Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 136–137.
Цели:
продолжить линию, связанную с утверждением поэзии как
особого взгляда на мир: показать, что в восприятии поэта переплетаются
вечный
мир Природы и быстро меняющийся мир создаваемых человеком предметов.
Оборудование:
репродукции картин по теме «Времена
года. Весна. Лето».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выразительное
чтение стихотворений наизусть.
Игра.
Какие образы, сравнения вы придумали?
Поэзия
– особый
взгляд на мир, взгляд индивидуальный, поэтому у вас получились такие
разные,
непохожие друг на друга сравнения.
III.
Объявление темы и постановка целей урока.
Учитель.
Сегодня мы познакомимся со стихами поэтов, которые страстно влюблены в
природу,
рассмотрим сходство поэтического взгляда поэтов Асеева и Некрасовой на
природу.
IV.
Работа по теме урока.
1.
Николай Асеев «Июнь».
1)
Чтение учителем
стихотворения.
–
Почувствовали
вы атмосферу беспокойного летнего месяца? (Да, июнь
обрушивается на
лирического героя звуковым водопадом.)
2)
Беседа.
–
Вспомните стихотворение Федора Тютчева «Весенние
воды». Как поэт создавал
звуковой образ весны? (Впечатление шума создавалось картинкой
шумящих
весенних вод, а не птиц.)
–
Вы можете
представить звуки, в мир которых попал лирический герой Асеева? Какого
они
происхождения? (Поэт создает звуковой образ летнего месяца.
Разнообразие
птичьего пения передается в стихотворении Асеева даже с помощью
звукописи:
«Цити-вити», «Тьори-фьори». Но
впечатление птичьего пения, которое
подхватывается еще и эхом, осложняется и раскатами летнего грома,
который
слышится в небе, и свистом реактивных самолетов. Создается такое
впечатление,
что небо громыхает, возмущаясь, что в нем позволяют себе летать
реактивные
самолеты: и самолеты, словно испугавшись, поджимают крылья, как утки.
Таким
образом, звуки лета в данном случае – это птичье пение,
раскаты грома и свист
реактивных самолетов. Они и природного, и искусственного происхождения,
связанного с миром техники, с миром человеческих изобретений.)
–
В
стихах Вознесенского мир Природы сравнивается с миром, который создал
человек,
и с самим человеком. А в стихотворении Асеева такие же сравнения? (С
одной
стороны, это такие же сравнения. «Ели ухом шевелят»
– сравнение еловых веток с
человеческим ухом; «зеленая клетка» леса
– сравнение густого леса с птичьей
клеткой; сравнение веток сосны с руками также является сравнением
природного с
частью человеческого тела. С другой стороны, присутствует обратное
сравнение:
неживые крылья самолетов сравниваются с крыльями уток. Наблюдается
полное
взаимопроникновение миров: природного и человеческого.)
3)
Выразительное
чтение
стихотворения учащимися.
Физкультминутка
2.
Ксения Некрасова «Весна».
1)
Чтение стихотворения
учителем.
–
Видите, как в
восприятии поэтов тесно переплетены эти два мира: вечный мир Природы и
быстро
меняющийся мир предметов, создаваемых Человеком, – мир
техники.
2)
Беседа.
–
Какие
образы-олицетворения придумала Ксения Некрасова, чтобы рассказать нам о
весне? (Образ
босоногой березовой рощи, образ самой природы.)
–
Почему роща названа «босоногой»? (Образ
босоногой березовой рощи, которая
всплеснула голыми веточками рук и разогнала кричащих грачей, чтобы их
грай не
отразился на показаниях весенних, очень нежных и очень точных,
приборов. Роща
названа босоногой, поскольку земля еще голая, сырая, на ней нет травы,
чтобы
прикрыть и защитить ноги-стволы деревьев.)
–
О чем должны
сообщить миру «тонколиственные приборы»? (Подснежники,
которые должны
фиксировать время и сообщить миру о приходе весны.)
–
Как поэтесса выражает свое глубокое преклонение перед миром Природы? (Через
образ прохожего, который низко и с благоговением склоняется перед
подснежниками
и просит окружающих не шуметь, чтобы не нарушить показания этих нежных
приборов.)
–
Как поэтесса обнаруживает, что она живет в век технического прогресса? (Через
сравнение подснежников с приборами, которые, словно по последнему слову
техники, расставила природа.)
–
Прочитайте последние четыре строки стихотворения. Объясните многоточие
в конце
стихотворения. (Эти строки напоминают японское хокку,
поэтесса оставляет
читателю право самому дорисовать картину, увидеть внутренним взором
хрупкость и
силу первых весенних цветов.)
V.
Итог урока.
–
Почему стихи Н. Асеева и К. Некрасовой поместили в учебнике рядом? (Их
поэтический взгляд на природу схож: они рисуют храм Природы, в котором
есть и
предметы человеческого мира (самолеты у Асеева, приборы по последнему
слову
техники у Некрасовой); в то же время каждый поэт создает удивительный
мир, в
котором наблюдается взаимопроникновение человеческого и природного
миров.)
Домашнее
задание
(по выбору
учащихся): выучить наизусть одно из понравившихся
стихотворений; нарисовать
рисунки-иллюстрации; подготовить выразительное чтение.