twitter ВКонтакте facebook

ПРИРОДА, УВИДЕННАЯ ГЛАЗАМИ ПОЭТА, ХУДОЖНИКА (по стихотворению Н. Заболоцкого «Весна в лесу», по картинам О. Ренуара, К. Моне)

Страницы учебника: 138–140.

Цели: работая с поэтическим текстом Николая Заболоцкого, помочь детям увидеть два образа весенней природы; посмотреть на мир глазами художников-импрессионистов.

Оборудование: выставка работ учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

По выбору учащихся прочитать наизусть или выразительно одно из понравившихся стихотворений.

III. Объявление темы и постановка целей урока.

Учитель. Природа для поэтов ХХ века – это и музей, и лаборатория. Она и вечная, и каждый раз обновляющаяся. Сегодня, работая с поэтическим текстом Николая Заболоцкого, увидим образы весенней природы.

IV. Работа по теме урока.

1. Чтение стихотворения учителем.

– Вам понравилось это стихотворение? Какой из его образов вы представляете лучше всего? (Высказывания детей.)

2. Беседа.

– Как лирический герой воспринимает природу весной? Случайно ли в одной части стихотворения поэт использует такие слова, как лаборатория, колбочки, химик, врач, тетрадка, урок, а в другой части –  таинственный, дикарь, причитания, старинные, хоровод, сказки, древние, чудеса?

– Прочитайте эти части стихотворения. (Природа для лирического героя – это и весенняя лаборатория, очень современная, все процессы в которой совершаются прямо на наших глазах; это и вечный хранитель продолжения рода: она передает всем своим видам и формам память о том, как продолжить свой род.)

– Правильно ли будет сказать, что в разных частях стихотворения (в каких именно?) поэт создает два разных образа весенней природы? Так что же такое весенняя природа для лирического героя? (Поэт создает и современный образ весенней природы, главное в котором – процесс ее ежегодного ОБНОВЛЕНИЯ, и сказочный, фольклорный образ весенней природы, главное в котором – идея ВЕЧНОСТИ природы, ее овеянности старинными поверьями, легендами, обрядами и сказками. Весенняя природа для лирического героя – это и современная лаборатория, и старинная знакомая сказка, персонажами в которой являются все ее дети: глухари и зайцы, наиболее страстно реагирующие на приход весны, увлеченные глухари во время тока совершенно теряют голову и перестают замечать опасность.)

3. «Международная выставка».

– На международной выставке «Необычный взгляд на мир» отыщите пейзажи Клода Моне и Огюста Ренуара.

– Что привлекает художников в изображении природы: ее вечная неувядающая красота или ее изменчивость, быстротечность, присущее ей движение (обратите внимание на облака, игру света и тени, на отражения в воде, вибрацию воздуха)?

– Авторы этих пейзажей – французские художники-импрессионисты, которые жили во второй половине XIX – первой трети ХХ века.

Импрессионизм (от фр. impression – впечатление) – это направление в искусстве последней трети XIX – начала ХХ века. Представители импрессионизма стремились запечатлеть изменчивость окружающего мира, передать собственные мимолетные впечатления.

– В чем особенность пейзажей этих художников? (В своих произведениях они непосредственно воспроизводили повседневную жизнь, изображая как бы случайно увиденные сцены, выбирая неожиданные точки зрения и ракурсы. Живопись импрессионистов передает ощущение яркого солнечного света, изменчивого освещения и подвижного воздуха, в которых исчезают контуры предметов. Им важно написать не столько сами деревья, сколько впечатление вибрации листиков на деревьях; не поверхность реки, но впечатление блеска, ослепительных бликов, которыми искрится река; не сами лодки, но ощущение их покачивания на воде.)

Работа на пленэре (от фр. plein air, буквально открытый воздух) и переосмысление роли цвета в живописи позволили художникам-импрессионистам создать новую колористическую систему. Они отказались от смешанных красок и начали писать красками, воспроизводившими чистые цвета спектра, нанося их на холст отдельными мазками. При этом цвет достигается зрительным смешением красок при созерцании картины.

– Какой из пейзажей кажется более жизнерадостным? В каком ярче выражена сиюсекундность происходящего? (Более жизнерадостным кажется пейзаж Ренуара «Лягушатник», жизнь внутри которого менее упорядочена.)

Это излюбленное место купания парижан, прозванное в шутку «лягушатником», где погожими днями собиралась молодежь.

В пейзаже Ренуара намеренно подчеркивается тайность того кусочка природы, который выхватывает глаз. (Это не выстроенная красивая композиция, а некий фрагмент, случайно выхваченный кусочек быстро меняющейся жизни. Именно поэтому верхней горизонтальной кромкой холста обрезаны деревья, а нижней – лодки. Справа вертикаль холста так же обрезает лодочную станцию. Из-за этого стремления передавать не предметы, а лишь впечатление, которое они производят, создается ощущение дрожания свето-воздушной среды, впечатление вибрации воздуха, мелькания и солнечности бликов на воде, оживленности жизни «лягушатника», сиюсекундности всего происходящего.)

Пейзаж Клода Моне «Сена у Буживаля» (то есть река Сена у местечка во Франции, которое называется Буживаль) представляет собой завершенную и красивую композицию. (Широкая дорога постепенно сужается и уходит вдаль. В самом центре картины есть точка схода вcex линий, по которым движется глаз: к этой точке схода  устремляются дорога и тротуар. К ней же стремятся склоны гор. Туда  же невольно «пpoвucaem»  и небо.)

Импрессионизм нашел воплощение в искусстве разных стран в живописи, скульптуре, музыке и литературе.

V. Итог урока.

– Мы увидели природу глазами поэта Н. Заболоцкого и художников Моне и Ренуара. Что же привлекает их в природе: изменчивость или постоянство, неизменность, стабильность? (Ответы детей.)