twitter ВКонтакте facebook

НАЕДИНЕ С КНИГОЙ. АВТОР – АКТЕР

Цели: развивать интерес к чтению; на материале прочитанных текстов поразмышлять над поставленными проблемами, помочь учащимся увидеть точку зрения автора.

Оборудование: портрет и выставка книг М. Зощенко.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока.

Учитель. Сегодня мы начнем читать рассказы Михаила Зощенко. Я немного расскажу вам о писателе, потому что во многих его рассказах отразилась реальная жизнь и его личные жизненные впечатления.

Слово о писателе.

Михаил Зощенко родился 29 июля 1895 года в Петербурге, в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко и писательницы Елены Иосифовны Суриной.  С  раннего  детства, а особенно после смерти отца (мальчику было 12 лет), когда Елена Иосифовна, страдая от унижения, обивала пороги присутственных мест с просьбой о пособии для своих восьмерых детей, будущий писатель уже отчетливо уяснил, что мир устроен несправедливо, и при первой же возможности отправился этот мир изучать.

После окончания гимназии учился на юридическом факультете Петербургского университета. Не окончив курса, ушел добровольцем на фронт (шла Первая мировая война). После Февральской революции был демобилизован из армии. Вернувшись в родной город, служил начальником почт и телеграфа. После Октябрьской революции служил пограничником, в 1918 г. – снова в армии. В течение послевоенных лет переменил множество профессий: был агентом уголовного розыска, инструктором по кролиководству и птицеводству, звероловом на Новой Земле, милиционером, плотником, актером, подмастерьем сапожника, конторщиком, помощником бухгалтера в порту, телефонистом.

Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году, а уже через десять лет, когда он был еще на далеком подходе к своим главным книгам, дважды успело выйти шеститомное собрание его сочинений. На долю М. Зощенко выпала слава, редкая для человека литературной профессии. Журналы оспаривали право печатать его новые рассказы. Его книги раскупались с молниеносной быстротой. Со всех эстрадных подмостков под восторженный смех публики читали Зощенко. Писателю не давали прохода на улице, читатели заваливали его квартиру письмами.

Около четырех десятилетий проработал М. Зощенко в отечественной литературе. К литературе для детей он обращается в конце 30-х годов. Его перу принадлежат несколько книжек, адресованных детям дошкольного и младшего школьного возраста: «Самое главное», «Умные животные», «Хитрые и умные».

Цикл рассказов, о которых мы будем говорить, называется «Леля и Минька». Вначале, в самом первом рассказе, автор говорит, что в данный момент ему 40 лет и он вспоминает свое детство.

– Как вы думаете, придумал автор эти истории или они действительно случались с ним или с его братьями и сестрами? (Высказывания детей.)

III. Работа по теме урока.

– Что показалось забавным или смешным в рассказах?

– Как автор относится к Леле и Миньке?

1. Работа по рассказу «Великие путешественники».

1) Чтение  начала рассказа по ролям до слов «И на другой день...».

2) Беседа.

– Почему Степка занял лидерскую позицию в этом путешествии? (Во-первых, потому, что Степка – инициатор путешествия, во-вторых, он старше всех и имеет представления о том, что «Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю, и все равно придешь в то самое место, откуда вышел».)

– Как менялось настроение детей от начала к концу путешествия? Подтвердите словами текста. (Восторженное, веселое настроение в начале путешествия (Степка и Леля «умирали от смеха», когда Минька барахтался в канаве) постепенно сменялось на плохое, тоскливое (Миньку укусила оса, и «вскоре щека вздулась, как пирог», «Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо»). Даже Степка приуныл, когда не смог найти солнце, чтобы разжечь костер увеличительным стеклом. Темный лес пугал Миньку и Лелю.)

– Как вы понимаете поговорку «Куда Макар телят не гонял»? (Очень далеко, в самые отдаленные места.)

– Как два отважных путешественника избавили себя от дальнейших мук? («Я проснулся оттого, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.

Леля шепотом сказала мне:

– Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Степку. Он спал с блаженной улыбкой. Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полукруг».)

– Чем кончилось их путешествие? (Путешественники вернулись домой, только Степка удивлялся: «Неужели же мы обогнули Землю?» Мамаша заперла Степку в бане и продержала там целый день. Родители Миньки и Лели не стали пороть детей, а посмеялись над ними и с ними вместе.)

– Права ли мама, которая, вздохнув, сказала: «У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии, – ну что это такое!»? (Ответы детей.)

– Какова главная мысль рассказа? Какие проблемы ставит автор? Что он хотел сказать нам, читателям? (Главная мысль – прежде чем идти в кругосветное путешествие, надо многому научиться. И вообще, надо много учиться, чтобы не попадать в глупые ситуации и не «приходить к печальным результатам».)

Но не только эту проблему поднимает автор. Он говорит о том, что существуют разные способы познания окружающего мира. Дети, в силу их возраста, выбрали способ (путешествие), который они посчитали самым интересным и приятным.

– В наше время познавать мир стало легче или сложнее? (С одной стороны, появилось много возможностей познания: путешествия на самолете, поезде, даже космическом корабле, Интернет, телевидение, справочная и энциклопедическая литература, школьные занятия и др. С другой – из-за новых открытий невозможно охватить всю информацию о вечно меняющемся мире, трудно выбрать нужное из всевозможного. Это проблема современного человека.)

