Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 133–136.
Цели:
помочь учащимся увидеть нестандартный,
свежий взгляд поэта на окружающий мир; развивать собственные творческие
способности.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Введение в тему.
–
Рассмотрите
шмуцтитул и прочитайте название девятой главы. («Поэт,
природа и время».)
–
Предположите,
чему будут посвящены произведения, оказавшиеся в этой главе. (В
этой главе
мы прочитаем стихи о природе поэтов, живших в разное время.)
III.
Объявление темы урока.
Учитель
читает текст на с. 134 учебника.
Поэт
– всегда
дитя своего времени: он живет в мире сменяющих друг друга предметов и
технических достижений.
Поэт
– всегда
человек, влюбленный в мир Природы: он жадно его наблюдает, впитывает
каждую подробность;
тоскует, пытаясь остановить прекрасное мгновение.
–
Сегодня мы
познакомимся со стихотворениями А. Вознесенского.
IV.
Работа по теме урока.
1.
Чтение учителем стихотворения
«Жадным взором василиска...».
–
Вспомните
рисунки из английского «Бестиария», где вы
познакомились с фантастическими
животными, соединившими в себе части нескольких животных. Что именно от
такого
соединения происходит? (Особая сила и мощь этих сборных
существ: они
обладают сразу качествами всех зверей, чьи части в них входят. Таков же
и
василиск.)
–
Почему поэт
сравнивает свой взгляд со взором василиска? (Таков же и поэт:
во-первых, он
обладает способностью совмещать в себе переживания совершенно разных
людей и
зверей, перевоплощается в кого угодно. Во-вторых, он обладает такой же
волшебной магией взгляда, как и василиск, – только василиск
взглядом убивает, а
поэт, напротив, останавливает мгновение навсегда, дает ему вечную
жизнь,
оставляет поразившее его впечатление в веках. Поэт сравнивает свой
взгляд со
взором василиска, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть его волшебную
магическую
силу. С другой стороны, он хочет подчеркнуть ненасытность поэтического
взгляда,
свойственную ему жадность и жажду впитывать впечатления. Смотреть на
мир
«жадным взором василиска» означает: страстно любить
мир Природы, впитывать
каждую его подробность, пытаться остановить мгновение.)
–
Почему
мордочка лисички сравнивается с вечным пером? (Мордочка
лисички – рыженькая,
золотая, более того, остренькая, то есть похожа на золотое перо.)
–
А еще почему? (Мордочка
лисички – это вечное перо великой и бессмертной Природы.
Природа, оставляя свои
записи, то есть демонстрируя свою красоту, пользуется своим вечным
пером,
например остренькой мордочкой лисички.)
–
Что значит «невозможный сад»? («Невозможный
сад» означает невозможно
прекрасный сад, невозможно красивый сад, такой, что ни в сказке
сказать, ни
пером описать. Поэт как бы говорит нам: сад настолько потрясающий, что
это
просто невозможно представить, можно только почувствовать.)
–
Куда его не разрешат взять? (А никуда не разрешат: сам сад
навечно останется
на своем месте. Это человек уйдет: уедет ли в город, переедет ли в
другое
место, умрет. А сад будет вечно. Человек не может его взять с собой ни
в какую
другую жизнь, кроме воспоминаний.)
Учитель
читает строки: «Омут. Годы./ Окунь клюнет»
(несколько раз, чуть форсируя паузы
и ударное «о»).
–
Какой по характеру пейзаж вам представляется? (Создается
впечатление
какой-то остановки, неподвижности, какого-то болотца, которое остается
без
изменений годами, разве что изредка его гладь нарушится щипком
клюнувшего
окуня. Это какой-то островок вечной, остановившейся красоты,
завораживающей и
пугающей.)
