twitter ВКонтакте facebook

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Н. АСЕЕВА «ИЮНЬ», К. НЕКРАСОВОЙ «ВЕСНА»

Страницы учебника: 136–137.

Цели: продолжить линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир: показать, что в восприятии поэта переплетаются вечный мир Природы и быстро меняющийся мир создаваемых человеком предметов.

Оборудование: репродукции картин по теме «Времена года. Весна. Лето».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Игра. Какие образы, сравнения вы придумали?

Поэзия – особый взгляд на мир, взгляд индивидуальный, поэтому у вас получились такие разные, непохожие друг на друга сравнения.

III. Объявление темы и постановка целей урока.

Учитель. Сегодня мы познакомимся со стихами поэтов, которые страстно влюблены в природу, рассмотрим сходство поэтического взгляда поэтов Асеева и Некрасовой на природу.

IV. Работа по теме урока.

1. Николай Асеев «Июнь».

1) Чтение учителем стихотворения.

– Почувствовали вы атмосферу беспокойного летнего месяца? (Да, июнь обрушивается на лирического героя звуковым водопадом.)

2) Беседа.

– Вспомните стихотворение Федора Тютчева «Весенние воды». Как поэт создавал звуковой образ весны? (Впечатление шума создавалось картинкой шумящих весенних вод, а не птиц.)

– Вы можете представить звуки, в мир которых попал лирический герой Асеева? Какого они происхождения? (Поэт создает звуковой образ летнего месяца. Разнообразие птичьего пения передается в стихотворении Асеева даже с помощью звукописи: «Цити-вити», «Тьори-фьори». Но впечатление птичьего пения, которое подхватывается еще и эхом, осложняется и раскатами летнего грома, который слышится в небе, и свистом реактивных самолетов. Создается такое впечатление, что небо громыхает, возмущаясь, что в нем позволяют себе летать реактивные самолеты: и самолеты, словно испугавшись, поджимают крылья, как утки. Таким образом, звуки лета в данном случае – это птичье пение, раскаты грома и свист реактивных самолетов. Они и природного, и искусственного происхождения, связанного с миром техники, с миром человеческих изобретений.)

– В стихах Вознесенского мир Природы сравнивается с миром, который создал человек, и с самим человеком. А в стихотворении Асеева такие же сравнения? (С одной стороны, это такие же сравнения. «Ели ухом шевелят» – сравнение еловых веток с человеческим ухом; «зеленая клетка» леса – сравнение густого леса с птичьей клеткой; сравнение веток сосны с руками также является сравнением природного с частью человеческого тела. С другой стороны, присутствует обратное сравнение: неживые крылья самолетов сравниваются с крыльями уток. Наблюдается полное взаимопроникновение миров: природного и человеческого.)

3) Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Физкультминутка

2. Ксения Некрасова «Весна».

1) Чтение стихотворения учителем.

– Видите, как в восприятии поэтов тесно переплетены эти два мира: вечный мир Природы и быстро меняющийся мир предметов, создаваемых Человеком, – мир техники.

2) Беседа.

– Какие образы-олицетворения придумала Ксения Некрасова, чтобы рассказать нам о весне? (Образ босоногой березовой рощи, образ самой природы.)

– Почему роща названа «босоногой»? (Образ босоногой березовой рощи, которая всплеснула голыми веточками рук и разогнала кричащих грачей, чтобы их грай не отразился на показаниях весенних, очень нежных и очень точных, приборов. Роща названа босоногой, поскольку земля еще голая, сырая, на ней нет травы, чтобы прикрыть и защитить ноги-стволы деревьев.)

– О чем должны сообщить миру «тонколиственные приборы»? (Подснежники, которые должны фиксировать время и сообщить миру о приходе весны.)

– Как поэтесса выражает свое глубокое преклонение перед миром Природы? (Через образ прохожего, который низко и с благоговением склоняется перед подснежниками и просит окружающих не шуметь, чтобы не нарушить показания этих нежных приборов.)

– Как поэтесса обнаруживает, что она живет в век технического прогресса? (Через сравнение подснежников с приборами, которые, словно по последнему слову техники, расставила природа.)

– Прочитайте последние четыре строки стихотворения. Объясните многоточие в конце стихотворения. (Эти строки напоминают японское хокку, поэтесса оставляет читателю право самому дорисовать картину, увидеть внутренним взором хрупкость и силу первых весенних цветов.)

V. Итог урока.

– Почему стихи Н. Асеева и К. Некрасовой поместили в учебнике рядом? (Их поэтический взгляд на природу схож: они рисуют храм Природы, в котором есть и предметы человеческого мира (самолеты у Асеева, приборы по последнему слову техники у Некрасовой); в то же время каждый поэт создает удивительный мир, в котором наблюдается взаимопроникновение человеческого и природного миров.)

Домашнее задание (по выбору учащихся): выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений; нарисовать рисунки-иллюстрации; подготовить выразительное чтение.