twitter ВКонтакте facebook

НЕОБЫЧНЫЙ ВЗГЛЯД ПОЭТА НА МИР (по стихотворениям А. Вознесенского «Жадным взором василиска...», «Поставь в стакан замедленную астру...», «Выгнувши

Страницы учебника: 133–136.

Цели: помочь учащимся увидеть нестандартный, свежий взгляд поэта на окружающий мир; развивать собственные творческие способности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

– Рассмотрите шмуцтитул и прочитайте название девятой главы. («Поэт, природа и время».)

– Предположите, чему будут посвящены произведения, оказавшиеся в этой главе. (В этой главе мы прочитаем стихи о природе поэтов, живших в разное время.)

III. Объявление темы урока.

Учитель читает текст на с. 134  учебника.

Поэт – всегда дитя своего времени: он живет в мире сменяющих друг друга предметов и технических достижений.

Поэт – всегда человек, влюбленный в мир Природы: он жадно его наблюдает, впитывает каждую подробность; тоскует, пытаясь остановить прекрасное мгновение.

– Сегодня мы познакомимся со стихотворениями А. Вознесенского.

IV. Работа по теме урока.

1. Чтение  учителем  стихотворения  «Жадным  взором  василиска...».

– Вспомните рисунки из английского «Бестиария», где вы познакомились с фантастическими животными, соединившими в себе части нескольких животных. Что именно от такого соединения происходит? (Особая сила и мощь этих сборных существ: они обладают сразу качествами всех зверей, чьи части в них входят. Таков же и василиск.)

– Почему поэт сравнивает свой взгляд со взором василиска? (Таков же и поэт: во-первых, он обладает способностью совмещать в себе переживания совершенно разных людей и зверей, перевоплощается в кого угодно. Во-вторых, он обладает такой же волшебной магией взгляда, как и василиск, – только василиск взглядом убивает, а поэт, напротив, останавливает мгновение навсегда, дает ему вечную жизнь, оставляет поразившее его впечатление в веках. Поэт сравнивает свой взгляд со взором василиска, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть его волшебную магическую силу. С другой стороны, он хочет подчеркнуть ненасытность поэтического взгляда, свойственную ему жадность и жажду впитывать впечатления. Смотреть на мир «жадным взором василиска» означает: страстно любить мир Природы, впитывать каждую его подробность, пытаться остановить мгновение.)

– Почему мордочка лисички сравнивается с вечным пером? (Мордочка лисички – рыженькая, золотая, более того, остренькая, то есть похожа на золотое перо.)

– А еще почему? (Мордочка лисички – это вечное перо великой и бессмертной Природы. Природа, оставляя свои записи, то есть демонстрируя свою красоту, пользуется своим вечным пером, например остренькой мордочкой лисички.)

– Что значит «невозможный сад»? («Невозможный сад» означает невозможно прекрасный сад, невозможно красивый сад, такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Поэт как бы говорит нам: сад настолько потрясающий, что это просто невозможно представить, можно только почувствовать.)

– Куда его не разрешат взять? (А никуда не разрешат: сам сад навечно останется на своем месте. Это человек уйдет: уедет ли в город, переедет ли в другое место, умрет. А сад будет вечно. Человек не может его взять с собой ни в какую другую жизнь, кроме воспоминаний.)

Учитель читает строки: «Омут. Годы./ Окунь клюнет» (несколько раз, чуть форсируя паузы и ударное «о»).

– Какой по характеру пейзаж вам представляется? (Создается впечатление какой-то остановки, неподвижности, какого-то болотца, которое остается без изменений годами, разве что изредка его гладь нарушится щипком клюнувшего окуня. Это какой-то островок вечной, остановившейся красоты, завораживающей и пугающей.)

– О чьем цепком прощальном взгляде говорит поэт? (Очевидно, это Природа в ответ на жадный взор человека так же пристально и жадно всматривается в него глазами своих созданий: зверей и птиц, деревьев и цветов. Поэт одушевляет, одухотворяет Природу. Не случайно поэт подчеркивает: «и повсюду цепкий взгляд». Взгляд «прощальный», потому что человек тоже пришел прощаться, раз печалится о том, что «этот невозможный сад взять с собой не разрешат».)

– Можно ли говорить о взаимной любви Человека и Природы? (Безусловно, все строки стихотворения говорят об этом.)

2. Чтение учителем стихотворения «Поставь в стакан...».

– Какой цветок называют звездой? (Астру.)

– Вы ведь знаете, почему астру назвали астрой? («Астрон» в переводе с греческого – звезда. Цветок получил название благодаря своим тонким, расходящимся из центра во все стороны, иногда игольчатым и лучистым лепесткам.)

– И кто такие астронавты, вы тоже, конечно, знаете... Можете представить этот необычный космодром, в который превратился цветок под пристальным взглядом поэта?

– Почему поэт назвал астру «замедленной»? (Очевидно, имея в виду ее очень длинные, тоненькие и гибкие лепестки, которые воспринимаются как бесконечные воздушные рельсы для крошечных астронавтов: колышущихся коротеньких лепесточков сердцевины.)

– Обратите внимание на интересный и неожиданный образ (цветок-космодром, который родился у поэта) и на игру слов: астра – астронавты.

3. Выразительное чтение учащимися.

– Прочитайте стихотворение еще раз, постарайтесь передать плавность и грацию самого цветка-космодрома и легких гибких астронавтов.

– Пауза в конце стихотворения не напоминает ли бесконечность и недосказанность космоса?

4. Чтение учителем стихотворения «Выгнувши шею назад...».

– Возникло ли у вас впечатление, что поэт смотрит на мир глазами ребенка? Какое сравнение помогает это увидеть? (Сравнение абриса утки, вытянувшей шею, с небесным утюжком на гладильной доске озера; мордочки лисички – с вечным пером, коротеньких лепестков сердцевины астры – с астронавтами в золотистых скафандрах сродни взгляду ребенка. Вспомните рассказ «Гриша».)

– Можете показать, что все три стихотворения написаны поэтом, который страстно любит мир Природы? (В первом стихотворении поэт одухотворяет природу, он общается с природой как с живым существом, и она ответно смотрит на него взглядом цепким и прощальным. Уже то, что создания природы рождают у поэта такие необычные образы, ассоциации, сравнения, говорит о том, что поэт очень любит природу, смотрит на нее не банальным, обыденным взглядом, а поэтически.)

– А вас не удивляет, что стихи написаны человеком ХХ века – века изобретений и технического прогресса? (Сам характер сравнений, которые рождаются у поэта, убеждает нас в том, что Андрей Вознесенский – поэт ХХ века. Мордочку лисички он сравнивает с вечным пером; сердцевину цветка – с космодромом; утку – с утюжком.)

Вывод. В круг сравнений поэта входят предметы и явления, рожденные техническим прогрессом ХХ века.

V. Итог урока.

Игра «Стань поэтом».

– Попробуйте взглянуть на мир глазами поэта: знакомый предмет, явление сравнить с чем-либо, о неживом сказать как о живом.

Поэтический взгляд совсем не обязательно предполагает сравнивать наблюдаемое явление с чем-то прекрасным. Сравнение должно быть точным, абсолютно индивидуальным, неожиданно приоткрывающим какую-то связь между явлениями, которую до поэта никто не обнаруживал.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений наизусть (по выбору учащихся); продолжить игру, придумать одно-два сравнения.