Еще одна проблема, поставленная автором, – это взаимопонимание родителей и детей.

– Сравните реакцию родителей Миньки и Лели с реакцией мамы Степки на возвращение путешественников. (Родители Лели и Миньки узнали все подробности путешествия, они выразили свое отношение к происходящему. Слова папы «А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления» являются назиданием детям. И наконец, во время обеда поахали и посмеялись над рассказами детей. По-другому поступила мама Степки. Она наказала сына без объяснения причин.)

Последняя проблема, поставленная автором, – проблема поведения детей. Согласны ли вы, что эта проблема затронута в рассказе? Объясните свою точку зрения. (Неосознанно дети поступили жестоко по отношению к родителям, няне.)

– Можно ли серьезно воспринимать название рассказа «Великие путешественники»? (Нет, уже само название иронично, автор с юмором описывает путешествие детей.)

– Что создает комический эффект? (Во-первых, контраст – масштаб путешествия (кругосветное) и мизерная подготовка к нему, которая заключалась лишь в сборе разнообразных и даже бесполезных (глиняный рукомойник) вещей. Во-вторых, забавное поведение детей, манера держаться, прежде всего Степки. Вспомним хотя бы эпизод, когда Степка, не зная, что дети перевернули его во сне, важно объясняет, возвращаясь по старой дороге, «что Земля есть круг». Несоответствие того, что кажется Степке, тому, что есть на самом деле, вызывает улыбку.)

– Проанализируйте последнюю реплику рассказа. Что она сообщает о Миньке? (Минька не отказался от своей мечты. Даже во сне он грезит о будущих путешествиях, об удивительных и опасных подвигах.)

– Какие же слова могут быть золотыми для этих отважных путешественников, когда они дома, а не в опасном походе? (Например, знания – путь к познанию.)

Физкультминутка

2. Работа по рассказу «Золотые слова».

– Почему  Леля  и  Минька  попали в неприятную ситуацию за столом? (Они стали «жертвами» своего неправильного поведения.)

– Знакома ли вам такая ситуация? Приходилось ли вам попадать в такую ситуацию? Задумайтесь о причине.

– Какую позицию по отношению к детям занимали взрослые? Чья позиция нравится вам, чья – нет? Почему? (Гости смеялись над детьми, их развеселило поведение ребят. Папин начальник трясся от гнева. Родители наказали детей, запретив ужинать за одним столом со взрослыми.)

– Почему дети вторично попали в затруднительное положение за столом? (Дети попали в нелепую ситуацию за столом потому, что беспрекословно выполняли приказ отца не говорить ничего за столом.)

– Почему по-разному отреагировали папа и его начальник? (Папин начальник не любит детей, он считает, что дети нарочно перебивают его рассказ, бросают масло в чай. Папин начальник постоянно называет детей «гадкими». Он не видит разницы между собой и детьми, поэтому не может простить и понять ребят. Папа, напротив, любит своих детей, но не потакает им. Он желает, чтобы его дети усвоили нормы поведения в обществе, поэтому не просто наказывает их, но объясняет, почему это делает.)

– Какой совет можно дать папиному начальнику? (Взрослые должны уметь смеяться над собой, над своими смешными чертами характера и недостатками.)

– Какие правила поведения, о которых идет речь в рассказе, вам известны, а о каких вы не думали? (Ответы детей.)

– Какие слова названы в этом рассказе золотыми? («Все надо делать с учетом изменившейся обстановки».)

– Согласны ли вы с тем, что взрослые могут говорить детям слова, считающиеся поистине золотыми? Чему научили родители своих детей в рассказе М. Зощенко? («И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе.

В моей работе я, например, учился у старых великолепных мастеров. И у меня был большой соблазн писать по тем правилам, по которым они писали.

Но я увидал, что обстановка изменилась. Жизнь и публика уже не те, что были при них. И поэтому я не стал подражать их правилам». Родители пояснили детям, что «золотые» слова должны соответствовать обстоятельствам, а не работать всегда и везде без учета ситуации.)

– Можно ли при чтении этого рассказа вспомнить пословицу «Слово серебро, а молчание – золото», или она не подходит к этому случаю? (Высказывания детей.)

3. Конкурс словарей «Золотые слова, сказанные родителями».

Дети зачитывают слова, сказанные им родителями.

– Какие отношения родителей и детей показал нам М. Зощенко? (Как и в рассказе «Великие путешественники», родители выслушали детей, узнали мотивы их поступков, дали совет, как себя вести в разных ситуациях. Это говорит о том, что родители и дети близки, что у них хорошие доброжелательные отношения.)

IV. Итог урока.

– Чьими   глазами   смотрит  М. Зощенко  на  мир  в  своих  рассказах? (Автор смотрит на мир глазами 6-летнего Миньки, глазами ребенка, которым был он сам. Нужно быть великим актером, чтобы заново пережить события, которые происходили в детстве, и не просто пережить, но и посмеяться над собой, сделать выводы не только для себя, но и для других.)

Если вам понравились рассказы М. Зощенко о Миньке и Леле, прочитайте другие произведения о них: «Елка», «Калоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Не надо врать», «Тридцать лет спустя», «Находка» и др.