–
О чьем цепком
прощальном взгляде говорит поэт? (Очевидно, это Природа в
ответ на жадный
взор человека так же пристально и жадно всматривается в него глазами
своих
созданий: зверей и птиц, деревьев и цветов. Поэт одушевляет,
одухотворяет
Природу. Не случайно поэт подчеркивает: «и повсюду цепкий
взгляд». Взгляд
«прощальный», потому что человек тоже пришел
прощаться, раз печалится о том,
что «этот невозможный сад взять с собой не
разрешат».)
–
Можно ли говорить о взаимной любви Человека и Природы? (Безусловно,
все
строки стихотворения говорят об этом.)
2.
Чтение учителем стихотворения «Поставь в стакан...».
–
Какой цветок
называют звездой? (Астру.)
–
Вы ведь
знаете, почему астру назвали астрой? («Астрон»
в переводе с греческого –
звезда. Цветок получил название благодаря своим тонким, расходящимся из
центра
во все стороны, иногда игольчатым и лучистым лепесткам.)
–
И кто такие
астронавты, вы тоже, конечно, знаете... Можете представить этот
необычный
космодром, в который превратился цветок под пристальным взглядом поэта?
–
Почему поэт
назвал астру «замедленной»? (Очевидно,
имея в виду ее очень длинные,
тоненькие и гибкие лепестки, которые воспринимаются как бесконечные
воздушные
рельсы для крошечных астронавтов: колышущихся коротеньких лепесточков
сердцевины.)
–
Обратите
внимание на интересный и неожиданный образ (цветок-космодром, который
родился у
поэта) и на игру слов: астра – астронавты.
3.
Выразительное чтение учащимися.
–
Прочитайте
стихотворение еще раз, постарайтесь передать плавность и грацию самого
цветка-космодрома и легких гибких астронавтов.
–
Пауза в конце
стихотворения не напоминает ли бесконечность и недосказанность космоса?
4.
Чтение учителем стихотворения «Выгнувши шею
назад...».
–
Возникло ли у
вас впечатление, что поэт смотрит на мир глазами ребенка? Какое
сравнение
помогает это увидеть? (Сравнение абриса утки, вытянувшей шею,
с небесным
утюжком на гладильной доске озера; мордочки лисички – с
вечным пером,
коротеньких лепестков сердцевины астры – с астронавтами в
золотистых скафандрах
сродни взгляду ребенка. Вспомните рассказ «Гриша».)
–
Можете
показать, что все три стихотворения написаны поэтом, который страстно
любит мир
Природы? (В первом стихотворении поэт одухотворяет природу,
он общается с
природой как с живым существом, и она ответно смотрит на него взглядом
цепким и
прощальным. Уже то, что создания природы рождают у поэта такие
необычные
образы, ассоциации, сравнения, говорит о том, что поэт очень любит
природу,
смотрит на нее не банальным, обыденным взглядом, а поэтически.)
–
А вас не удивляет, что стихи написаны
человеком ХХ века – века изобретений и технического
прогресса? (Сам характер
сравнений, которые рождаются у поэта, убеждает нас в том, что Андрей
Вознесенский – поэт ХХ века. Мордочку лисички он сравнивает с
вечным пером;
сердцевину цветка – с космодромом; утку – с
утюжком.)
Вывод.
В круг сравнений поэта входят предметы
и явления, рожденные техническим прогрессом ХХ века.
V.
Итог урока.
Игра
«Стань поэтом».
–
Попробуйте взглянуть на мир глазами
поэта: знакомый предмет, явление сравнить с чем-либо, о неживом сказать
как о
живом.
Поэтический
взгляд совсем не
обязательно предполагает сравнивать наблюдаемое явление с чем-то
прекрасным.
Сравнение должно быть точным, абсолютно индивидуальным, неожиданно
приоткрывающим какую-то связь между явлениями, которую до поэта никто
не
обнаруживал.
Домашнее
задание:
подготовить
выразительное чтение стихотворений наизусть (по выбору учащихся);
продолжить
игру, придумать одно-два сравнения.