Follow @Pyccstudy |
Страницы
учебника: 138–140.
Цели:
работая с поэтическим текстом Николая
Заболоцкого, помочь детям увидеть два образа весенней природы;
посмотреть на
мир глазами художников-импрессионистов.
Оборудование:
выставка работ учащихся.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
По
выбору учащихся прочитать наизусть или выразительно одно из
понравившихся
стихотворений.
III.
Объявление темы и постановка целей урока.
Учитель.
Природа для поэтов ХХ века – это и музей, и лаборатория. Она
и вечная, и каждый
раз обновляющаяся. Сегодня, работая с поэтическим текстом Николая
Заболоцкого,
увидим образы весенней природы.
IV.
Работа по теме урока.
1.
Чтение стихотворения учителем.
–
Вам
понравилось это стихотворение? Какой из его образов вы представляете
лучше
всего? (Высказывания детей.)
2.
Беседа.
–
Как лирический
герой воспринимает природу весной? Случайно ли в одной части
стихотворения поэт
использует такие слова, как лаборатория, колбочки, химик,
врач, тетрадка,
урок, а в другой части –
таинственный,
дикарь, причитания, старинные, хоровод, сказки, древние, чудеса?
–
Прочитайте эти
части стихотворения. (Природа для лирического героя
– это и весенняя
лаборатория, очень современная, все процессы в которой совершаются
прямо на
наших глазах; это и вечный хранитель продолжения рода: она передает
всем своим
видам и формам память о том, как продолжить свой род.)
–
Правильно ли
будет сказать, что в разных частях стихотворения (в каких именно?) поэт
создает
два разных образа весенней природы? Так что же такое весенняя природа
для
лирического героя? (Поэт создает и современный образ весенней
природы,
главное в котором – процесс ее ежегодного ОБНОВЛЕНИЯ, и
сказочный, фольклорный
образ весенней природы, главное в котором – идея ВЕЧНОСТИ
природы, ее
овеянности старинными поверьями, легендами, обрядами и сказками.
Весенняя
природа для лирического героя – это и современная
лаборатория, и старинная
знакомая сказка, персонажами в которой являются все ее дети: глухари и
зайцы,
наиболее страстно реагирующие на приход весны, увлеченные глухари во
время тока
совершенно теряют голову и перестают замечать опасность.)
3.
«Международная выставка».
–
На
международной выставке «Необычный взгляд на мир»
отыщите пейзажи Клода Моне и
Огюста Ренуара.
–
Что привлекает художников в изображении природы: ее вечная неувядающая
красота
или ее изменчивость, быстротечность, присущее ей движение (обратите
внимание на
облака, игру света и тени, на отражения в воде, вибрацию воздуха)?
–
Авторы этих пейзажей – французские художники-импрессионисты,
которые жили во
второй половине XIX – первой трети ХХ века.
Импрессионизм
(от фр. impression –
впечатление) – это направление в искусстве последней трети
XIX – начала ХХ
века. Представители импрессионизма стремились запечатлеть изменчивость
окружающего мира, передать собственные мимолетные впечатления.
–
В
чем особенность пейзажей этих художников? (В своих
произведениях они
непосредственно воспроизводили повседневную жизнь, изображая как бы
случайно
увиденные сцены, выбирая неожиданные точки зрения и ракурсы. Живопись
импрессионистов передает ощущение яркого солнечного света, изменчивого
освещения и подвижного воздуха, в которых исчезают контуры предметов.
Им важно
написать не столько сами деревья, сколько впечатление вибрации листиков
на
деревьях; не поверхность реки, но впечатление блеска, ослепительных
бликов,
которыми искрится река; не сами лодки, но ощущение их покачивания на
воде.)
Работа
на пленэре (от фр. plein air, буквально открытый
воздух) и
переосмысление роли цвета в живописи позволили
художникам-импрессионистам
создать новую колористическую систему. Они отказались от смешанных
красок и
начали писать красками, воспроизводившими чистые цвета спектра, нанося
их на
холст отдельными мазками. При этом цвет достигается зрительным
смешением красок
при созерцании картины.
–
Какой из пейзажей кажется более жизнерадостным? В каком ярче выражена
сиюсекундность происходящего? (Более жизнерадостным кажется
пейзаж Ренуара
«Лягушатник», жизнь внутри которого менее
упорядочена.)
Это
излюбленное место купания парижан, прозванное в шутку
«лягушатником», где
погожими днями собиралась молодежь.
В
пейзаже Ренуара намеренно подчеркивается тайность того кусочка природы,
который
выхватывает глаз. (Это не выстроенная красивая композиция, а
некий фрагмент,
случайно выхваченный кусочек быстро меняющейся жизни. Именно поэтому
верхней
горизонтальной кромкой холста обрезаны деревья, а нижней –
лодки. Справа
вертикаль холста так же обрезает лодочную станцию. Из-за этого
стремления
передавать не предметы, а лишь впечатление, которое они производят,
создается
ощущение дрожания свето-воздушной среды, впечатление вибрации воздуха,
мелькания и солнечности бликов на воде, оживленности жизни
«лягушатника»,
сиюсекундности всего происходящего.)
Пейзаж
Клода Моне «Сена у Буживаля» (то есть река Сена у
местечка во Франции, которое
называется Буживаль) представляет собой завершенную и красивую
композицию. (Широкая
дорога постепенно сужается и уходит вдаль. В самом
центре картины есть
точка схода вcex линий, по которым движется глаз: к
этой точке
схода устремляются
дорога и тротуар.
К ней же стремятся склоны гор. Туда
же невольно «пpoвucaem» и небо.)
Импрессионизм
нашел воплощение в искусстве разных стран в живописи, скульптуре,
музыке и
литературе.
V.
Итог урока.
–
Мы
увидели природу глазами поэта Н. Заболоцкого и художников Моне и
Ренуара. Что
же привлекает их в природе: изменчивость или постоянство, неизменность,
стабильность? (Ответы детей.)