twitter ВКонтакте facebook

КУЛЬМИНАЦИЯ ПОВЕСТИ. ЕЕ РАЗВЯЗКА

Страницы учебника: 124–132.

Цель: восстановить в памяти сведения о составляющих сюжета (завязка, кульминация, развязка), найти эти элементы сюжета в тексте; вернуться к названию главы, подумать, какие же роли сыграл великий актер-автор, трудно ли перевоплотиться в другого человека, в собаку, в волчицу; обсудить вопрос о том, зачем люди ведут дневники, доверяя бумаге свои мысли и чувства, отметить сходство этого жанра с поэзией и драмой; рассмотреть картину Бориса Кустодиева «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

Учитель. Вспомним сведения о составляющих сюжета (завязка, кульминация, развязка) и найдем эти элементы сюжета в тексте.

III. Работа по теме урока.

1. Чтение главы «На пляже» по ролям.

– Назовите эту часть как элемент сюжета текста. (Завязка – это событие, с которого начинается развитие действия в художественном произведении.)

– По-разному ли болонка Кики и фокс Микки воспринимают море, детей на пляже? По-разному ли понимают, что такое удовольствие? (Для нежной и избалованной болонки море – много-много воды («в десять раз больше, чем в люксембургском фонтане»), сквозняк и никакого порядка. Она завидовала своей хозяйке, которая могла затыкать от ветра уши. А дети – еще одна неприятность и помеха, поскольку они «наступают собакам на лапы». Удовольствием для болонки является поразрывать кротовые норки вдали от берега и поваляться – понежиться в вереске. Фокс совершенно не таков. Он воспринимает море как огромное («в двадцать раз больше...», «до самого неба...»). Его интересует, почему вода соленая (есть целое рассуждение, философствование по этому поводу). Фокс чрезвычайно любопытный и жизнелюбивый: ему интересно, как именно одеты люди на пляже; он с удовольствием наблюдает за детьми и дружит с ними со всеми, независимо от их возраста;  гоняется вперегонки с пуделем Джеком;  с радостью играет с Зиной в мячик. Фокс наслаждается и тем, что он всеобщий любимец. Для болонки удовольствие – нежиться на травке в одиночестве, чтобы никто не мешал, а для общительного Микки удовольствие – дружить со всеми.)

– Как он подписал последнюю страничку в дневнике? Почему? («Чудный и замечательный фокс Микки» – это он сам глазами людей на пляже.)

– Чем замечательно восприятие жизни фоксом Микки? (Фокс очень любознательный (почему море соленое, есть ли у детей хвостики, зачем малыш пытается засунуть себе ногу в рот и т. д.), чрезвычайно дружелюбный и общительный (игра с Зиной, дружба с детьми и пуделем), необыкновенно жизнерадостный, эмоциональный, активный («Я бегаю... прыгаю... гоняюсь...» и т. д.) Всем этим и замечательно его восприятие жизни.)

– Какой момент повести самый напряженный? (Когда фокс потерялся. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения.)

2. Пересказ фрагмента.

– Расскажи, как фокс Микки заблудился, как попал к Лили и нашелся, посмотрев на это глазами внешнего наблюдателя, от третьего лица. При пересказе смело опускай подробности, чтобы пересказ не тонул в лишних деталях.

– Осознает ли Микки, оказавшийся в трудной ситуации, что он благородный и породистый пес, и в чем это проявляется? А еще в чем? (Фокс при первой встрече с девочкой Лили ведет себя очень интеллигентно и ненавязчиво: он «всхлипнул и поднял правую лапку». Когда его пригласили в дом и предложили еду, он, несмотря на то что был очень голоден, стал есть, «не торопясь». Когда папа стал прогонять его, он «с достоинством сделал шаг к калитке». Когда мама и девочка не позволили папе его прогнать, он из благодарности встал на задние лапки, показал им несколько танцевальных па, перепрыгнул через скамеечку и т. д.)

3. Пересказ истории Микки от лица Лили.

– Расскажите последнюю историю Микки от лица Лили.

4. Пересказ истории Микки от лица Зины.

– А теперь расскажите эту же историю (пропажи и обретения фокса) от лица Зины.

– Как называется эта часть сюжета, в которой Зина вновь обретает фокса Микки? (Развязка – это событие, которым завершается развитие действия в художественном произведении.)

5. Беседа по вопросам.

– Что можно сказать о характере Микки? Свойственно ли ему чувство собственного достоинства? Преданности? Благодарности?

