Follow @Pyccstudy |
Цели:
расширить
знания учащихся о малых жанрах фольклора и их
связи с мифом на примере загадок; дать понятие о загадке как древнейшем
способе
шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; развивать навыки
коллективной работы.
Оборудование:
карточка
с загадками.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выразительное
чтение
понравившегося отрывка из сказки
«Хаврошечка».
–
Что такое загадка? (Загадка
– это краткое, часто стихотворное произведение, в котором
загадывающий
сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при
этом
подчёркивает их важные признаки.)
III.
Подготовка к восприятию.
–
Подумайте, каким ещё словом мы можем
назвать устное народное творчество. (Фольклор.)
–
Давайте вспомним более подробно такой
жанр фольклора, как загадка.
–
Чувствуете себя большими
учёными-фольклористами? Тогда получайте материал для дальнейшего
исследования:
откройте учебники на с. 19.
–
Перед вами загадки очень древнего
происхождения.
IV.
Работа по теме урока (с. 19–20).
1.
Отгадывание
загадок.
–
Задача у вас, как у археологов:
доказать их древность. (Первая загадка: отгадка – дорога.
Смысл –
дуб, небо (свет) связаны с Верхним или Нижним миром, а дорога
– это всегда путь
в другой мир. Во второй загадке та же отгадка. В древности для человека
было
важным приоткрыть мир ценностей: это зверь, птица, вода, камень. К тому
же сам
загаданный объект опять «ведёт» в небо –
в другой мир. Третья загадка
аналогична.)
2.
Чтение
статьи автора учебника Н. А. Чураковой на с.
19–20.
По
ходу чтения обратиться за
консультацией к Бабе Яге в разделе «Совет
консультантов» (с. 148).
–
Как вы думаете, правая рука – своя
или чужая? А левая? (Правая сторона света связана с правдой, с
истиной, своим
миром, а левая – с ложным, сказочным, чужим миром.)
–
Рассмотрите картинку на с. 20, она
поможет ещё лучше понять особенности мира волшебной сказки. (Одна
сторона
Мирового дерева – левая – указывает на чужой мир:
там ночные птицы совы – их
три, поскольку нечет связан с чужим миром; там подземные существа:
лягушка,
змея, мышка; там указатель на запад и север; там – лес, то
есть не обжитое, не
присвоенное человеком место. Другая сторона Мирового дерева –
правая –
указывает на присвоенный, освоенный человеком мир: там лето, день,
солнце;
жилище человека и сам человек; на ветвях голуби, число которых
– четыре, чтобы
подчеркнуть, что чётная сторона, чёт – это признак земного
мира; здесь же
указатели на юг и восток – земной мир, мир жизни.)
V.
Итог урока.
–
Что вас особенно заинтересовало?
–
И в конце урока – интересные загадки:
Загадки
записаны на карточке.
1.
Сам не ем, а людей кормлю. (Ложка.)
2.
Если б не было его, не сказал бы
ничего. (Язык.)
3.
Жидко, а не вода; бело, а не снег. (Молоко.)
4.
Много рук, а нога одна. (Дерево.)
5.
Один костёр весь свет согревает. (Солнце.)
6.
Без рук, а ворота открывает. (Ветер.)
7.
Ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет.
(Дождь.)
8.
Сама холодна, а людей обжигает. (Крапива.)
9.
Он может два часа подряд всё время
пятиться назад. (Рак.)
10.
Без языка, а каждому правду скажет.
(Зеркало.)
Домашнее
задание.
Вспомнить
загадки; подготовить загадки
для
своих товарищей.