twitter ВКонтакте facebook

Загадки

Цели: расширить знания учащихся о малых жанрах фольклора и их связи с мифом на примере загадок; дать понятие о загадке как древнейшем способе шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; развивать навыки коллективной работы.

Оборудование: карточка с загадками.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение понравившегося отрывка из сказки «Хаврошечка».

– Что такое загадка? (Загадка – это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчёркивает их важные признаки.)

III. Подготовка к восприятию.

– Подумайте, каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество. (Фольклор.)

– Давайте вспомним более подробно такой жанр фольклора, как загадка.

– Чувствуете себя большими учёными-фольклористами? Тогда получайте материал для дальнейшего исследования: откройте учебники на с. 19.

– Перед вами загадки очень древнего происхождения.

IV. Работа по теме урока (с. 19–20).

1. Отгадывание загадок.

– Задача у вас, как у археологов: доказать их древность. (Первая загадка: отгадка – дорога. Смысл – дуб, небо (свет) связаны с Верхним или Нижним миром, а дорога – это всегда путь в другой мир. Во второй загадке та же отгадка. В древности для человека было важным приоткрыть мир ценностей: это зверь, птица, вода, камень. К тому же сам загаданный объект опять «ведёт» в небо – в другой мир. Третья загадка аналогична.)

2. Чтение статьи автора учебника Н. А. Чураковой на с. 19–20.

По ходу чтения обратиться за консультацией к Бабе Яге в разделе «Совет консультантов» (с. 148).

– Как вы думаете, правая рука – своя или чужая? А левая? (Правая сторона света связана с правдой, с истиной, своим миром, а левая – с ложным, сказочным, чужим миром.)

– Рассмотрите картинку на с. 20, она поможет ещё лучше понять особенности мира волшебной сказки. (Одна сторона Мирового дерева – левая – указывает на чужой мир: там ночные птицы совы – их три, поскольку нечет связан с чужим миром; там подземные существа: лягушка, змея, мышка; там указатель на запад и север; там – лес, то есть не обжитое, не присвоенное человеком место. Другая сторона Мирового дерева – правая – указывает на присвоенный, освоенный человеком мир: там лето, день, солнце; жилище человека и сам человек; на ветвях голуби, число которых – четыре, чтобы подчеркнуть, что чётная сторона, чёт – это признак земного мира; здесь же указатели на юг и восток – земной мир, мир жизни.)

V. Итог урока.

– Что вас особенно заинтересовало?

– И в конце урока – интересные загадки:

Загадки записаны на карточке.

1. Сам не ем, а людей кормлю. (Ложка.)

2. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)

3. Жидко, а не вода; бело, а не снег. (Молоко.)

4. Много рук, а нога одна. (Дерево.)

5. Один костёр весь свет согревает. (Солнце.)

6. Без рук, а ворота открывает. (Ветер.)

7. Ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Дождь.)

8. Сама холодна, а людей обжигает. (Крапива.)

9. Он может два часа подряд всё время пятиться назад. (Рак.)

10. Без языка, а каждому правду скажет. (Зеркало.)

Домашнее задание.

Вспомнить загадки; подготовить  загадки для  своих товарищей.