twitter ВКонтакте facebook

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ»

Цель: способствовать выработке навыков построения рассуждения.

Оборудование: выставка книг любимых писателей, иллюстрации к прочитанным произведениям, словари.

Ход урока

I. Организационный момент.

               Урок литературного чтения

               Словно приключение.

               С книгою в космосе ты побываешь,

               И в сказку поверишь,

               И много узнаешь:

               О жизни животных,

               О пользе растений.

               Книга с нами всегда.

               А вы урок чтения любите? ... (Да!)

II. Вступительное слово учителя.

Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.

Работа с выставкой книг.

– Расскажите, книги каких писателей представлены на выставке. Почему вы принесли книги именно этих авторов?

– Есть ли у вас любимое произведение этого писателя? Есть ли любимые герои? Кто они?

Мир книг огромен, заманчив и разнообразен. Читайте, читайте, читайте! Но помните: сначала учение, потом чтение. Это закон.

III. Объявление темы и постановка целей урока.

– Сегодня мы с вами пишем сочинение. Я прошу вас порассуждать на тему: «Мой любимый детский писатель». Найдите в толковом словаре значение слова «рассуждение». (Тип речи, в котором устанавливаются связи между предметами, причины их свойств и действий, дается оценка описанному.)

– Какое из данных значений подходит к нашей работе? Сформулируйте цель.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа над частями текста сочинения-рассуждения.

Любое рассуждение состоит из трех частей:

1. Мысль, которую надо доказать, подтвердить.

2. Факты-подтверждения.

3. Итог рассуждения.

– Какая часть самая большая? (Вторая, так как она самая главная, иначе тема будет не раскрыта.)

– Для рассуждения характерны определенные слова, обороты речи. Если мы хотим высказать свою мысль, то с чего мы начнем? (Я думаю, убежден, уверен, мне кажется и др.)

Доказательство любит последовательность: во-первых, во-вторых, например и т. д.

– Какими словами мы начинаем подводить итог? (Поэтому, итак, словом, значит и т. д.)

Физкультминутка

2. Подготовка к сочинению.

1) Анализ готового плана.

План

1. Кто твой любимый детский писатель?

2. О чем он обычно пишет?

3. Какие его книги ты читал?

4. Первая встреча с книгами этого писателя.

5. Что запомнило, удивило?

6. За что любишь его книги?

7. Есть ли любимые герои? Страницы?

8. Что советуешь прочитать друзьям? Почему именно это?

2) Самостоятельная работа.

Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

3) Чтение сочинений, рекомендации.

– Книги каких писателей вам захотелось прочитать?

V. Итог урока.

Учитель. Вы заметили, что построить высказывание по одному типу практически невозможно.

– Назовите пункты плана, где было:

• повествование (1, 3, 4);

• описание (2, 5, 7);

• рассуждение  (1, 2, 3, 6, 7, 8).

– Сделайте вывод. (Хотя представлены все типы речи, преобладает, как правило, один из них, в данном случае – рассуждение.)