Микки тактичен с двумя «хозяйками», он старается не обидеть Лили, поблагодарить ее за все «очень-очень-очень» и вместе с тем не скрывает радости возвращения к Зине.

6. Автор-актер: сопоставительный анализ.

– Покажите на примере любого из трех произведений («Гриша» и «Белолобый» А. Чехова, «Дневник фокса Микки» Саши Черного), что его автор еще и настоящий актер, который умеет перевоплощаться в своего героя и воспринимать мир его глазами. (Ответы детей.)

Вывод. Все три рассказа интересны еще и тем, что мир в них воспринят с необычной точки зрения – глазами трехлетнего ребенка, глазами волчицы и фокстерьера.

– Найдите и прочитайте те отрывки из текста, из которых ясно: это мир, увиденный глазами ребенка, или это восприятие волчицы. (В рассказе «Гриша» очень показательным является, например, отрывок: «В этом же новом мире, где солнце режет глаза, столько пап, мам и теть, что не знаешь, к кому и подбежать. Но страннее и нелепее всего – лошади...». В рассказе «Белолобый» это: «Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать...». Вот эти формы 2-го лица единственного числа, практические подменяющие прямую речь («не знаешь, к кому и побежать», «едва высунешь язык»), – признак авторского перевоплощения: автор полностью проникается сознанием в первом случае ребенка, во втором – волчицы. Важно: это кусочек мира, увиденный ребенком, а вот такое восприятие возможно именно у волка.)

– Прочитайте наиболее выразительные отрывки, не переводя их в косвенную речь, но, напротив, максимально проявив свое актерское мастерство. Очень выразительными являются финальные отрывки (из главы «Я один», где Микки записывает свои жалобы: «Петух ни с того ни с сего клюнул меня в нос...» и т. д.).

– А можете показать, обращаясь к любому из трех текстов, что его автор-писатель видит мир как поэт? (Любой из отрывков из главы «Осенний кавардак»: либо от слов «Туманы – туманы – туманы...» – до слов «Это называется весна»,  либо от слов «Деревья, вот даже старые, молодеют каждую весну...» до слов «...на кончике хвоста бутон распускался».)

– Найдите выражение поэтического мировосприятия в рассказах Чехова: в рассказе «Гриша»  – «Блеск солнца, шум экипажей, лошади...»; в рассказе «Белолобый» – описание игры волчат со щенком, заканчивающееся картиной изумрудных на солнце тетеревов.

– Какой же прозаический текст из трех близок одновременно и поэзии (поскольку весь целиком является выражением внутреннего мира лирического героя), и драме (поскольку написан от первого лица, является театром одного актера)? (Это «Дневник фокса Микки». Сам жанр дневника, с одной стороны, ориентирован на то, чтобы его автор приоткрыл свой внутренний мир: мир своих впечатлений, открытий, переживаний. И это делает этот жанр родственным поэзии. С другой стороны, сама форма ведения дневника от первого лица роднит его с драматическим произведением, с театром одного актера.)

Вывод. Разные типы повествования – проза, поэзия и драма – пользуются выразительными средствами друг друга; возможности прозы необыкновенно велики.

7. «Самарский музей».

– В «Самарском художественном музее» посмотрите «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой» художника Бориса Кустодиева. Кто в этой паре друзей старший: Ирина или Шумка? (Конечно, собака и старше, и умнее. Маленькая девочка держит руку на спине собаки. Как покорно сидит собака! Обе (и Ирина, и Шумка) как будто специально нарядились, чтобы позировать художнику. Белому платьицу девочки соответствует белая манишка на груди собаки, форма которой напоминает форму букета в руках у девочки. Белым носкам на крепких ножках Ирины соответствует один носок на ножке у Шумки. Вот только смотрят они по-разному: у девочки – бесконечно наивное и даже немножко кукольно-бессмысленное выражение лица, поскольку она очень мала; у собаки – глаза умные, добрые, немного грустные, покорные, понимающие.)

– Удается ли художнику создать атмосферу радости и счастья, характерную для нормального детства? (Безусловно. И это создается и самой сценкой (от которой исходит уют и тепло) единения малышки и ее собаки – она воспринимается как взрослая и умная няня, и даже освещением – какой-то особой солнечностью, светозарностью почти пустого угла комнаты.)

IV. Итог урока.

– Зачем люди ведут дневники, доверяя бумаге свои чувства и мысли? (Высказывания детей.)

Домашнее задание: составить словарик «золотых слов», сказанных вам родителями.