночество на даче или поездка в Париж с Зиной? (Высказывания детей.)

Обобщение учителем. Одиночество трудно переносить не только людям, но и животным.

Звучит песня «Если с другом вышел в путь...».

Домашнее задание: написать жалобы в разные инстанции от лица фокса Микки на неустроенность его быта; читать продолжение главы «Я один» (с. 123–124).